Генеалог и коуч-стилист Ольга Бондаренко: «Стиль – это про идентичность»


Как обрести опору и идентичность через семейную историю и внешний облик? Какие существуют этнические тренды в моде и как создать современный стильный образ с элементами традиции? Как искать одежду в этностиле даже в обычных магазинах и на онлайн-маркетах? Об этом узнают участники Дискуссионного клуба «Авангард» в Барнауле, где выступит коуч-стилист и генеалог Ольга Бондаренко (Цитцер).

Ольга известна в сообществе российских немцев своими проектами, в частности мастер-классами на тему генеалогии. Историю своего рода она знает до первого немецкого переселенца и даже дальше. При этом вместе с генеалогией Ольгу всегда интересовала тема стиля, и сейчас она работает как коуч-стилист и помогает женщинам выразить себя через одежду.

На Дискуссионном клубе российских немцев «Авангард» эксперт расскажет, как со вкусом вплести элементы национального костюма российских немок в современный гардероб. А мы делимся с нашими читателями советами и маленькими спойлерами ее выступления. Мы поговорили с Ольгой про психологические архетипы, стиль, блузки и туфли, генеалогию, и как всё это помогает понять себя и укрепить внутреннюю опору.

Ольга, я предвкушала нашу встречу! Мы с вами коллеги по духу и обе занимаемся тем, как найти место традиции и истории в жизни современного человека XXI века. Вы это делаете с помощью стиля и генеалогии, я – с помощью своей фольклорной деятельности. И как раз об этом будет ваше выступление на дискуссионном клубе «Авангард»: как интегрировать элементы традиционного костюма российских немцев в современный повседневный образ. Расскажите, пожалуйста, что ждет участников лекции.

Маленькая предыстория: год назад меня пригласили на выпускной показ в НГУАДИ (Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств - прим. ред.). Там есть кафедра дизайна костюма и моды. И некоторые коллекции юных дизайнеров несли в себе ноты русского национального костюма. Я подумала: вот бы сделать проект в организациях российских немцев, чтобы девушки показали интерпретацию национального костюма российских немок в своем гардеробе.

Мне эта идея запала, и я начала думать, как соединить современные тенденции с элементами традиционного костюма. И вот мне предложили выступить на такую тему.

Однозначно – это вызов для меня! Но я без раздумий согласилась, потому что это мне самой интересно. И мне важно не превращать всё в костюмированную вечеринку, я хочу делать это стильно, красиво, адекватно времени. Я подумала, что будет здорово, если я сама приду на лекцию в образе, в своей интерпретации национального костюма. Посмотрела на свой гардероб и сразу поняла, что надену вот это, это и это. То есть всё из современных вещей.

Конечно, я вдохновляюсь историческими источниками, иллюстрациями. Например, у Альберта Кречмера есть много иллюстраций на тему костюмов старой, еще необъединенной Германии. Что вообще такое национальный костюм российских немцев? Это же крестьянский костюм. А мне хочется пофантазировать, а если бы они не были крестьянами. Потому что хочется использовать дорогие и качественные ткани, аксессуары. Это широкое поле для фантазии и исторического анализа! Я погрузилась в этот процесс, хожу по магазинам и уже вижу вещи, которые можно вписать в образ.

Ольга, я сейчас любуюсь вами: вы с таким детским, искренним восторгом обэтом говорите! Я сама заражаюсь этим азартом и предвкушаю встречу в Барнауле. То есть для вас это дебют – тема про немецкую этнику в современном образе?

Да, и ведь никто этим не занимался. Мы видим на подиумах и в коллекциях разных брендов интерпретации по мотивам русского национального костюма: стиль а-ля рус. А кто бы показал костюм российских немцев? И мне хочется пофантазировать об этом – посмотрим, что получится.

Выходит, необязательно что-то специально вышивать, кроить по определенному традиционному образу, а можно найти вещи в хорошем магазине и умело сочетать их?

Да, это же стилистика, творчество, это не должно бросаться в лоб: «Вот я сейчас в национальном костюме». Это очень тонко.

Я удивилась, когда вчера увидела в магазине вещь, очень похожую на наряд российских немок. Я ее сфотографировала и обязательно покажу на встрече.

Здорово! То есть нас ждет не только исторический экскурс в традицию костюма, но и то, как это видеть на витринах магазинов и на онлайн-маркетах?

Да, и я хочу сделать большой акцент на современность. Есть много вебинаров и литературы об истории костюма. Но как это увидеть в современном мире, как это адаптировать? Этого нет.

Безусловно, я делаю отсылки к истории. Когда заходит речь о национальном костюме, то опираются на исследование Елены Арндт («Национальный костюм немцев Поволжья (конец XVIII – начало XX века)» - прим. ред.). Я тоже читаю эту книгу, в ней есть иллюстрации с одеждой из музея, например, желтая блузка «прасна» – это кофта прямого кроя, едва доходившая до талии. Я беру эту музейную блузку и показываю, как с ней создать современный образ.

Прекрасно, прямо как мы любим: делать традицию уместной в XXI веке! Ольга, а можете ли вы дать советы для тех читателей RusDeutsch, кто не приедет в Барнаул на «Авангард», но прочитает интервью и заинтересуется этой темой? Может быть, маленькие спойлеры из лекции, как интегрировать этнику в современный гардероб и делать это уместно?

Первый совет – использовать неклассические вещи. Если мы берем что-то этническое, например, блузку-прасну, то не стоит надевать к ней классические вещи: брюки со стрелками, юбку-карандаш, любые строгие формы. Иначе стиль сразу исчезает! У кофты много деталей, и чтобы сбавить градус нарядности, можно сочетать ее с денимом. Сейчас актуален деним не чистых цветов.

Второй совет – ничто так не убивает образ, как неактуальная обувь. С этой кофтой хорошо бы смотрелись туфли «Мэри Джейн» или «Слингбеки».

И третий совет – следить за тенденциями, которые актуальны на протяжении нескольких сезонов. Например, джинсы не классические, а потертые.

Здорово, благодарю. Как раз интересно узнать про модные тенденции. Можно ли говорить сегодня об увеличении интереса в сторону этники?

Мне кажется, интерес был всегда, периодически он становится остромодной тенденцией, потом уходит на задний план и снова выстреливает. Если мы посмотрим модные показы, то там всегда включены этнические мотивы разных национальностей и народов: и японской культуры, и индейской. Это всегда актуально.

Ольга, а как давно вы работаете консультантом в сфере моды и внешнего бренда?

Стиль – это сфера, которая всегда была мне интересна, я развивалась в ней для себя, даже занимаясь генеалогией. А именно как коуч-стилист я работаю два года.

Это же тоже про идентичность, понимаете? Стиль – это про идентичность, как и генеалогия. Можно узнать, кто я, и транслировать себя настоящего через свой стиль.

Как ни крути, мы считываем друг друга по одежде. И вот тут подключаются архетипы, наш древний «архетипический» мозг в первую очередь считывает человека по образу, кто он и как себя с ним вести.

Я работаю с клиентами-женщинами: мне интересна стилистика с точки зрения раскрытия женской идентичности с помощью архетипов. Архетипы позволяют познакомиться с собой очень близко и даже вскрыть те теневые стороны, которые мы стараемся прикрыть.

Это глубокая работа. Сначала распаковать личность, а потом упаковать: создать стиль – то, что будет отражать женщину, соответствовать ее духу, ценностям, целям в жизни и философии.

Очень радостно за клиентов, которые попадают в ваши прекрасные руки. К вопросу о сочетании разной экспертности. Мне понравилось, как вы в социальных сетях написали про себя: «Архетипы, генеалогия, стиль». Как вы сейчас всё это сочетаете?

А вот так и сочетаю. Три дня занимаюсь исследованиями, три дня – стилем. На самом деле мне казалось, что это невозможно и нужно заниматься чем-то одним. И сначала я объявила всем в социальных сетях: «Всё, я больше не занимаюсь генеалогией!».

А потом поняла, что мне этого не хватает. Я – человек с историческим мышлением, мне важно идти в архив: просто подержать в руках старинные документы, почитать их и понять, как тогда люди жили.

И в плане идентичности это очень классно раскрывает личность, когда мы можем взять и генеалогию, и архетипы.

Это же дает такую мощность и опору! Ольга, давайте сейчас дадим читателям короткую справку для большего понимания. Архетипы в контексте нашего разговора – это о чем?

Родоначальник теории архетипов – Карл Юнг. Это обожаемый мною человек. У меня на книжной полке стоят в ряд его книги, они сложные, но я читаю и возвращаюсь к ним вновь и вновь.

По-простому, архетипы – это древние образы, которые содержатся в коллективном бессознательном. По мере формирования культуры человека, по мере развития мозга у нас в коллективном бессознательном откладывались эти образы. Например, если я скажу «мудрец», кого вы себе представили?

(Предлагаем читателям тоже пофантазировать! - прим. авт.)

Это старец с бородой, спокойным взглядом, может быть, он в мантии...

Да! И если вы зададите этот вопрос десяти людям, то восемь-девять человек опишут мудреца именно так. И я сама тоже. Почему? Можно сказать, что мы видели много таких образов в кино.

Архетипы – это некоторые образы, которыми мы мыслим. Мы не так-то просты, в нас есть противоположные черты характера. И через архетипы раскрывается сложная картина идентичности, это хороший инструмент для близкого знакомства с собой.

Я предвкушала встречу с вами, видя точки пересечения наших интересов и экспертизы! Хочется поговорить про общественное движение российских немцев. Вы активно включены в деятельность организаций российских немцев: выступали на открытых встречах, участвовали во многих других проектах.

Мой путь в движении российских немцев начался со «Школы идентичности» в Томске.

Когда я занималась генеалогией и вела свой блог в социальных сетях, то сразу позиционировала себя, что у меня немецкие корни. Поэтому все знакомые знали, что я российская немка.

Когда мужу предложили работу в Томске, мы переехали туда на два года. Однажды подруга скинула мне анкету на «Школу идентичности». И я, долго не думая, заполнила ее и попала на проект. Там я узнала, что, оказывается, существует общественное движение, что это не только для бабушек и дедушек, что вообще-то есть Немецкое молодежное объединение для юных людей. С этого начался мой путь, а потом пошло-поехало, проект за проектом.

Причем вы эксперт в генеалогии, вообще ценнейший кадр для сообщества российских немцев! Ольга, о чем для вас эта деятельность? В чем внутренняя мотивация быть включенной в сообщество, вкладываться своими интеллектуальными ресурсами, временем? Что это дарит вам?

Этот вопрос внутри что-то всколыхнул, мне так трогательно, и даже слезы накатились... (Ольга чуть задумалась)

Это мой маленький вклад в общее дело и в то, чтобы наш народ продолжал существовать. Ведь, как показывает перепись населения, всё меньше и меньше людей, кто идентифицирует себя как российский немец.

А мы же можем привлечь российских немцев разными темами: кто придет на стиль, кто – на генеалогию или что-то еще. И он увидит так же, как и я однажды, что здесь можно развиваться, найти друзей и единомышленников. Здесь можно себя реализовать.

Я включена во все генеалогические проекты, чтобы российские немцы знали свои истоки, могли дойти до первого поселенца – того человека, кто первым приехал в Российскую империю – и могли провести исследование дальше в Германии. Это важно. И еще лично мне это дает большую опору. Мне очень нравится работать с людьми с такими же корнями: тем самым я еще больше узнаю историю российских немцев.

Я бы могла знать только историю своей семьи. Но через судьбы других российских немцев моя картина народа становится с каждым разом все шире и шире.

А сейчас мы подключим сюда костюмы, как одевались наши прапрабабушки – это еще одна важная веха.

Ольга, расскажите, пожалуйста, про свою семью и немецкие корни. Я понимаю, что вы, как человек, глубоко погруженный в историю, наверное, можете целую книгу рассказать. Но чем хочется поделиться сейчас в рамках интервью?

Я поняла, что в целом истории российских немцев похожие. И я расскажу то, в чем многие узнают себя. Еще в организации российских немцев любят вопрос: назовите фамилии в своем роду.

А я знаю свою генеалогию по одной ветке до 1600-х годов. И чем дальше вглубь, тем больше у нас предков и фамилий. В восьмом поколении у нас уже 128 предков. И у каждой женщины была своя девичья фамилия.

Начну с самого близкого: фамилия моей бабушки Цитцер, фамилия прабабушки Гейер, фамилия прапрабабушки Кох. И так можно долго называть.

Мне известно, что первый предок Генрих Цитцер со свой женой Элизабет Ляйм приехали в 1766 году из маленького города Узинген и поселились в Поволжье, в Екатериненштадте, то есть сегодня в городе Маркс. Там их потомки и жили до 1941 года, потом их депортировали в Сибирь, прадедушку отправили в трудовую армию.

Я подняла в МВД личные дела депортированных, забрала из них фотографии, так можно делать. Прадедушку я помню: когда его не стало, мне было 9 лет. А вот прабабушка умерла задолго до моего рождения, и в личном деле была ее фотография.

А знаете, какая самая интересная находка в моем генеалогическом приключении? Когда я уже проводила исследование в Германии, выяснилось, что в городе Узинген есть переулок, который называется по фамилии Цитцер. И в метрической книге, когда умер мой предок Никель Йоханн Цитцер, написано: «Маленький, но по мужеству старый большой Цитцер, от которого пошло название переулка Цитцер».

Он умер в 1744 году, и, получается, уже почти триста лет в городе есть переулок, названный в честь моего предка. Мне оттуда сделали фотографию с указателем улицы Zitzergasse. И моя большая мечта (Ольга складывает руки у сердца) – приехать в этот маленький городок и прогуляться по этой улице…

Мы начали с того, как сохранять традиции, память предков и интегрировать это в современную жизнь. Хочу этой же темой закольцевать нашу беседу. Ольга, вы храните историю рода, а какие традиции российских немцев есть в вашей семье сейчас?

На самом деле я возрождаю традиции, потому что до меня практически ничего не дошло. Я раньше думала, что всё идет снизу вверх, то есть от корней к веточкам – от предков к потомкам. И родители, бабушки и дедушки должны что-то передать нам. Но сейчас я вижу, что можно возродить традицию и наоборот дать это своим родителям.

Как получилось в моей семье? Мама говорит мне: «Благодаря тому, что ты все это изучаешь, я теперь ощущаю себя стопроцентно российской немкой, а раньше об этом не задумывалась». И мы с мамой возрождаем традиции, но они очень маленькие, и, конечно, они относятся больше к кухне, празднованию Рождества. Для меня Рождество – это больше не религиозный праздник, а красивая традиция, которая относит тебя памятью к тому, кто ты есть. Еще я очень люблю народные танцы! И на всех проектах, если танцуют, я бегу в первую очередь.

Именно своим немецким женщинам в роду: бабушке и маме, – я обязана чувством вкуса и стиля. При скромных возможностях они творили невероятное!

Бабушка была для меня эталоном стильной женщины и казалась герцогиней. Мама шила невероятные платья моим Барби, одевала нас с сестрой так, что мы всегда чувствовали себя красивыми и особенными.

Ольга, хочется завершить беседу теплым пожеланием. Что бы вы могли из текущего состояния пожелать тем людям, кто погрузится в нашу историю?

Мы живем в сложное время, хотя в разные эпохи были сложности, и многие сейчас ищут способ, как справиться с тревогой. И я скажу, что помогает мне.

Я всегда ищу опору в истории и в первую очередь в своей семейной истории. Вы всегда найдете там то, чем можно гордиться, на что можно опереться.

Я уже шесть лет занимаюсь генеалогией, и если сравнить «до» и «после» – это несопоставимые состояния. Сейчас я ощущаю, что стою на крепком фундаменте, и мой фундамент – это семейная история, моя идентичность. И, конечно, это не только этническая идентичность, а в целом личность, но очень многое в ней связано с историей.


Дискуссионный клуб российских немцев «Авангард» состоится с 17 по 21 апреля в Барнауле. Ознакомиться с более подробной информацией о мероприятии можно на официальном сайте по ссылке.

Рубрики: АвангардИнтервью