Репетиции на железнодорожной платформе и закулисные курьезы: „Jugendstadt“ о поездке со спектаклем в Москву


24 мая в Российско-немецком доме в Москве состоялся показ спектакля «Великая!...с любовью, Екатерина» в исполнении креативно-творческой группы „Jugendstadt“. Молодые актеры рассказывают о поездке со спектаклем в столицу.

Коллектив „Jugendstadt“ существует уже более 10 лет, его творчество охватывает несколько направлений, среди которых театр, хореография, вокал, медиа. Сейчас „Jugendstadt“ включает в себя около 50 человек – людей, любящих искусство и свою культуру.

Спектакль «Великая!.. с любовью, Екатерина» уже побывал на гастролях в нескольких городах Поволжья и юга России, его возили на международный фестиваль в Хорватию, и вот, наконец, творческий коллектив получил возможность показать свою работу и в столице нашей страны – в рамках закрытия культурного сезона 2022-2023 года в Российско-немецком доме в Москве.

Многие из наших читателей уже знакомы с творчеством этой креативной группы. Но мы уверены, что большинству из вас хотелось бы заглянуть за кулисы и посмотреть, как проходит процесс подготовки, что особенно волнует актеров перед выходом на сцену и что они считают самым интересным в своей профессии. В этом материале мы собрали интервью и воспоминания о поездке в Москву у главных действующих лиц, артистов „Jugendstadt“.

«Под мерный перестук колес…»

Каждые гастроли – это очередной квест для артистов-непрофессионалов, ведь часто они случаются спонтанно. Нужно быть мобильным, уметь быстро собирать чемодан и быть готовым к новому и неизведанному. О череде новых ощущений рассказывает Полина Трушкина, исполнительница роли Елизаветы Петровны в спектакле «Великая!.. с любовью, Екатерина»:

«Это была моя первая в жизни поездка на поезде. Мы ехали вместе с Ариной Егоровой (Гельдт), и как сейчас помню свой шок, когда пришел поезд и номера вагонов закончились на девятом, а у нас был семнадцатый. Я испытала панику, потому что не знала, что остальную часть состава сейчас просто присоединят… Доехали нормально! В Москве я тоже оказалась впервые. Нас встретил Александр Эйберс и устроил мини-экскурсию. Обратно мне предстояло добираться на самолете. Я никогда не летала, но выбрала этот способ, потому что боялась опоздать на учебу. В самолете Анастасия Костина (Рейн) сказала, чтобы я взяла пакетики. Тут я перестала переживать за пары и начала жутко переживать за себя! Какие пакетики? Зачем? Мне будет плохо? Пакетики мне не пригодились, зато эйфория от первого полета оставалась еще пару дней. Здорово, что рядом со мной на всем пути были мои друзья из „Jugendstadt“».

«Я люблю поезда, – делится с нами Екатерина Минькина (Шпигель), исполнительница главной роли, – под мерный перестук колес можно расслабиться, отвлечься от насущных будничных проблем, подумать о своем и настроиться на роль. Мы – не обычный театр, актеры живут в разных городах, и в этот раз мы понимали, что у нас не будет времени на полноценную репетицию. Поэтому я выбрала поезд, чтобы иметь время побыть наедине со своим персонажем. Помню, как я вышла на платформу на одной из стоянок и репетировала свои монологи. Я отвернулась от поезда и гуляющих пассажиров.

Под ногами были рельсы второго пути, в небе зажглась первая яркая звезда рядом с ослепительно сияющей луной. Я смотрела наверх и представляла себя юной принцессой Фике, воображающей далекую, но манящую Россию.

Все звуки вокзала и разговоры людей за спиной исчезали в тот момент».

Да, иногда актеры вынуждены адаптироваться к любым условиям, это в их творческом характере. Именно такие ребята составляют группу „Jugendstadt“. У каждого из них есть своя жизнь и многочисленные заботы, поэтому иногда приходится паковать в дорожную сумку недосушенные после стирки вещи, объяснять научным руководителям, почему эта поездка так важна в конце учебного года, искать по знакомым подходящую куклу младенца в Москве, потому что собственная не помещается в ручную кладь, и жертвовать драгоценными часами сна.

«Я спала всего два часа перед вылетом, – рассказывает София Власова, исполнительница роли фрейлины, главный редактор Telegram-канала „Jugendstadt“. – Важно для меня было – не забыть свои любимые сережки. Они также часть моего сценического образа. Я надела их перед посадкой в такси. В аэропорту, когда я записывала кружочек для канала, я поняла, что на мне только одна сережка. Я просмотрела все свои вещи. Позвонила таксисту, но он ничего не нашел. Написала ребятам с просьбой одолжить мне серьги на спектакль. В итоге оказалось, что я вторую сережку даже не надевала. Она все это время лежала у меня в кармане куртки, куда я убрала ее, чтобы надеть в такси, и благополучно забыла об этом. Я настолько хотела спать, что даже не замечала ее.

Мораль такова: спите больше и не теряйте свои аксессуары».

С корабля на бал

24 мая актерам предстоял очень насыщенный день. Ребята приехали из разных городов и с утра приступили к установке декораций, подготовке костюмов, техническим прогонам и репетициям. А вечером уже были готовы к выходу к зрителю. О подготовке рассказывает Арина Егорова (Гельдт), исполнительница роли няни Фике:

«Играть спектакль нам предстояло уже в день приезда, без полноценных прогонов.

Прямо с поездов и самолетов – сразу на площадку!

Лично для меня это было достаточно трудно физически, но зато заставило моментально включиться в процесс. Давно я не помню таких молниеносных сборов. И именно в этот раз, когда на сборы было минимум времени, мужская часть нашей труппы потребовала от меня помочь им с гримом – всем резко захотелось преобразиться. Но, несмотря на все сложности, отыграли мы, по ощущениям, достойно!»

«Ширму мы собрали с первого раза – такого никогда не было, – удивляется Александр Эйберс, исполнитель роли учителя танцев. – Но курьезы тоже были. Нам пришлось на ходу заменить одну из ламп освещения. Слава Родиков (Фишер) сбегал за новой лампой в магазин, а довести ее до совершенства нам помогли местные техники из бюро. За что им большое спасибо. Во время самого спектакля тоже были свои моменты. На одной из сцен (я был за ширмой) от моего камзола отвалилась пуговица и звонко покатилась на сцену, по моим ощущениям звук пронесся по всему залу».

А вот какими смешными моментами делится с нами Никита Франц, исполнитель роли Петра Ульриха:

«Еще на репетиции у меня неожиданно сломалась пополам шпага. Я решил, что это не страшно и лишь добавит акцент к эксцентричности моего персонажа. И вышел с ней на последнюю сцену.

Я отыгрываю роль, размахиваю шпагой и краем глаза замечаю какой-то лишний предмет у себя под ногами. Я было подумал, что от шпаги отвалился еще один кусок. Но нет. Это был бант с моей туфли! Он так и пролежал там до конца спектакля».

«Уж не знаю, заметили ли зрители все эти курьезы, но судя по искреннему смеху и переживаниям, увлечены они были сюжетом и игрой актеров. Стоит отдать должное профессионализму ребят, показавших умение не выйти из роли при любых обстоятельствах», – с улыбкой отзывается режиссер постановки Даяна Жукоцкая (Рафф).

Из воспоминаний зрителей

В зале был настоящий аншлаг. Свободных мест не осталось. Зрители были в предвкушении спектакля. Объявление, аплодисменты, тишина, свет... И на сцене развернулись события из жизни юной принцессы Софии Августы Фридерики, погрузившие зрителя в атмосферу XVIII века. С первых минут спектакль завораживает особой формой: часть сцен происходит на живом плане, а некоторые эпизоды воплощаются в технике теневого театра. Благодаря такому решению в зрительном зале складывается ощущение реальности происходящего, а также появляется возможность быть свидетелями чуда – рождающихся детских фантазий и мыслей будущей Екатерины Великой.

Впечатлениями о спектакле делится Анна Парфеньева, исполнительный директор бюро Немецкого молодежного объединения (НМО):

«Думаю, спектакль «Великая!... с любовью, Екатерина» уже смело можно назвать легендой. И вот мне, наконец-то, удалось его увидеть! Это первый теневой спектакль, на котором я была, и мне очень понравилось. Есть сложные моменты и решения, которые за счет игры тени и света выглядят очень эффектно!

Ну и безмерно любопытно наблюдать за преображением многих давно знакомых лиц в сценических героев и увидеть их в новом образе. Ребята, вы крутые!

Творите и претворяйте в жизнь свои самые смелые идеи!»

Свое экспертное мнение и слова благодарности выразил и Олег Теодорович Ринге, актер, режиссер, драматург, старший преподаватель кафедры «Актерское мастерство» Волжского университета им. В.Н. Татищева, художественный руководитель «Театра-студии им. Татищева»:

«Спасибо огромное на приглашение на спектакль! Это по-настоящему замечательная, слаженная работа. Нам очень близка петровская эпоха и ближайшие годы после Петра, правление его дочери и воцарение Екатерины, поэтому на спектакль шли с большим интересом. И это было круто!

Мы увидели людей, «больных» театром, с горящими глазами, с огромной любовью к делу.

Результат – живая реакция зрителя, его погружение и искреннее участие в судьбе Фике. Зрителя невозможно подкупить. Фике и Ульрих Петр III, и все окружение знатных особ нас покорили: абсолютно органичное существование, полное погружение в свои персонажи. Ребята, вы молодцы! Строгие учителя, холодные, но внимательные родители, добрая тетушка Елизавета, веселые подружки – все работало на спектакль и общее впечатление. Очень грамотная, вдумчивая работа режиссера. Интересное сочетание теневого театра и «живого плана», бережная работа с материалом.

Мы увидели жизнь маленькой девочки от рождения до принятия себя как Императрицы Российской.

Исполнительница роли Фике абсолютно органична и притягательна! Спасибо РНДМ за приглашение и прекрасные встречи с милыми людьми!»

Что ж, нам остается только пожелать молодым творцам дальнейших успехов! Мы надеемся, что новости о ваших работах еще не раз появятся на нашем портале.


Организаторами мероприятия выступили Международный союз немецкой культуры и Местная национально-культурная автономия немцев Марксовского района Саратовской области.

Рубрики: РазноеРоссийско-Немецкий Дом в Москве