Из года в год в рамках Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» присуждается награда в специальной номинации — «Имя народа» — в память о выдающихся личностях из числа российских немцев, которых уже нет с нами. Портал RusDeutsch рассказывает о жизненном пути и заслугах тех, кто был представлен в номинации этого года.
Александр Филиппович Аменд (1929—2012) — доктор педагогических наук, профессор, член Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Челябинска.
Александр Филиппович родился 16 января 1929 года в селе Линево Волгоградской области в семье поволжских немцев. Отец был репрессирован в 1937 году. В 1941 году Александр окончил 4-й класс. А вернулся за парту только через 10 лет. С 1948 год он работал на машиностроительном заводе им. В.И. Ленина в Златоусте. Был слесарем, заточником, токарем и мастером. В 1960 году он окончил факультет иностранных языков Свердловского государственного педагогического института. Работал учителем иностранного языка в школе №2 в Челябинске, а затем заместителем директора, а потом директором средней школы № 80 и школы № 9. Александр Филиппович обладал выдающимися организаторскими способностями и неисчерпаемым трудолюбием. В школах активно развивал систему самоуправления, формируя у ребят чувство ответственности, справедливости, а также лидерские качества. С 1965 года заведовал отделом народного образования Советского района города Челябинска, позднее был первым заместителем заведующего Челябинским областным отделом народного образования.
Работая в непростых условиях, Аменд способствовал улучшению материальной базы учебных заведений. Он внедрял научно разработанную систему трудового и экономического воспитания и профориентацию в практику работы школ и детских садов Челябинской области, кроме этого, одним из первых разработал основы непрерывного экономического образования.
С 1978 по 1994 годы Александр Аменд был первым проректором Челябинского государственного педагогического института (ЧГПИ), а с 1994 по 2000 годы — ректором вуза. Под руководством Александра Филипповича ЧГПИ был реорганизован в университет, при нем были созданы новые институты, открылись новые факультеты, появились новые специальности и стали проводиться крупные российские и международные форумы. Александр Филиппович — автор более 120 научных работ, включая монографии, учебники и методические пособия. За огромный вклад в развитие образования он награжден орденами «Знак Почета», «Дружбы», медалями «За трудовую доблесть», «Отличник просвещения СССР» и многими другими наградами.
Скульптор Константин Федорович Крахт (1868–1919) является ярким представителем российской ветви немецкой семьи Крахтов, основатели которой переселились в Российскую империю двести лет назад в начале ХIХ века из Мекленбург- Шверинского Великого Герцогства. В 2023 году исполняется 155 лет со дня его рождения.
Его отец Фридрих Эдуард (Федор Федорович) Крахт, юрист, член Московской Судебной палаты, действительный статский советник, награжденный самыми высшими наградами Российской империи. Мать — Н. И. Каневская-Крахт, потомственная дворянка. Константин был одним из их шестерых детей.
В 1890 году он окончил юридический факультет Императорского Московского Университета, год работал в Московской судебной палате, затем – стал деловым человеком в области организации тяжелой индустрии. Но в 33 года Крахт оставляет деловую карьеру и всецело посвящает себя скульптуре. Для этого он уезжает в Париж, где учится в студиях известных мастеров Н. Аронсона и К. Менье. В своем творчестве он обратился к модернизму, а затем — к символизму.
Его работы хранятся в Старом Некрополе Новодевичьего монастыря, Третьяковской галерее и Государственном художественном музее Алтайского края. Широкую известность получили такие произведения как Надгробие купцов Бурышкиных — Триптих с фигурой Христа скульптура М. К. Морозовой, бюст Шарля Бодлера и другие.
В начале ХХ века К. Крахт вошел в группу известнейших писателей и художников, объединенных издательством «Мусагет» и возглавляемую Андреем Белым. В его знаменитой студии бывали Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Марина Цветаева и многие другие.
С 1907 г. Крахт становится активным участником известных салонов Парижа, Москвы и Санкт-Петербурга, а также преподает во ВХУТЕМАСе.
В 1918 г. Константин Федорович организовал «Первый профессиональный Московский Союз скульпторов-художников» и был избран первым его председателем. С 1918 г. преподавал в Государственных свободных художественных мастерских.
Константином Крахтом было создано более 120 скульптур, многие из которых, к сожалению, были разрушены и не сохранились до наших дней.
Иван Петрович Прайс (1951 – 2020) родился 3 марта в Воркуте в семье репрессированных немцев с Поволжья. В школьные годы увлекся кино и театром, занимался в студии телевидения и в Народном театре Дворца культуры шахтеров в Воркуте. Там же, в Воркуте, он начал профессиональную деятельность – стал работать в Воркутинском драматическом театре осветителем и актером вспомогательного состава.
После службы в армии не оставил свою мечту – стать профессиональным актером. Несколько раз поступал в театральные учебные заведения, параллельно играя эпизодические роли в театрах. В 1975 году был принят на актерский факультет в Горьковское театральное училище, которое он окончил в 1981 году. И был затем приглашен в театр Балтийского флота в городе Лиепая в Латвии. Переехав в Ленинград, работал в театре «Отражение», а также был ассистентом режиссера на киностудии Ленфильм и снимался кинофильмах. В 1995 году он пришел в Фонд поддержки и развития русско-немецких отношений «Русско-немецкий Центр встреч» в Санкт-Петербурге, где проработал последующие 25 лет, основав детскую театральную группу и взрослый театр «Петербургские немцы» — единственный в Северо-Западном регионе немецкоязычный любительский театр для взрослых.
Будучи всегда активным и креативным человеком, Иван Прайс не мог ограничиться лишь театром. Он организовывал и принимал участие в лингвистических лагерях, международных обменах, генеалогических исследованиях, научных конференциях. С 2000 года генеалогия, поиск своих предков, исследование истории своей семьи стали одним из главных дел в жизни Ивана Прайса. Он организовал генеалогическую службу «Родословие немецких семей», стал куратором краеведческих и исторических проектов при Русско-немецком центре встреч Санкт-Петербурга и инициировал знаменитые «Встречи однофамильцев». На этих вечерах встречались люди, носящие одну фамилию, и кто-то находил своих родственников, кто-то узнавал что-то об истории своего фамильного имени. За годы деятельности Иван Петрович помог многим ищущим свои корни, найти информацию.
И.П. Прайс стоял у истоков создания Немецкого общества Санкт Петербурга, которое с 2022 года носит его имя: Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Немецкое Общество имени Ивана Прайса».
Иван Прайс активно участвовал в деятельности немецкой общины Петрикирхе. Одним из его последних проектов был театр «Чаша». По задумке автора, театр должен был располагаться в чаше-бассейне в здании Петрикирхе. К сожалению, в театре не успели сыграть ни одного спектакля — 6 июня 2020 года Иван Петрович Прайс скончался в Петербурге.
Елизавета Борисовна Ауэрбах (1912 —1995) — актриса театра и кино, эстрады, писательница. Народная артистка РСФСР.
Елизавета Ауэрбах с детства мечтала стать режиссером и поступила на режиссерский факультет театрального техникума. Была ученицей Константина Станиславского и Бориса Покровского. После второго курса ее приглашают во вспомогательный состав МХАТа, на сцене которого Ауэрбах провела более 25 лет, исполняя преимущественно эпизодические роли.
С 1941 по 1945 годы Елизавета Ауэрбах выступала с концертами в составе фронтовых бригад. После войны начала писать рассказы, юморески. Выступления с ними в концертах пользовались большим успехом. Поэтому с 1962 года Ауэрбах, оставив театр, стала актрисой и автором миниатюр на эстраде.
Ее ранние рассказы связаны, в основном, с фронтовой тематикой и театром. Впервые они опубликованы в журнале «Театр». Со временем стала писать многочисленные рассказы о детях, мир которых она хорошо понимала и передавала. Кроме того, актриса неоднократно выступала в школах, устраивая как бы дополнительный урок, на котором читала детям и классику, и собственные рассказы.
Было необычным то, что в те годы на советской эстраде не было ни одной артистки, работавшей в разговорном жанре. Елизавета Борисовна была первой, кто осмелился выйти на сцену не только как исполнитель чужих, но и собственных рассказов. Классическая мхатовская манера речи, яркий темперамент, тонкий юмор «с грустинкой», глубина и проникновенность рассказов, откровенность и искренность Ауэрбах производили впечатление на любую публику любого возраста. Записей выступлений Ауэрбах сохранилось немного, каждый ее концерт был уникальной импровизацией.
У Елизаветы Борисовны была тяжелая судьба, скрытая публики, известная лишь родным и узкому кругу друзей. Но тяжкие испытания не лишили актрису ни жизнелюбия, ни чувства юмора, ни самоиронии. До конца своих дней, уже будучи тяжелобольным человеком, она сохраняла отзывчивость к людям, оказывала помощь нуждающимся, но природная скромность не позволяла ей афишировала свою благотворительную деятельность. Актрису знали и любили люди в разных уголках СССР, а в 1991 году она получила звание Народной артистки РСФСР.
Церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» пройдет 16 сентября в Москве.