Продолжаем знакомство с участниками Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России». В 2023 году номинантами в области педагогики им. Виктора Кляйна стали Светлана Гришкевич-Шмидт, преподаватель декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Кунгурского государственного художественно-промышленного колледжа, Петр Тиссен, директор института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета, и Светлана Шиндель, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки» Энгельсского технологического института (филиала) СГТУ им. Ю.А. Гагарина.
Светлана Виллиевна Гришкевич-Шмидт родилась 6 августа 1964 года в семье поволжских репрессированных немцев в поселке Голдыревский Пермского края. После окончания школы Светлана училась в Кунгурском художественном училище № 58. А с 1990 г. начала свой профессиональный путь в качестве преподавателя художественных дисциплин в Кунгурском государственном художественно-промышленном колледже (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г Строганова».
Светлана Виллиевна посвятила свою жизнь воспитанию и обучению молодого поколения и подготовила более сотни квалифицированных специалистов.
Она принимает активное участие в реализации разнообразных выставочных проектов в Художественном музее – филиале Кунгурского музея-заповедника, организует музейную студенческую практику, оказывает методическую и практическую помощь в работе с самодеятельными художниками Кунгурского округа и мастерами народных промыслов, а также ежегодно проводит персональные выставки собственных работ и работ своих учеников.
5 вопросов RusDeutsch Светлане Гришкевич-Шмидт:
1. Какой у Вас был любимый предмет в школе и почему? Повлияло ли это в итоге на Ваш выбор профессии?
Любимых предметов было несколько. Первым назвала бы литературу, а уже после окончания школы мне очень нравилась философия. Думаю, это повлияло на мой выбор педагогической профессии. Мне всегда хотелось быть учителем литературы.
А еще очень любила уроки рисования и труда. Помню, если в расписании стояли такие предметы, то это были самые счастливые учебные дни, потому что можно было что-то сделать своими руками и посвятить время творчеству.
Рисование, получается, на моей профессиональной деятельности волей-неволей отразилось.
2. Какие немецкие черты характера Вы за собой замечаете?
Замечаю много всего! Во-первых, я люблю во всем порядок. Это привила мне еще моя бабушка. Все мои сослуживцы знают, что есть у меня такая особенность. Также могу сказать, что я исполнительный и законопослушный человек. И, конечно, пунктуальный. Когда опаздываю куда-то, не очень комфортно себя чувствую.
А еще обожаю ездить на велосипеде (смеется). У моего дяди был велосипед, и он мне всегда говорил: «Посмотри, одни немцы на велосипедах ездят!».
3. Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии/рода деятельности?
К педагогам на сегодняшний день предъявляют высокие требования. Поэтому важно постоянно самообразовываться, ведь педагогам дано право учить других людей.
Конечно, важна любовь к своему делу. И для меня это не просто слова, потому что без любви педагог не может посвятить себя профессии полностью. И дети, и студенты сразу чувствуют фальшь.
Учитель это не профессия, это образ жизни. Я даже на отдыхе стараюсь быть в курсе всех своих профессиональных задач.
И еще добавила бы, что учитель не может быть равнодушным. Он должен любить детей.
Своей главной задачей вижу не просто учить, а научить своих студентов учиться всю жизнь. Это для меня крайне важно!
4. Есть ли у Вас среди исторических личностей кумир или герой? Если бы Вы могли с ним или с ней поговорить, то о чем бы Вы спросили?
Кумиров, пожалуй, нет. Но я очень люблю слушать музыку. И любимые мои композиторы — немецкие и австрийские. Я люблю Штрауса, Баха… Когда слушаю, веду внутренний диалог с ними.
Еще мне очень нравится современный немецкий живописец Герхард Рихтер. Когда смотрю на его работы, думаю о том, что он хотел в своей работе увидеть и что вижу я. Подобный поиск чего-то общего между мной и произведениями, будь то картина или музыка, я считаю диалогом.
5. О чем Вы сейчас мечтаете?
Думаю, банальности тут говорить неуместно. Скажу так — как можно дольше быть полезной людям. Быть нужной своим детям, внукам, друзьям, своим студентам, которые еще учатся, уже выпустились и только придут ко мне.
И, конечно, хочу, чтобы мир был на земле. А если мы будем делать доброту, мир обязательно будет.
Петр Павлович Тиссен родился в селе Ждановка в Оренбургской области. Здесь же закончил общеобразовательную школу, где изучал немецкий язык как родной. Помимо учебы, активно занимался музыкой и спортом, вел общественную деятельность (пионерия, комсомол), следовал этническим традициям, присущим российским немцам.
После школы Петр Тиссен поступил и с отличием окончил профтехучилище связи по специальности электромонтер. А в 1989 г. получил специальность «учитель физической культуры» в Оренбургском педагогическом институте. После обучения он был принят на работу ассистентом на факультет физической культуры и спорта.
В своей преподавательской, научной и спортивной работе на факультете, а потом и в Институте физической культуры ОГПУ основное внимание Петр Павлович уделяет повышению образовательного уровня студенческой молодежи, развитию студенческой и спортивной науки, пропаганде физической культуры, юношеского и студенческого спорта, здорового образа жизни всех слоев населения.
В 2004 году Петр Тиссен стал директором Института физической культуры и спорта (ИФК и С) Оренбургского государственного педагогического университета. Под его руководством Институт стал подлинным физкультурным научным центром Оренбурга и области.
Петр Павлович является автором более 150 научно-методических работ, дважды (2010, 2012 гг.) становился лауреатом премии губернатора Оренбургской области за создание монографии.
Также Петр Тиссен принимает активное участие в жизни Оренбургской областной общественной организации немцев «Видергебурт» («Возрождение»). На базе института под его руководством работает группа студентов – российских немцев, которые занимаются планированием спортивных мероприятий по сохранению и развитию национальных традиций. Это турниры по футболу, спортивные праздники, участие в этнокультурных встречах детей и молодежи.
5 вопросов RusDeutsch Петру Тиссен:
1. Какой у Вас был любимый предмет в школе и почему? Повлияло ли это в итоге на Ваш выбор профессии?
Любимым предметом было, пожалуй, трудовое воспитание.
Родители привили мне любовь к труду, поэтому в какой-то степени точно повлияло.
2. Какие немецкие черты характера Вы за собой замечаете?
Пунктуальность, это сто процентов. Еще назвал бы дружелюбие.
3. Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии/рода деятельности?
Педагогу важно воспитывать в людях высокую гражданственность, национальную терпимость и любовь к малой родине.
4. Есть ли у Вас среди исторических личностей кумир или герой? Если бы Вы могли с ним или с ней поговорить, то о чем бы Вы спросили?
Много таких личностей есть и в спорте, и в педагогике. Сложно кого-то одного выделить. Спросил бы, наверно, как воцарить мир на всей земле.
5. О чем Вы сейчас мечтаете?
Прямо сейчас мечтаю увидеться со своими родственниками из Германии.
Светлана Владимировна Шиндель родилась 5 декабря 1977 года и воспитывалась в семье деда Райнгольда Эдуардовича Шиндель, по происхождению российского немца, и бабушки, Анны Родионовны Шиндель. Дедушка Светланы всю свою жизнь много трудился, помогал людям и был верующим человеком. Ежегодно в семье праздновали Рождество 25 декабря и пели: «O wie wohl ist mir am Abend…» («O, как мне хорошо вечером…»).
В 1994 году Светлана окончила обучение в средней школе №9 г. Кизляра и выбрала для дальнейшего профессионального пути изучение немецкого языка. В 2000 г. окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского и получила квалификацию филолога, специализация «немецкий язык и литература».
Через 10 лет Светлана защитила кандидатскую диссертацию на тему «Александр Солженицын и Генрих Бель: диалог культур». Сейчас она является кандидатом культурологии и работает на кафедре «Экономика и гуманитарные науки» Энгельсского технологического института (филиала) СГТУ им. Ю.А.Гагарина.
Продолжает обучение в докторантуре и занимается написанием диссертации на тему «Репрезентация национальной идентичности в культурном наследии немцев в Поволжье».
5 вопросов RusDeutsch Светлане Шиндель:
1. Какой у Вас был любимый предмет в школе и почему? Повлияло ли это в итоге на Ваш выбор профессии?
Хочется назвать сразу несколько предметов: русский язык, немецкий язык и история. Но повлияли в большей степени не предметы, а мой дедушка, который говорил на немецком.
2. Какие немецкие черты характера Вы за собой замечаете?
Могу отметить большое стремление к порядку и чистоте. В плане быта и уюта дома прежде всего.
3. Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии/рода деятельности?
Думаю, самое важное в моей профессии педагога — дать обучающимся представление о культуре Германии и о культуре носителей немецкого языка в целом. Это способствует лучшему изучению языка.
Благодаря таким знаниям можно понимать реалии культуры одной страны и видеть отсутствие этих реалий в другой. И на основе этого говорить уже о более сложных вещах.
Поэтому я уверена, культура — основной инструмент для обучения людей иностранному языку.
В наших школах, к сожалению, этот важный момент нередко упускается. Многие студенты, которые приходят ко мне учиться, открывают для себя немецкий язык по-новому.
4. Есть ли у Вас среди исторических личностей кумир или герой? Если бы Вы могли с ним или с ней поговорить, то о чем бы Вы спросили?
В последнее время я интересуюсь документами и историей, связанными с полководцами России. Поэтому мне интересно было бы поговорить с одним из них — Львом Рохлиным.
5. О чем вы сейчас мечтаете?
Довольно стандартное желание для сегодняшнего дня — мечтаю о мире.
Проголосовать за понравившихся номинантов ЛИНР можно на официальном сайте конкурса до 20 августа включительно. Церемония награждения Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» состоится 16 сентября в Москве. Организаторами конкурса выступают Международный союз немецкой культуры и Федеральная национально-культурная автономия российских немцев.