О сторителлинге в театре и новом поколении: поговорили с референтом Арт-лаборатории Сергеем Щедриным


Уже сегодня, 23 мая, на креативной площадке «Ленполиграфмаша» состоится показ итоговой работы участников Арт-лаборатории по современным формам искусства. Накануне премьерного вечера хотим поделиться с вами разговором с Сергеем Щедриным – актером, режиссером, педагогом школы-студии МХАТ и референтом проекта.

Сергей, вы нередко принимаете участие в творческих лабораториях, где выступаете в качестве референта. Помимо этого вы «совмещаете роли» режиссера и актера. Какое из этих трех амплуа вам ближе?

У меня есть два диплома: актерский и режиссерский. Но сейчас я в основном занимаюсь педагогикой. Такой период жизни.

И мне он нравится, потому что в педагогике присутствует меньше эгоизма.

Но чтобы не терять навыки, я продолжаю участвовать в спектаклях как актер. Правда только в тех, которые мне интересны. А уже в конце июля в качестве режиссера поеду на проект в Брест. В общем, такой я театральный деятель.

На Арт-лаборатории вы отвечаете за направление «сторителлинг». Элементы этого явления присутствуют сейчас во многих сферах нашей жизни. А что ожидать зрителю от спектакля в жанре сторителлинг?

Сторителлинг – импортное название, хотя само явление существовало задолго до появления этого термина. Те же бахари на Руси (рассказчики басен, историй, сказок — прим. ред.), например. Со своими коллегами и друзьями Алексеем Розиным и Ильей Барабановым я начал развивать этот жанр у нас.

В театре, как и в жизни, кто-то умеет рассказывать истории, кто-то нет. И для этого не обязательно быть профессиональным актером. Актеру эта техника интересна с точки зрения разбора героя. Например, ему нужно сыграть Раскольникова, а он берет и рассказывает всю роль от третьего лица. Таким образом происходит сближение актера и персонажа.

Зритель же, пришедший на спектакль в жанре сторителлинга, увидит прелесть живого общения, которое в наше время исчезает. Здесь нет декораций, только человек-рассказчик. Это как кино без кино.

Получается, что это некий моноспектакль?

По сути, да. Хотя можно и парно делать, и втроем. Удобно, что с точки зрения бюджета такие спектакли не требуют больших затрат. Можно приехать в библиотеку, в школу – да куда угодно. Важен только рассказчик.

Если я рассказываю, а вы воображаете, что я рассказываю, это действительно как кино получается. Люблю приводить пример из моей юности и конца 1980-х – тогда появились видеосалоны, но не у всех был рубль для их посещения. Счастливчики после кинопоказов приходили во двор и рассказывали про фильм. Вот это и есть сторителлинг.

Как и в любой истории, здесь имеется герой, обладающий набором определенных ценностей. Мы видим его в начале, потом он проходит некий путь, через препятствия встречает учителя или артефакт и на выходе приобретает уже другие ценности. Здорово, если они перекликаются с вашими. Ведь, как правило, главный герой – это вы сам.

Для нашего воображения нет разницы, происходит что-то в реальности или нет. Человеческий мозг воспринимает все как реальность.

То есть в жанре сторителлинга есть и что-то общее с playback-театром (театр импровизации, где зрители рассказывают истории о себе, а актеры тут же отыгрывают их на сцене прим. ред.)?

Да, только там ты проигрываешь какую-то реальную ситуацию, а здесь идешь через сказку. Все как в детстве. Мы же не просто так детям сказки рассказывали. Дети улавливают смысл сказки, пусть и не до конца его осознавая.

Нередко люди не понимают современное искусство. Но если в галерее можно сходить на кураторскую экскурсию и получить «инструменты» для исследования экспозиции, то что делать с современными экспериментальными постановками в театре? Как приучить себя к ним?

Мой педагог, Дмитрий Владимирович Брусникин, говорил, что надо просто быть открытым этому. Мы с первого курса для наших студентов ввели такую практику – смотреть сложное кино. Они каждое воскресенье в свой выходной приходили и смотрели два сложных фильма. И ничего не понимали…

Но такие вещи заходят в нас на подсознательном уровне.

Когда мы не понимаем что-то, возникает агрессия. Если ты выключаешь эту эмоцию, говоришь сам себя «Да, я ничего не понимаю» и включаешь юмор, тогда потихоньку входишь в процесс.

Для меня это тоже было сложно, ведь я работал в довольно консервативном театре. Но это лишь вопрос саморазвития. Современное искусство никуда не денется, это человек только точно куда-то денется. И чтобы «найти Чехова» сейчас, нужно обязательно ставить современных драматургов. Да, 95 процентов – это беллетристика. Но чтобы отыскать эти «пять процентов Чехова», надо быть открытым новому.

Сергей, раз мы заговорили про открытость новому и важность не закостенеть в своих убеждениях чему вы учитесь у своих студентов?

Иногда шучу: «Мы им опыт, а они нам молодость». Но благодаря им я действительно дольше остаюсь молодым и учусь у них современным кодам.

Искусство — это некий ассоциативный и интеллектуально-эмоциональный багаж. Чтобы быть актуальным и современным, как раз через молодое поколение можно узнавать про новые течения.

Ту же музыку я тоже через студентов узнаю. Понятно, что основа – Станиславский, но мы стараемся дать студентам весь багаж знаний, чтобы они были конкурентоспособными на рынке. Да и сам Станиславский говорил, что система должна меняться в зависимости от того, что происходит за окном.

В чем видите для себя результат участия в Арт-лаборатории?

У меня есть гуманитарная задача – чтобы как можно больше людей в России узнали про сторителлинг. Все дни с участниками мы будем говорить про сценарные основы этого жанра. Хочется, чтобы ребята поняли, как это делать, а потом приехали в свои города и попытались поставить уже свой спектакль. Насколько я сейчас вижу по темам творческих заданий участников на отборе, все они про известные личности немцев, которые состоялись в России.

Здорово, если потом из проекта вырастет спектакль. В общем, хочется чтобы люди «заразились» сторителлингом и дальше рассказывали истории.


Напоминаем, что вы можете посетить итоговый показ 23 мая в 19:00 на креативной площадке «Ленполиграфмаша». Вход свободный для всех желающих, требуется предварительная регистрация.

Мероприятие реализовано при поддержке АОО «Международный союз немецкой культуры» в рамках Программы поддержки российских немцев.

Рубрики: АвангардАрт-лаборатория в Санкт-ПетербургеИнтервью