В Туле на Косой горе с 15 июля по 4 августа проходил межрегиональный лингвистический лагерь «Киндреланд – 2009». В нем отдохнула сотня ребятишек, многие из которых были из семей российских немцев. Как был построен лагерь, какие были удачи и проблемы при реализации проекта, что можно было бы сделать в следующем году лучше – об этом можно прочитать в отчете методиста лагеря Ольги Кувшиновой и организатора «Киндерланда-2009» Александра Гриненвальда.
Аналитический отчёт о проведении межрегионального лингвистического лагеря «Киндерланд - 2009» на базе ДОЛ «Октава» в г. Тула по адресу: Косая гора, Орловское шоссе, 113 сроки заезда: 15 июля - 04 августа 2009 года)
Межрегиональный лингвистический лагерь «Киндерланд» организуется ежегодно с 1997г. Организатором (заявителем на грант) лагеря является Тульская областная немецкая национально – культурная автономия (руководитель Гриненвальд А.И.). В 2009 году партнёрами проекта стали Информационно-образовательный центр российских немцев в Республике Коми (директор Штралер О.Ф.), муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 21 с углублённым изучением немецкого языка» г. Сыктывкара, центр дополнительного образования детей «Вдохновение – 21» г. Сыктывкара, Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г. Тулы. Финансирование проекта осуществлялось на долевой основе за счёт средств гранта АОО «МСНК», бюджета г. Тулы, доли родительских средств.
Использование средств гранта позволило существенно сократить стоимость путевки и расходов по проезду к месту отдыха для родителей, дать возможность участвовать в реализации программы лагеря специалистам – преподавателям по немецкому языку, а также руководителям кружковой работы.
Базой лагеря стал детский оздоровительный лагерь в живописном местечке Косая Гора на реке Воронке, где дети проживали в 2-х этажном корпусе в комнатах по 6-8 человек.
Участниками лагеря стали 100 детей в возрасте от 10 до 15 лет из разных городов и районов Тульской, Калужской и Вологодской областей, Республик Коми, Москвы, том числе:
г. Сыктывкар – 23 человека
г. Сосногорск – 2 человека
г. Ухта – 2 человека
Усть- Цилемский район – 2 человека
Прилузский район – 2 человека
Койгородский район – 2 человека
Корткеросский район - 1 человек
Сысольский район – 2 человека,
г. Тула – 56 человек
Узловской район – 2 человека
Богородицкий район – 2 человека
г. Москва – 2 человека
Калужская область – 1 человек
Вологодская область – 1 человек
Участниками лагеря стали дети из семей российских немцев, победители олимпиад и конкурсов по немецкому языку, дети, проявляющие большой интерес к немецкому языку и культуре немецкого народа и посещающие воскресные школы, участники детского хореографического коллектива немецких фольклорных танцев «Май».
Программа лагеря преследовала несколько целей: создание условий для самоидентификации участника заезда как представителя немецкой культуры и традиций, обеспечение возможности для равноправного диалога с этнокультурным окружением посредством знакомства с историей и современной жизнью российских немцев в Тульской области, Республике Коми и Германии, с немецкими обычаями, изучения немецкого языка или дальнейшего его совершенствования в малых языковых группах, работы творческих мастерских и кружков, экскурсий по историческим местам Тулы и области, проведения развлекательно-познавательных программ и конкурсов, оздоровительных процедур.
Детский коллектив лагеря был сформирован из четырёх разновозрастных отрядов (от 23 до 25 человек в каждом отряде). Педагогический состав был сформирован из числа опытных учителей МОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением немецкого языка»г. Сыктывкара, представителей информационно-образовательного центра российских немцев Республики Коми, а также из представителей молодежных организаций российских немцев г. Тулы и Москвы, преподавателя хоровой дисциплины г. Балаково Саратовской обл. (школа искусств № 4) .
Все педагоги представляли собой союз единомышленников, несмотря на разный опыт работы в лингвистических этнокультурных лагерях.
Занятия по немецкому языку проводились ежедневно по три часа в день (в том числе один час страноведения на русском или немецком языках в зависимости от уровня знаний) в малых языковых группах, численностью от 10 до 15 человек. Группы формировались в зависимости от возраста детей и уровня владения иностранным языком. Кроме того, детям была предоставлена возможность в течение одного - двух занятий иностранным языком определиться с тем, верно ли он попал в языковую группу и соответствует ли она его уровню владения немецким языком. Обоснованный переход из одной группы в другую не возбранялся. Занятия по немецкому языку проводились ежедневно. Тематика каждого урока в основном соответствовала проблеме дня согласно Программе лагеря. Материал, пройденный на уроке, как то лексические единицы, речевые образцы, стихи, песни, пословицы, по возможности включались в творческие мероприятия. Для проведения уроков заранее подготавливались рекомендации учителям, подбирался дидактический и наглядный материал, записи народных и современных немецких песен на CD и кассетах для каждого преподавателя.
Благоприятные климатические условия позволяли проводить занятия на открытом воздухе: театральной площадке в тени деревьев, под навесом, в беседках. Тематический план занятий по немецкому языку и страноведению был предварительно согласован с преподавателями и единогласно принят на малом педагогическом совете. Итоговым мероприятием часов страноведения стала лингвострановедческая игра «Что? Где? Когда?». Занятия по страноведению были представлены в системе следующих тематических занятий, проводимых по системе «вертушки»:
- Известные личности в зеркале истории России, Германии и Европы (Ф. Барбаросса, Карл Великий, М.Лютер, И. Гутенберг, А. Дюрер, Екатерина II, И. Гёте, Фр. Шиллер, А.Эйнштейн и др.).
- История российских немцев, в том числе история российских немцев в Тульской области и Республике Коми.
- Путешествие по землям Германии.
- Этикет в России и Германии.
- Немецкие традиционные праздники.
- История и легенды Рейна.
- Современная музыка Германии.
- Экология Германии (ресурсы, мусор, продукты питания, окружающая среда, система охраняемых природных территорий).
- Всемирно известные немецкие композиторы.
В «Киндерланде» каждый ребёнок смог найти себе занятие по душе соответственно своим интересам и желаниям. С этой целью в лагере функционировали следующие кружки и мастерские:
1. Sportclub – спортклуб
а) футбол
б) волейбол
в) настольный теннис
г) большой теннис
д) пионербол
2. Bastelzirkel – поделочная мастерская
3. Musikl – мюзикл
4. Press – club – прессклуб
6. Laientheater – театральный кружок
7. Volkstanzen – немецкое танцевальное творчество
Наличие различного спортинвентаря дало возможность разнообразно проводить время на открытом воздухе. Дети имели возможность играть в пионербол, волейбол, футбол, настольный теннис, шахматы, лото. Ежедневные физические нагрузки, спортивные игры на специализированных площадках, а также купание на реке Воронке и утренняя зарядка позволили большинству детей поверить в свои силы и выступить в командном и личном первенстве на малых олимпийских играх. Вид спорта можно было выбрать по желанию, поэтому желающих померяться силами с соперниками было достаточно много. Победители олимпиады были отмечены грамотами и ценными подарками. Кроме того, в рамках спортивных кружков дети могли более серьезно заняться волейболом, футболом, настольным теннисом и участвовать в турнирах, защищая честь «Киндерланда».
В поделочной мастерской участникам смены была предоставлена возможность познакомиться с традициями Германии, и самому стать ремесленником, изготовляя украшения и игрушки из разного материала. Большинство поделок выполнялось из природного материала, а так же из ткани, бумаги, пластилина, тесьмы, декоративной ленты. Руками детей были созданы лепные композиции из пластилина, изготовлены элементы украшений для танцевальных композиций, традиционные поделки к календарным праздникам. Особый интерес у детей вызвало плетение фенечек и изготовление поделок в технике оригами. Все произведённые в лагере «продукты» детского творчества осели в чемоданах детей и «уехали» вместе с их владельцами в родной дом.
Организованный по инициативе преподавателя хоровой дисциплины школы искусств №
В кружке «Немецкое танцевальное творчество» можно было познакомиться с особенностями немецкого танца, узнать историю возникновения некоторых фольклорных праздников, разучить танцы «Весёлый круг», «Греческий танец», «Немецкая полька», «Немецкий галоп».
Народными танцами занимались не только кружковцы, но и весь детский и педагогический состав лагеря. Ежедневно каждому из отрядов отводилось от 30 до 40 минут на обучение народным танцам. Этого, казалось бы, крайне малого количества времени, было достаточно, чтобы выучить два танца для детей и два танца для взрослых. Кружить в танце на удивление персонала лагеря смогли абсолютно все участники лагеря «Киндерланд» на закрытии смены лагеря.
В пресс-клубе ребята выпускали маленькие заметки, отражающие жизнь лагеря, писали интервью детей и взрослых о мероприятиях, событиях, встречах с ровесниками из других регионов. Результат работы был представлен в конце смены в виде 2-х выпусков газет.
За период существования лагеря хорошо зарекомендовал себя театральный кружок, где дети разной языковой подготовки смогли в течение смены поставить сказку на немецком языке «Гензель и Гретель». Дети с большим удовольствием посещали этот кружок и с гордостью смогли представить свою работу на театральном часе.
В целях привлечения участников смены к активной, полноценной жизни лагеря, детьми и педагогами были выполнены «экраны настроения» и «забор откровений». Каждый день с помощью специальных условных знаков можно было сказать обо всём, что нравилось и не очень, причём такие действия не подвергались осуждению или порицанию. Вырабатывался некий невидимый механизм доверия в цепочке «взрослый + ребёнок», который сближал интересы обоих полюсов.
В качестве стимулирования активности детей в течение всего периода пребывания на базе ДОЛ «Октава», была введена денежная валюта «грин». Это означало, что любая творческая и плодотворная мысль ребёнка, его инициатива, работа на уроках немецкого языка, стремление участвовать во всех делах отряда и лагеря в целом, поощрялись «денежным» вознаграждением. Накопленную сумму «денег» каждый ребёнок смог израсходовать на своё усмотрение на аукционе-распродаже в конце смены лагеря.
Немаловажную роль для поддержания положительных эмоций, чувства ответственности и сопереживания за ближнего своего, терпения и уважения к взрослым и ровесникам, сыграла игра «Mein Schutzengel“, начатая на второй неделе пребывания в лагере и окончившаяся в последний день смены на всеобщем вечернем огоньке.
По окончании смены каждый ребёнок и педагог были поощрены грамотой или благодарностью от Тульской областной немецкой национально – культурной Автономии за различные успехи и достижения.
Любой детский коллектив любит развлечения, неожиданные сюрпризы и трюки, поэтому, готовя программу лагеря, особенно вечерние развлекательные программы, эти моменты учитывались. В проведении общелагерных дискотек был специально привлечён DJ (Кувшинов Р.А.). Именно с ним всем отрядам предоставлялась возможность решить все проблемы, связанные со звуко-усилительной техникой и музыкальными записями. К числу удачно организованных и проведённых развлекательных программ, непосредственными участниками которых были дети, можно отнести следующие:
1. Mein Schutzengel (Мой ангел-хранитель)
2. Торжественное открытие лагеря
3. Малые олимпийские игры
4. Конкурс «Мисс и мистер лагеря»
5. Конкурс видеоклипов
6. Лингвострановедческая игра «Что? Где? Когда?»
7. Конкурс немецких сказок на современный лад
8. Танцевальный марафон
9. Вечер стартинейджера
10. Праздничное закрытие лагеря «Киндерланд».
Во время смены были организованы выездные экскурсии в г. Тулу с посещением музея оружия и мест, связанных с жизнью немцев – переселенцев, а так же в музей –усадьбу русского писателя Льва Толстого в Ясной Поляне. Полученная во время экскурсий информация использовалась во время мероприятий, что давало детям возможность продемонстрировать приобретенные знания.
В течение смены лагеря велась регулярная фото- и видео-съёмка, хронологично отражающая события в жизни лагеря. Используемые фото- и видео- материалы активно использовались для создания презентации о жизни лагеря в конце смены.
Подводя итоги по организации и проведению летней смены лагеря „Kinderland“, можно сказать, что все поставленные перед заездом задачи в целом были решены можно сделать следующие выводы:
1. Проведение подобных профильных межрегиональных лагерей имеет необходимость существовать в последующие годы и являться продолжением той объёмной работы, которая ведётся в немецких автономиях во всех уголках Российской Федерации.
2. Дружеские контакты, возникшие в смене лагеря, позволяют детям расширить рамки общения не только в своём регионе, но и за его пределами.
3. Привлечение для работы в лагере специалистов своего профиля имело немаловажную значимость и позволяло вести работу с детьми действительно творчески и с увлечением.
4. Положительный эмоциональный настрой воспитателей, здоровый психологический климат в педагогическом и детском коллективе помогли достичь тех результатов, которые предполагались в ходе подготовки смены лагеря.
Предложения по улучшению организации этнокультурных, лингвистических лагерей для российских немцев.
- В следующем году организовать межрегиональные лагеря на хорошей базе (например «Голубой факел» в Тульской области). База лагеря должна полностью использоваться под нашу программу. Путёвки в лагерь сделать бесплатные или с минимальной родительской платой, проезд могут оплачивать родители. Это позволит самим центрам встреч определять участников лагеря без вмешательства муниципальных органов.
- Директора и сотрудников лагеря определять заранее (с резервом) и проводить для всех обучающий семинар.
- Предусматривать в сметах поддержку проезда для детей из сельской глубинки.
Организатор лагеря «Киндерланд» А.И. Гриненвальд
Методист лагеря «Киндерланд» О.Ю.Кувшинова