25 марта в Российско-немецком доме в Москве в рамках проекта «Открытые встречи» состоялся вечер, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося композитора XX века Альфреда Шнитке, который провела основатель, художественный руководитель и дирижер оркестра «Новая Москва» Даяна Гофман.
В самом начале открытой встречи под названием: «А. Шнитке "(Анти)симфония". К 90-летию со дня рождения гения» Даяна Гофман призналась, что решила отойти от общепринятого формата лекции-презентации.
«В сегодняшнем мире нас постоянно сопровождает огромное количество визуальной информации.
Мы много читаем, и наши глаза все время видят картинки. Вместе с тем, мне, как музыканту, кажется, что наш аудиальный канал, наше умение слушать, немного атрофируется.
И поэтому сегодня я бы хотела провести чистый эксперимент с точки зрения того, как мы воспринимаем музыку».
Поэтому музыкант решила построить встречу в форме интерактива. Она не только рассказала об удивительной и непростой творческой судьбе русско-немецкого гения Альфреда Шнитке, но и познакомила слушателей с тремя его великими сочинениями: Requiem, «Первая симфония» и «Танго в сумасшедшем доме».
Раздав участникам листочки бумаги и ручки, дирижер поставила перед гостями вечера творческую задачу – не просто прослушать произведения выдающегося композитора, но и написать какие ассоциации, чувства и эмоции вызывает у каждого из них эта музыка.
Альфред Шнитке – автор девяти симфоний, хотя фактическое их число – десять. Дело в том, что композитор решил, что его первая симфония не достойна внимания и сделал ее «нулевой». Свою первую симфонию Шнитке назвал «Анти(симфонией)». Она соединяет в себе множество различных музыкальных элементов, в том числе джаз.
Одной из вершин творческого наследия композитора стала «Девятая симфония», которую Шнитке писал в последние годы жизни. Среди музыкантов бытует мнение, что на симфонии под номером 9 лежит проклятье: многие композиторы, по поверью, умирали, создав девятую симфонию.
Говоря о личности Альфреда Шнитке, Даяна Гофман процитировала выдающего австрийского композитора Густава Малера: «Я трижды лишен родины. Как чех среди австрийцев, как австриец среди немцев и как еврей во всем мире».
Сам Альфред Шнитке говорил о себе так:
Реальность поместила меня, не имеющего ни капли русской крови, но говорящего и мыслящего по-русски жить здесь. Я стал ощущать двойную чужеродность – как полунемец и как полуеврей.
По воспоминаниям супруги Альфреда Шнитке, именно смешение разных культуры оказывало огромное влияние на творчество композитора. Сложнейшая история России, Германии и иудейского народа.
В ходе открытой встречи Даяна Гофман также поделилась своими впечатлениями от недавней поездки в Поволжье.
Эта поездка перевернула мое сознание. История моей семьи связана с российскими немцами, и я давно сотрудничаю с Российско-немецким домом. И вот я поехала в Поволжье. Была в Саратове, Марксе и Энгельсе, где родился Шнитке. И на меня эти города произвели невероятное впечатление.