В 2023 году лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в номинации «Имя народа» стал физик, академик, открыватель всемирно известного «эффекта Ребиндера» Петр Ребиндер. О том, каким в жизни был выдающийся ученый с мировым именем, в беседе с порталом RusDeutsch вспоминает его дочь, художница Марианна Петровна Ребиндер.
В честь научного вклада Вашего отца ежегодно проводятся «Ребиндеровские чтения». В ноябре 2023 года состоялась торжественная конференция, посвященная 125-летию со дня его рождения. Расскажите, пожалуйста, об этих событиях. Что они для Вас значат?
Отец заведовал кафедрой коллоидной химии в МГУ, недавно в университете на кафедре было организовано заседание. Завкафедрой, Владимир Глебович Сергеев, который чтит память моего отца, организовал чаепитие в его лаборатории. Мы провели очень приятный вечер воспоминаний. На нем присутствовал один из бывших сотрудников, которому в этом году исполнилось 100 лет. Конечно, это очень большая редкость. Сейчас очень мало осталось сотрудников, которые работали вместе с Петром Александровичем.
«Ребиндеровские чтения» проводятся с 1972 года. А в этом году были не совсем обычные чтения, а юбилейная конференция. Она открылась в Москве, а продолжилась в Казани. Во время войны университет был эвакуирован в Казань, где я родилась. Сейчас большую роль в организации этих мероприятий играет Институт физической химии и электрохимии имени Фрумкина. Раньше это был Институт физической химии, а рядом находился другой институт, директором которого был академик Александр Наумович Фрумкин, близкий друг моего отца. Теперь эти два института объединились. Пришли молодые специалисты, влились новые силы.
Главной заслугой отца является то, что он оставил очень большую школу, и это очень важно для развития науки в целом.
Вместе с тем большое значение имеет развитие работы на основе «эффекта Ребиндера». Сейчас появляется множество научных исследований в области медицины, что меня всегда очень радует.
Когда отец лежал с инфарктом, он говорил, что, как только выйдет из больницы, займется изучением инфарктов и инсультов. Он считал, что можно очищать стенки сосудов при помощи поверхностно активных веществ. К сожалению, папа ушел из жизни, не успев осуществить свою идею. И мне приятно осознавать, что именно сейчас она получила свое развитие в разработках ученых.
В рамках конференции также состоялось открытие мемориальной доски. Насколько нам известно, это была долгая история?
История с установкой мемориальной доски длилась ровно 50 лет. Указ об увековечивании памяти моего отца был нами получен в 1973 году. Но установить ее было совершенно невозможно, во-первых, из-за бюрократических препятствий. Долгое время приходилось обивать пороги различных инстанций. Кроме того, это стоило определенных денег. Мы нашли замечательных людей, которые сразу откликнулись и оказали финансовую поддержку. Двое из них — выпускники МГУ. И наша семья выражает им огромную благодарность за эту помощь. Хотелось бы также сказать несколько слов и о самой мемориальной доске, созданной замечательным скульптором, академиком РАХ, Иваном Казанским, который с огромным вниманием отнесся и к этой работе, и к нашим пожеланиям.
Что это событие значило для Вас, как для дочери?
Я считаю, что в какой-то мере воздается должное моему отцу. Как личности, как ученому. Его жизнь и, в особенности, научная карьера, была совсем нелегкой. Несмотря на то что он получил большое признание, в том числе и за рубежом, был членом многих европейских академий наук, тем не менее он не имел своего института. Петр Александрович очень хотел иметь свой институт, так как считал, что это поможет ему развивать новое, основанное им направление в науке — физико-химическую механику. Отцу говорили прямо: если он вступит в партию, то получит институт. Но он отказался. В его жизни было очень много трудностей, не говоря о том, что были случаи, когда арест был неизбежен.
В 1939 году, когда отец был впервые выдвинут на звание академика, на него был написан донос, опубликованный в газете «Правда». В статье говорилось, что работы Ребиндера вредные и никакой пользы не приносят. Конечно, после такой публикации нужно было, как говорится, «готовить зубную щетку и мыльницу», поскольку другого пути, кроме тюрьмы не было.
На свободе отец остался только благодаря случаю и помощи его друзей — Александра Наумовича Фрумкина, Владимира Ивановича Вернадского, его дяди и Павла Игнатьевича Зубова, бывшего тогда парторгом института физической химии. Они добились повторной статьи в газете, которая описывала его достижения. Опубликовать такую статью в то время было очень трудно. Но они это сделали. В то время такое заступничество могло стоить не только карьеры, но и жизни.
Отца долгое время не выпускали за границу. Например, в 1968 году в США проходил международный конгресс, посвященный юбилею «эффекта Ребиндера». Был объявлен его пленарный доклад, он готовился к этому торжеству, но... его не пустили. Это была пощечина.
А как все-таки удалось сломать эту стену отчуждения? Ведь впоследствии Петр Александрович часто бывал в поездках за рубежом.
Одной из причин того, что отца долгое время не выпускали за рубеж, стала его поездка в Китай в 1954 году, где он читал лекции для профессоров. Отец был в этой поездке два месяца, встречался с видными учеными и после этого получал множество писем. Свои доклады Петр Александрович читал на двух языках, которыми владел в совершенстве, — французском и немецком, немецкий был тогда языком науки. А вот представитель КГБ, который был обязан сопровождать в то время всех выезжающих за рубеж ученых, знал только один иностранный язык. И то, что отец мог свободно изъясняться на двух языках, не могло не вызвать у него подозрение. После этого отца перестали куда-либо пускать, что для всякого ученого — огромная потеря, поскольку он, став «невыездным», автоматически лишается каких-либо научных контактов со своими коллегами в других странах.
После того, как папу не пустили в США на конгресс, он решил написать письмо Хрущеву. Совершенно неожиданно это письмо подействовало. И отец стал часто ездить. Сначала в социалистические страны, а потом и в капиталистические.
Петр Александрович — выдающийся ученый, «эффект Ребиндера» известен во всем мире. А каким он был в жизни? Какие воспоминания у Вас сохранились об отце?
Я постоянно думаю над ответом на этот вопрос. Моя дочь, филолог по образованию, очень много знает о нашей родословной и во многом мне помогает. К сожалению, она не знала деда, поскольку родилась через 11 лет после его смерти. Я всегда думаю, как бы я ей рассказала, каким был мой отец. По фотографиям трудно понять. Тем более, что, к сожалению, на официальных фотографиях он на себя не похож.
Петр Александрович в жизни был очень подвижным человеком, очень эмоциональным. Думаю, что основной чертой его характера была жизнерадостность. У него было любимое дело, которое для него было главным. Он жил наукой, увлекшись ей еще в юном возрасте.
Отец постоянно носил с собой обычную школьную тетрадку и что-то в нее периодически записывал. Несколько таких тетрадей сохранились. Петр Александрович был очень доброжелательным к людям. Он не всегда в них хорошо разбирался, но был склонен думать о них лучше, чем они есть на самом деле. Отец был очень жизнелюбивым человеком и очень увлекающимся.
Работал папа практически все время. У него никогда не было отпуска и выходных дней. В редкие моменты, когда все-таки удавалось немного отдохнуть, он приезжал на дачу, которую очень любил. Но всегда не один, а со своими сотрудниками или аспирантами.
Наша мама была личным секретарем отца. Из-за происхождения ее не принимали никуда учиться, даже закончить школу она не могла. Поэтому маме пришлось работать машинисткой. Будучи человеком творческим и мечтая стать художницей, она даже делала интересные рисунки на пишущей машинке. Папа надиктовывал ей свои тексты, ходил взад и вперед по комнате, что сильно облегчало его работу. Мы с сестрой всегда засыпали под стрекот пишущей машинки. На одном из юбилеев папы кто-то из его друзей даже пошутил: «Все мы знаем, что научные работы Ребиндера написаны его женой».
А на другом юбилее отца в Доме ученых один из сотрудников предложил встать всем, кому отец чем-то помог. И встал весь зал.
Когда я думала о выборе профессии, у нас с папой состоялся короткий разговор. Отец сказал: «Заниматься надо тем, что тебе легко дается». Понять его слова я смогла, только став зрелым человеком. А тогда мне казалось, что имеется в виду выбор наиболее легкого пути, без усилий и преодолений. И такой путь не может быть верным. На самом деле он имел в виду совсем другое — нужно понять, что является твоим делом. И тогда все будет даваться легко. Это высказывание оказалось очень мудрым, и я его постоянно вспоминаю.
А какие качества Вам передал Ваш отец?
Прежде всего, физическое здоровье. Папа был очень спортивным человеком. Ездил на велосипеде, играл в теннис. Каждое утро принимал холодный душ и практически никогда не простужался. Он передал какие-то свои взгляды на жизнь, например, доброжелательное отношение к людям, которое он считал одним из важнейших качеств.
В этом году Петр Александрович стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в номинации «Имя народа». Что значит для Вас эта награда?
Мне это очень дорого. Я радуюсь, но с некоторым сожалением, что мой отец не получил такую награду при жизни. Он был бы этому очень рад. Это заслуженный почет, которого он недополучил при жизни. Получить такую награду — большая честь для нашей семьи.
Что Вы знаете об истории своей семьи? Как предки Вашего отца приехали в Россию, кем они были?
Все Ребиндеры были в основном военными. По данным, опубликованным в книгах, примерно в 1200 году из Нидерландов (в то время Нидерландами считались Вестфалия и Нижняя Саксония) выдвинулась часть рода Ребиндеров с орденом меченосцев в Лифляндию, Курляндию, Эстонию и там обосновалась. Частично представителей нашего рода можно найти в Швеции, Дании и Финляндии. Именно наши из Швеции. А в Россию они попали во время Северной войны. Мой прямой предок был взят в плен Петром I. Он присягнул русскому царю, и ему пожаловали земли в России.
Фамилия Ребиндер часто встречается в русской литературе. Например, в «Войне и мире».
Общаетесь ли Вы с Вашими родственниками, представителями династии Ребиндер в России и других странах? Расскажите о них. Где они живут, чем занимаются?
Как Вы понимаете, общение стало возможным сравнительно недавно. Мой дед, Александр Михайлович Ребиндер, был военным врачом. А его отец, Михаил Павлович, был дружен с компанией народовольцев — Кропоткиным, Успенским, Каменским. Увлекаясь народовольческими идеями, он развалил хозяйство в имении и исчез, оставив жену с двумя маленькими детьми. Долгое время было неизвестно, где он находился. Но не так давно одна из журналисток, писавшая книгу о народовольцах, неожиданно наткнулась на местонахождение моего прадеда. Он уехал за границу, было женат второй раз и обосновался во Флориде в США. Там есть краеведческий музей, с которым мы переписываемся. Внук Михаила Павловича написал книгу о Ребиндерах и о своем деде, жизнь которого не была легкой. Но тем не менее он стал довольно известным, основал поселение, и организовал там с женой русскую школу.
Я также знакома с представителями нашего рода, которые живут во Франции.
А чем занимается Ваша дочь Татьяна?
Моя дочь — преподаватель английского языка и литературный переводчик, окончила МГУ. Она преподавала на кафедре архитектуры в Суриковском институте. Сейчас она занимается репетиторством. Ее приглашали на один из семинаров в Оксфорд. Вышло уже много книг в ее переводе. Она и сама пишет книги.
Вы рисовали с детства и уже в детстве знали, что будете художником. Окончив Полиграфический институт, Вы стали оформлять книги для детей. Чем Вас привлекает работа именно с детскими книгами и иллюстрациями сказок?
Да, я, конечно, рисовала с детства, но знать, кем ты станешь, в детстве невозможно. У нас в роду было много художников как со стороны отца, так и со стороны мамы.
Со стороны отца наш прямой предок — Иван Мартос, ректор академии художеств, создавший известную скульптуру Минина и Пожарского на Красной площади в Москве.
Со стороны мамы — итальянский архитектор Н. Арнольди, мамина бабушка со стороны отца была профессиональным художником. И папа, и мама очень хорошо рисовали, но никто не стал профессиональным художником. Родители не оказывали на меня влияние в выборе профессии.
Иллюстрированием книг меня заинтересовал отец, который увлекался гравюрой. После войны он старался покупать хорошие иллюстрированные книги, которые я с удовольствием рассматривала. На мой окончательный выбор, думаю, повлияла папина кузина, известная художница Вера Константиновна Федяевская.
С выбором направления я определилась с самого начала, поскольку мне это было очень интересно. А родители были скорее против, особенно мама. Она понимала, что эта профессия не дает возможности благополучной жизни.
Мне было всегда интересно заниматься детской книгой. Я работала с издательствами «Детская литература» и «Малыш». После смерти отца (мне тогда исполнилось 30 лет) нужно было поддерживать маму. У меня в тот момент появилась своя мастерская. Это была комната в подвале. Вместе со мной работали еще несколько художников. И я увлеклась ювелирным делом, что меня отвлекло от занятий иллюстрированием книг. Эта работа давала регулярный заработок, и я занималась этим 12 лет. А потом снова вернулась к книжному делу. И у меня было несколько интересных проектов.
Вы пишете как живописные картины, так и графические, а также занимаетесь росписью. Какая техника Вам ближе?
Я бы не стала называть свою живопись так помпезно — картинами. Мне очень интересно работать цветом. Масляная живопись и масляная пастель — мои любимые материалы. Роспись стекла — увлекательное дело. Пасхальные яйца мне интересны как сферическая поверхность, на которой совсем иначе располагается сюжет.
Я сейчас попыталась соединить работу иллюстратора и станковую живопись. И сделала серию ярких пастельных графических листов на тему сказок. У меня три законченных темы: «Щелкунчик», «Снежная королева» и «Дюймовочка». Люблю делать натюрморты. Они почти всегда выдуманные.
Мне очень повезло с преподавателями в. институте. У нас преподавал живопись замечательный художник Иван Иванович Чекмазов. Он мне часто говорил: «Что тебя занесло в Полиграфический институт?! Ты же живописец!». В тот момент я так не считала и увлекалась графикой, эстампом. В итоге, живописью я стала заниматься сравнительно поздно. Думаю, что привязанность к сказкам появилась благодаря моему живописному восприятию. Кроме этого, я считаю сказки гениальными творениями литературы по глубине своего содержания.
Росписью я стала заниматься совершенно случайно. И это занятие, которое меня очень радует. Ну и дает некоторый заработок к праздникам. Я расписываю елочные стеклянные шарики к Рождеству и Новому году, а к Пасхе — деревянные яйца.
Пасха для меня один из важнейших праздников. В нашем детстве мы дома всегда разрисовывали яйца. А мама их раскрашивала даже цветными карандашами.
Потом я стала расписывать деревянные яйца. Так получилось, что мастерские Комбината графических искусств, в котором я работала, находились недалеко от Черемушкинского рынка. Жители Горьковской области привозили на продажу свои совершенно уникальные работы, которыми я восхищалась. И вот тогда я сама стала расписывать деревянные яйца. Когда у меня родилась дочь, я ей подарила мое раскрашенное деревянное яичко. Став старше, дочь уже сама заказывала мне сюжеты из сказок для рисунков. Таким образом, у нее образовалась коллекция деревянных яиц. Когда у нас появились специальные краски для стекла, я также с большим удовольствием этим занялась. Я раскрашивала и блюда на библейские темы. Свои работы я показывала на выставке, посвященной Рождеству, в Музее Тропинина. Шариками, которые я расписывала, украсили елку. Об этой выставке у меня остались замечательные впечатления.
Как Вы выбираете сюжеты для своих работ? Есть ли любимая?
Я не выбираю сюжеты. Скорее, они меня выбирают (смеется). Мы живем на даче под Звенигородом. Место, где я живу с семилетнего возраста, меня очень привязало. У нас там деревянный дом, где многое сделано своими руками. Именно там я с радостью работаю. Очень люблю рисовать цветы, овощи, фрукты. Меня всегда восхищают яблоки и перцы. Они бывают такие яркие и очень красивые. Наши дачные пейзажи всегда присутствуют в моих работах.
Что касается любимой работы, то, мне кажется, что когда ты только что закончил работу, то она для тебя самая дорогая. А через некоторое время уже видишь ее недочеты.
А как Вы относитесь к современным технологиям?
Я неплохо отношусь к компьютерной графике. И в какой-то степени она очень может помочь. Но мне нравится высказывание одного моего друга, который был академиком Академии художеств. И когда его студенты спрашивали, зачем нужно учиться рисовать, в то время как уже есть современные технологии, он отвечал: «Вы просто не представляете, как можно нарисовать на компьютере, когда можешь и без него нарисовать».
Что для Вас служит источником вдохновения в творчестве?
Прежде всего, природа. А также другие виды искусства — литература, музыка, театр. Да и вообще жизнь. Иногда в поездках в общественном транспорте видишь интересные лица людей. Наблюдение навевает некоторые мысли. И это тоже может стать стимулом к творчеству.
Вы являетесь участником Творческого объединения российских немцев (ТОРН). Что Вам дает участие в объединении как для художника и как для российской немки?
Как и любое общество ярких творческих личностей, это объединение дает возможность интересных встреч. Я познакомилась с замечательными художниками и всегда с большой радостью хожу на их выставки.
У меня тоже было три выставки в Российско-Немецком доме, и я очень надеюсь организовать еще.
Советский физико-химик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда Петр Ребиндер был посмертно награжден в 2023 году в почетной номинации «Имя народа» Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России». Читайте о его достижениях и вкладе в науку в нашем специальном материале.