«(Анти)симфония» А. Шнитке: большое интервью с участниками концерта


В преддверии концерта «(Анти)симфония» А. Шнитке в Российско-немецком доме в Москве 8 июня в 19:00 мы взяли интервью у дирижера оркестра "Новая Москва" Даяны Гофман, его директора Владимира Срапионяна, а также двух приглашенных солистов-скрипачей Андрея Пашкевича и Анастасии Стрельниковой.

Мы же правильно поняли, что это новая программа для оркестра, она впервые будет исполняться именно в Российско-немецком доме в Москве, а потом будет представлена и на других площадках?

Даяна Гофман:

Да, это действительно так. Потом у оркестра с этой программой, возможно, будут гастроли в Поволжье – на родине Шнитке, и впоследствии она будет еще неоднократно исполняться на других площадках в Москве.

Даяна, в год 90-летия со дня рождения Альфреда Шнитке вы уже выступали на открытых встречах в культурно-деловых центрах российских немцев и знакомили слушателей с его творчеством и судьбой. А сейчас на концерте в РНДМ будет представлена целая программа с его музыкой. Расскажите, как вы отобрали репертуар? И почему решили представить в стенах РНДМ именно такую программу? Чего ждать слушателям 8 июня, готовиться ли к каким-то сюрпризам?

Отвечу связанным текстом на все вопросы сразу. Нужно сказать, что Шнитке – не самый простой композитор. К нему музыканты и дирижеры приходят все в свое время. Кто-то из моих коллег исполнял и дирижировал Шнитке уже в стенах консерватории. У меня сейчас первое крупное столкновение с его творчеством в формате целой монопрограммы и, наверное, это очень правильно случилось именно сейчас, в год 90-летия. У меня была целая преамбула подготовки к этому концерту – в марте этого года я посетила Поволжье: Саратов и Энгельс – родину Шнитке. Там я погрузилась в историю поволжских немцев, собственно, семья Шнитке к ней напрямую относится.

Потом был проект «Открытые встречи», в рамках которого я выступила с лекциями о творчестве и музыке Шнитке в Москве, Барнауле, Томске и Калининграде.

В четырех городах я не только выступала и рассказывала зрителям о том значении, которое имеет Шнитке для русской культуры, российских немцев и всего мира, но и сама как будто глубже погружалась в его творчество с каждой лекцией. Так всегда происходит, когда преподаватель что-то так долго объяснял, что сам понял. Подобное происходило и у меня.

Я окончила Московскую консерваторию, кафедру симфонического дирижирования, и главой этой кафедры много лет был Геннадий Рождественский – великий дирижер с мировым именем, который не просто работал со Шнитке, а был первооткрывателем многих произведений. У них была очень крепкая творческая связь. Мы, как дети Геннадия Николаевича, всегда ощущали эту связь, и сейчас это прикосновение к Шнитке в рамках 90-летия и будущего концерта для меня очень значимо.

Выбор программы дался нам в этот раз непросто: мы планировали программу не только для концерта 8 июня в Москве, но и для ожидаемых гастролей в Поволжье летом. Нужно было собрать такую программу, которая одинаково хорошо смогла бы прозвучать минимум на четырех площадках. Из-за этого мы даже отодвигали дату концерта, так как меняли одно из сочинений, но в итоге я очень довольная тем, что получилось. Прежде всего, это будет сочинение, которое называется «Moz-art a la Haydn». Отвечая на вопрос про сюрпризы, я думаю, как раз в этом сочинении что-то необычное и неожиданное для зрителей обязательно будет, потому что оно почти театральное. Целый театр и ворох разных эпох промелькнет перед зрителями чуть больше чем за 10 минут, а потом все это растворится.

Следующим сочинением будет «Concerto grosso» N1 – нетленное произведение. Казалось бы, одно из самых известных в репертуаре Шнитке, но при этом не ставшее более понятным или очевидным. Оно достаточно непростое, и я рада, что прикасаюсь к нему именно сейчас, когда мне уже есть, что сказать, и я могу услышать то, чего не могла бы услышать раньше.

Завершат концерт фрагменты музыки из кинофильмов. Я долго думала, насколько будет корректным внутрь такой строгой филармонической программы добавлять произведения из кино. Такой опыт у нас был, когда мы играли моноконцерт произведений Шостаковича, и я делала переложение из кинофильма «Овод» и других фильмов, что вместе в итоге очень хорошо сочеталось.

Мне захотелось показать Шнитке таким, каким его знают люди, а они его знают не только как сложного композитора, который открывает космические вершины и глубины, но и как композитора с любимыми мелодиями из кино. Поэтому мы хотели составить полный автопортрет в честь 90-летия, и я думаю, что наши зрители смогут оценить, насколько у нас это получилось 8 июня.

Играли ли вы эти произведения раньше? Как вы относитесь к творчеству Альфреда Шнитке? Какие у вас есть ожидания от оркестра?

Андрей Пашкевич (скрипка):

Музыка Шнитке настолько необычна, что будто приоткрывает то, что всегда существует рядом с нами, но чего мы не способны видеть. Сочетать одновременно ужас, панику, красоту и благодать, и воздействовать на психику слушателя таким кластером чувств это производит сильное художественное впечатление. Нередко, слушая его произведения, кажется, будто ты уже знаешь эту музыку, хотя знакомишься с ней впервые.

Одним словом, концерт из музыки Шнитке это прикосновение к сложному, драматичному, художественному языку талантливого человека. Надеюсь, что мое исполнение и исполнение великолепных музыкантов оркестра «Новая Москва» не только раскроет этот необычный композиторский талант, но и привнесет нечто важное и стоящее в художественное прочтение этой музыки.

Анастасия Стрельникова (скрипка):

Перед собственным исполнением Шнитке был долгий путь вслушивания в музыкальный текст и знакомства с его образным миром. Как ни странно, одни из самых ярких культурных впечатлений в моей жизни связаны как раз с его именем: это грандиозное исполнение кантаты «История доктора Иоганна Фауста» в Большом зале консерватории с новой инструментовкой Кузьмы Бодрова, а также книга Александра Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке», побудившая задуматься о предназначении музыканта и поиске собственного пути. Юбилейный год Шнитке, к счастью, не обошел меня стороной: я уже сыграла несколько концертов его музыки с разными коллективами. Шнитке оставил достаточно обширный репертуар произведений для скрипки, но «Concerto grosso» N1 – это особенно знаковое произведение, квинтэссенция чувств, мыслей о мире, человеке в его трагическом понимании. Поэтому очень рада возможности сыграть его еще раз. Дирижера Даяну Гофман я знаю давно, но сотрудничество все никак не удавалось из-за несовпадения графиков. И поэтому вдвойне рада наконец-то поработать с таким прекрасным вдумчивым музыкантом и с коллективом «Новая Москва», который состоит из высококлассных музыкантов, многих из которых я знаю лично и с которыми имела удовольствие музицировать в разные творческие периоды.

Очень бы хотелось передать разные, в чем-то полярные грани творчества Шнитке: в концерте, помимо «Concerto grosso» N1, будет и киномузыка, и легкая пьеса для двух скрипок в стиле венских классиков. Все для того, чтобы слушатель увидел мир во всех его проявлениях от глубоко трагического до светлого и радостного.

Есть ли какие-то особенности подготовки концерта на площадке Российско-немецкого дома?

Владимир Срапионян (директор оркестра «Новая Москва»):

В целом концерт как концерт, но так как площадка в Российско-немецком дома не является именно концертным залом, ее необходимо подготовить. В тесном сотрудничестве с работниками Международного союза немецкой культуры (МСНК) мы пришли к некоторым решениям, которые позволят сделать из конференц-зала концертный зал: например, мы договорились о светопредставлении, так как даже в нотах у Шнитке прописан конкретный свет.

Помимо художественных решений, есть конкретные технические задачи: банально необходимо, чтобы в зале было относительно темно, а на сцене – светло, к чему люди и привыкли на концертных площадках. Кроме этого, важно, чтобы была сцена. У нас сцены нет, поэтому мы должны создать ее другими методами. Чтобы это реализовать, у оркестра будет конкретная рассадка, покрывало, похожее на линолеум черного цвета, который будет выделять данное пространство, свет и стулья, которые тоже важны для музыкантов и визуала.

Я отмечу, что мы неоднократно сотрудничали с МСНК, и у нас уже есть опыт постановки концертов в похожем формате, но эта программа действительно отличается от того, что мы делали ранее. Так что для нас это тоже своего рода вызов, и я уверен, что мы справимся на «отлично».

Мы благодарим команду МСНК за то, как она максимально оперативно содействует нам во всем. Для концертной деятельности это крайне важно. Как правило, мы готовимся за две, три, иногда четыре недели, а для подготовки концерта это не так много, но благодаря тесному сотрудничеству, МСНК быстро предоставляет нам информацию, данные и ресурcы, что облегчает мне формирование конкретного плана репетиций, действий и освещения в СМИ.


Концерт «А. Шнитке «(Анти)симфония» пройдет в зале «Берлин» Российско-немецкого дома в Москве

8 июня в 19:00. Адрес: м. Фрунзенская, ул. Малая Пироговская 5.

Вход свободный, необходима регистрация по ссылке

Рубрики: ИнтервьюРоссийско-Немецкий Дом в Москве