Это интервью с профессиональным стилистом, автором собственного бренда одежды. И… оно совсем не про вещи – а про умение слышать свои внутренние потребности и смелость быть собой. Валентина Вольф – российская немка родом из Казахстана. Несколько лет назад она, тогда еще студентка-метролог Томского Политеха, проснулась однажды утром с мыслью: «Хочу шить свою одежду!».
Вместе с мужем они вложили деньги, накопленные на отпуск, в свой бизнес. И Валя запустила в сибирской провинции авторский бренд одежды из итальянских тканей. Бизнес стартовал бодро, брендовые вещи покупали в шоурумах и частные покупатели. Например, одной из них стала известная общественная деятельница, президент «Рыбаков Фонда» Екатерина Рыбакова, которая пополнила свой гардероб желтым пальто с яблочным подкладом.
Сейчас Валя Вольф работает персональным стилистом: сотрудничает с крупными брендами одежды, стилизует съемки и консультирует индивидуальных клиентов, помогая женщинам и мужчинам подобрать органичный внешний образ, который соответствует их потребностям и способствует самовыражению.
Во время уютной беседы за чашкой травяного чая Валентина рассказала историю своего бизнеса, что бы она сейчас сделала по-другому, и как решиться начать собственное дело.
Вспомнила работу костюмером на ТНТ, когда она отвечала за внешний облик 170 участников телешоу! Наполнила беседу теплыми воспоминаниями из детства с ароматами Пасхальных куличей. И поделилась советами и книгами, которые помогут читателям RusDeutsch формировать эстетический вкус, лучше понимать свой стиль и самих себя.
Валя, расскажи, чем ты сейчас занимаешься, в какую деятельность направляешь свое внимание и энергию.
В сфере одежды я уже больше пяти лет: еще до своего производства я, как многие девчонки, увлекалась темой моды, красоты. Сейчас больше работаю в персональном стайлинге, это личная работа с клиентами: ревизия гардероба, подбор новых образов.Также это стилизация съемок, когда бренду необходима помощь в рекламном ролике. Ведь в рекламе любого продукта, если там участвуют люди, они должны быть одеты. Летаю в командировки по России к определенным брендам, которые устраивают «Дни со стилистом», и помогаю их клиентам подбирать образы, собирать капсульный гардероб. А брендам помогаю увеличивать чеки. Ситуация win-win. Но основная работа – это персональный стайлинг и работа в Томске. Иногда провожу лекции и мастер-классы (ред. например, недавно Валентина участвовала в проекте «Открытые лектории» и читала в томском РНД лекцию про весенний гардероб 2023). Вот сегодня утром я читала лекцию для сообщества предпринимателей. Мы разговаривали про мужской гардероб, как бы неожиданно это не звучало. Я вообще очень рада, что мужчины стали больше задумываться о своем внешнем виде, и такие темы набирают популярность.
Ты недавно вернулась из командировки. Можешь ли поделиться внутренней кухней, над чем-то конкретно сейчас работаешь?
Я как раз работала на «Днях стилиста» в Уфе, до этого была в Абакане. Мы плотно и продуктивно работаем с одним брендом уже больше полутора лет. Расскажу внутреннюю кухню на примере бренда «Serginnetti». Это наши ребята, российские производители, работают с итальянскими тканями, а производство у них в Казани. Сегодня, с одной стороны, страдают производители из-за ограничений в нынешних условиях. А с другой стороны, обычные люди, которые с уходом привычных «Zara», «H&M» не понимают, где и как теперь одеваться.
Если ты не варишься в этой теме, то сложно сходу найти в магазине подходящую вещь. И когда покупаешь одежду без осознанного подхода, потом начинаются вопросы: «А с чем ее носить, а куда? Что вообще с этим делать?». Вроде, потратил деньги и время на поиск, а удовлетворения и решения вопроса не происходит.
Я знакомлю клиентов с новыми коллекциями, рассказываю, что и с чем миксовать. Помогаю им адекватно построить гардероб и не потратить деньги на ненужную вещь. А бренду помогаю реализовывать их коллекции, доносить до потребителя ценность. Иногда бывает, что человек видит классную вещь, но не покупает, потому что не понимает, с чем ее носить. Я показываю ее возможности.
Я — некий мостик между производителем, магазином и конечным потребителем. Бывают ситуации, когда я предлагаю какой-то образ клиенту и в ответ слышу восхищение и удивление, что он бы даже не посмотрел на эти вещи и не представлял, что может так выглядеть! В такие моменты чувствую себя волшебницей, которая способна преобразить человека.
А с чего все началось? Сейчас это звучит, действительно, виртуозно и волшебно. Тебя уже как уверенного эксперта приглашают в разные города по России, ты помогаешь многим людям преобразиться, найти себя, свой внешний облик. А какой был первый шаг и когда?
Начиналось все банально. Мне просто хотелось шить одежду. Это было примерно в 2018 году. Я училась в университете и точно понимала, что по специальности не буду работать, и нужно придумать, куда дальше развиваться. И мы с супругом, на тот момент еще с молодым человеком, решили, что будем шить одежду. Мы обсуждали это. А в одно утро просто проснулись: «Ну что, делаем?» – «Ну, давай». Он — предприниматель, у него был некое понимание процесса.
Но опыта работы с одеждой ни у меня, ни у него не было. И мы решили прыгнуть с места в карьер и дальше уже понимать, как выплывать, барахтаться и взбивать это молоко, чтобы оно стало маслом. Мы взяли накопленные на отпуск деньги, купили ткани и нашли производство, где все отшивать. Просто ужас, насколько это было не продумано!
Мы набили много шишек. Первая коллекция продалась, но продавалась долго. Изначально были планы: сейчас мы все отошьем, у нас выстроится очередь, и будут биться за последний размер. Как бы ни так! Дальше мы пробовали и свой магазин открывать, и арендовали место в шоурумах. Потом перешли в индивидуальный формат работы. Я уже наработала хорошую клиентскую базу, и мы шили по запросу. Я стала понимать, что людям нужно, где взять ткани, как все работает изнутри. Все это было на своих ошибках, на своих деньгах пройдено. С нынешними знаниями я бы, наверное, на такое не решилась. Это было так рискованно, с юношеской верой в лучшее.
Сейчас, имея этот эмоциональный опыт, когда все началось с чистого «я хочу, пойдем делать», с учетом набитых шишек, что бы ты посоветовала читателям, которые вынашивают в себе идею собственного дела? Я даже и для себя это тоже спрашиваю, так как создаю свою линию натуральной аромакосметики ручной работы. И уверена, что интервью также будут читать и те, кто думает о своем деле. Что бы ты нам посоветовала?
Надо гореть делом: иначе будет сложно. В моменты трудностей, если бы я не горела этим и не хотела развиваться, я бы, наверное, быстро опустила руки и сказала: «Ну, что ж. Сама буду это все носить. Закругляемся». Конечно, нужно в первую очередь верить в свое дело. Но про реальность тоже не стоит забывать. Нужно развиваться в своей теме, смотреть за конкурентами и за тем, что происходит на рынке, чтобы быть в актуальной повестке.
То есть предварительно прощупать поле?
Да, я думаю, что это нужно.
Не хочу никого обидеть, но иногда идея кажется нам гениальной, все думают, что он второй Илон Маск, и все будет классно. Но нужно проверять идеи на жизнеспособность и понимать, надо это рынку или нет. Иначе можно очень-очень крепко влипнуть. И благо, если это будет просто жизненный опыт. Нужно финансово все просчитывать, понимать риски и ответственность, которая на тебя ложится.
Насколько я знаю, когда ты училась в Томском политехническом университете, твоя специализация была очень далека от стиля и моды. Метрология, верно? Как вообще это в твоей жизни случилось?
Если честно, я сама не особо понимаю. Тем не менее, я магистр по направлению «Стандартизация метрологии и сертификация» с красным дипломом. Не понимаю, зачем мне это, но…
Работала хоть какое-то время?
Нет, я на практике сразу поняла, что это не мое. Мне нужны каждый день новые задачи, новые люди. А монотонная работа, когда ты вчитываешься в документацию, какие-то ГОСТы пишешь – это не про меня абсолютно. На самом деле параллельно я получала второе высшее образование по специальности «Менеджмент и управление компанией». Там уже начала зарождаться идея с одеждой. И диплом по второй вышке я писала про это, что мне очень помогло. Именно там я начала уже более-менее разбираться: делала анализ конкурентов, сильных и слабых сторон – все то твердое, на что можно опираться в работе.
Мне интересно, как ты в себе взращивала эксперта, который эстетически просвещен, видит человека и может ему порекомендовать то, что именно на нем будет смотреться гармонично. Как ты эту тему осваивала для себя?
Уже в ходе работы я поняла, что мне не хватает знаний. И проходила обучения: это были и онлайн, и оффлайн-курсы, и самостоятельно прочитала много книг про бизнес, творчество.
Мне очень помогла личная терапия, потому что без понимания себя сложно чувствовать других людей. Взращенная эмпатия к людям, умение их чувствовать – это важно. Ведь работа со стилем и одеждой – это тоже терапия. Нужно понять человека: про что он, что происходит в его жизни, какое он хочет впечатление производить, и какими способами мы можем этого достичь.
На мой взгляд, это тонкая психологическая работа. Поэтому при выборе стилиста мало посмотреть на образы, которые он подбирает. Но также важно, сможешь ли ты довериться этому человеку. Например, при разборе гардероба мы встречаемся обычно дома, и клиенту нужно показать свою одежду. Нужно внутри много силы и стойкости, чтобы признать какие-то проблемы. Нет смысла встречаться и строить из себя кого-то: «Нет, это не мое, мне это подбросили!». Я считаю, что все должно быть искренне и по любви. Поэтому нужно хорошо понимать себя и уметь чувствовать настроение клиента.
Я сейчас согрелась об эту мысль, что, когда мы подбираем внешний образ, это не только: «У меня тип фигуры «груша», мне нужно носить такую одежду». А это еще и про более глубокие процессы: «Что мне подходит в нынешнем моем эмоциональном состоянии и образе жизни?». Разверни, пожалуйста, шире мысль, что для тебя внешний образ. Мы помним поговорку: «Встречают по одежке, провожают по уму». А что такое одежда для тебя?
Наверное, одежда – это про состояние души, про внутреннее состояние. Наше внутреннее так или иначе отражается во внешнем, начиная от выбора одежды и заканчивая цветом волос, ухоженностью кожи. Это очень много говорит о том, как человек относится к себе, и важно ли ему, что о нем думают другие.
Кто-то надевает просто футболку и джинсы. Ему в этом комфортно, окей. Но даже если мы надеваем футболку и джинсы, мы все равно сообщаем о себе миру. Мне это видится как ситуация, когда ты идешь по улице с мегафоном и кричишь о всех своих сокровенных мыслях. Внешний вид очень много о нас говорит. Если ты не смог правильно себя представить, то никто не будет лезть к тебе и разбираться во внутреннем мире. Для меня, это внутренний настрой. Я даже по себе могу сказать, что со временем меняется мой стиль. Невозможно всегда быть в одном стилевом направлении: мы растем, у нас меняются ценности, место работы, окружение, и мы подстраиваемся под него.
Как бы ты охарактеризовала сейчас свое настроение в одежде? Какая нынешняя Валя в эту весну?
Думаю, что в первую очередь это про комфорт, расслабленность, но при этом некая сдержанность. Чересчур расхлябанность – это не про меня, я стараюсь держать себя в форме.
Помнишь ли ты первую вещь собственного пошива?
Пожалуй, самая яркая вещь и некая наша визитная карточка – это ярко-желтое пальто с яблочным подкладом. Мы прямо заморачивались, искали фабрики, которые по нашим эскизам сделают. И мы нашли это только в Турции, тогда в России никто не смог сделать это в адекватные сроки и за адекватные деньги.
Вот это у вас сразу масштаб: ткани из Италии, пошив в Турции, сидим сами в Томске!
Мы старались работать (смеется). Да, это было яркое, интересное пальто. Я думаю, что оно отражало мою суть: когда ты снаружи один, такой относительно спокойный, а внутри у тебя яблоки цветут.
Яблоневый сад, ух ты!
Да, и я горжусь тем, кто его купил. Это было мероприятие от сообщества «PRO женщин», на которое приезжала Екатерина Рыбакова, супруга миллиардера Игоря Рыбакова и соосновательница «Рыбаков Фонда». Ей очень понравилось это пальто, и она в нем ушла. Парочку фотографий потом прислала, были отметки в соц. сетях с приятными словами. Это яркое воспоминание о первой коллекции.
Валя, сейчас было интересно услышать, как наглядный пример, что одежда выражает собой еще некую философскую мысль. Снаружи – один образ, более спокойный, а внутри – цветущий яблочный сад. И у твоего бренда одежды очень согревающий слоган: «Искренность к тебе». О чем это?
Мы работали с молодым человеком, который помогал с развитием соцсетей. Он сделал исследование без моего ведома: опросил друзей и знакомых, какое впечатление я произвожу, какими словами они могут меня охарактеризовать. И самое часто повторяемое слово оказалось «искренность». Я абсолютно не умею скрывать эмоции, по лицу сразу все понятно. И я хотела, чтобы это проявлялось в одежде.
Очень согревающая и приятная мысль.
Мне кажется, она про всех нас. Потому что все к этому приходят рано или поздно, когда решают, что пора быть собой.
При этом здесь можно предположить некоторый контраст, что это мир моды и одежды, где есть определенные сезонные тенденции. И в то же время мы говорим об индивидуальном стиле, отражающем душевное состояние. Поделись, пожалуйста, своим мнением: мода и стиль – всегда ли это одно и то же.
Я думаю, что это больше про разное. Потому что стиль – это про человека, его внутреннее состояние, настроение, понимание мира.
Мода – это про тренды, про продажи, про высокий товарооборот: нужно больше производить, чтобы это больше и быстрее покупали. Мода показывает то, что происходит у нас сейчас в мире, общие настроения, общий вайб этого мира. Это отражается все. А стиль – про то, как именно ты интерпретируешь это.
Чаще всего, если одеться во все тренды подиумные, это выглядит, по меньшей мере, странно. Поэтому нужно понимать себя, чтобы фильтровать те тренды, которые подходят, и понять, готов ли ты постоянно быть на таком острие и выслеживать все тенденции и через какое-то время идти за новым, и новым, и новым. Либо у тебя есть уже определенные внутренние основы, на которые ты опираешься, и понимаешь, что этот тренд про меня, и я могу его под себя адаптировать. Так вырабатывается уже собственный стиль.
Поделись, пожалуйста, в продолжение темы о внутреннем стиле советами с читателями. Как выработать некую базу для своего гардероба, чтобы это и подходило под мой образ жизни, работу и при этом было гармоничным моему душевному состоянию? С чего начать, как подступиться?
Для начала, наверное, слушать себя, начать задавать себе вопросы: что тебе нравится, что не нравится хотя бы на манекенах, на других людях. Не с осуждающей точки зрения, а именно: «Я бы для себя такое не выбрал, потому что это, допустим, не отвечает моим задачам, параметрам фигуры». Как ты правильно заметила, вещи должны служить нам и подходить кругу жизненных обстоятельств, а мы все разные.
Можно выполнить такое задание, кто захочет. На листочке нарисовать круг, разделить его на несколько секций и в процентном соотношении расписать, какая часть вашей жизни уходит на работу, отдых, городские дела, домашние дела и быт. Для чего это нужно? Чтобы понять, какая одежда вам нужна. Бывает, что 70% нашей жизни мы проводим на работе.
Если у вас есть строгий дресс-код, то, скорее всего, вам нужно три-четыре пары костюмной группы, блузок, юбок. Если вы фрилансер и работаете из дома, то, вероятно, большая часть гардероба – это домашняя одежда. Дальше уже нужно понимать, какое впечатление вы хотите производить одеждой. Важен вам комфорт или нет. Главное, чтобы воспринимали статусно, чувствовали власть, либо наоборот принимали за своего. Нужно понять, какая нужна одежда, а какая есть сейчас в гардеробе. На примере девушек: сначала мы выглядим, как студентки, нам нужно бегать между парами, то есть это джинсы, футболки, толстовки. Дальше мы выходим на работу – в таком гардеробе обычно уже сложно работать, если это офис и серьезная должность, поэтому нужна другая одежда.
У женщин меняется тело, рождаются дети. Если у вас уже переключился гардероб на офисную эстетику, а потом появляются дети, сложно в костюме или юбке-карандаше ходить на детскую площадку, бродить по поликлиникам, это тоже нужна своя капсула.
Сейчас вспомнила шутку, когда муж про жену удивляется, почему у нее полный шкаф одежды, но ей нечего надеть, как это возможно.
Это вообще распространенная проблема. Думаю, у каждой женщина она была или есть. Потому что нас не учат этому нигде: ни в школе, ни в семье. Я постоянно шучу о том, что нас учат косинусам и логарифмам, и я вот все жду, когда они мне пригодятся! (смеемся) Но не научили оплачивать коммуналку и собрать для себя гардероб, что реально пригождается каждый день.
Ты работаешь в этом поле пятый год. Что считаешь самым ценным приобретением, наибольшим достижением «Ай да я, молодец»?
Если из коммерческих, то это, наверное, опыт работы на съемках.
Прошлой осенью, когда жила в Москве, я помогала одевать проект «Игра» на телеканале ТНТ. Это один из самых крупномасштабных проектов, который научил меня очень многому. После этого я поняла, что могу все! Не спать сутками, одновременно искать подходящий размер в магазине, подшивать брюки, следить за тем, кто в какой одежде в кадр вышел.
Когда у тебя больше 170 человек, которых нужно одеть, перед каждым мотором проверить, чтобы у них были чистые воротнички, каждый переоделся в нужный комплект, и все это в ограниченное время. Не дай бог, кто-то что-то порвал, потерял. Тебе нужно это быстро восстановить, потому что это огромная система, которая не ждет, нельзя прерывать съемку.
А в персональной работе с каждым клиентом это по-особенному проходит. Я всегда очень радуюсь обратной связи, когда человек по прошествии времени говорит: «Мне нравится, как я выгляжу, я научился жить в подобранных образах».
Я понимаю, что у многих меняется отношение к себе, меняется жизнь. Это приятно, когда ты имеешь отношение к позитивным изменениям в жизни других людей и можешь помочь.
Представила тебя феей крестной, которая переодела Золушку в хрустальные туфельки и прекрасное платье. Такая волшебница, которая превратила служанку в принцессу.
Так оно и бывает. Но это всегда совместная работа. Я, конечно, могу прийти, составить капсулы, сказать: «Все, носим только вот это, и ни вправо, ни влево». Но должен быть отклик от человека, понимание, что нравится или не нравится. Только доверие, искренность в отношениях и совместная работа приводят к результату.
Как ты восстанавливаешь себя, переключаешь внимание, откуда черпаешь вдохновение?
Когда занималась именно пошивом, я бегала. Когда ты много думаешь головой, нужно переключаться на тело. Я сильно увлеклась бегом, пробежала не один полумарафон. Мне это очень помогало, много классных идей и решений пришло именно во время бега.
Сейчас я в основном гуляю, тяга именно к бегу прошла. До этого это были танцы, йога. То есть мне нужно переключаться с головы на тело, и тогда все работает.
Естественно, режим, нормально спать. И все эти общие советы: «Магия утра», выпить стакан воды с лимоном, йога в шесть утра – мне это вообще ничего не нужно. Я, скорее всего, буду злая и недовольная весь день. Поэтому лучше посплю до девяти и спокойно начну свой день, как это модно говорить, в ресурсе, нежели после утренней йоги и озлобленная на весь мир.
Это тоже про слушание себя – не стремиться за популярными тенденциями, советами про магию утра в пять часов, а идти от внутренних ощущений.
От внутренних, да! Изначально, когда был пик книги «Магия утра», у меня было 150 этих тетрадей: одна для благодарности, другая для чего-то еще. Мы и пишем дневник, и медитируем, и подышать правой и левой ноздрей, стакан воды, полезный завтрак. Я два-три дня буквально так повставала и поняла: «Ребят, дальше без меня». Потому что это абсолютно не мое.
После утреннего спорта я хочу просто лечь спать, и ни о какой-то продуктивности вообще речи не идет. Я поняла, что спорт для меня – это только вечером. Конечно, я не сразу поняла все про себя и стала осознанной, это приходит со временем.
Какие книги ты можешь посоветовать читателям, которые помогут им лучше себя понять, формировать свой гардероб, да и в целом развивать эстетический и визуальный вкус? Может быть, порекомендуешь какие-то свои подписки в соцсетях, кто тебя вдохновляет?
Сложно так сказать, потому что мы все разные. Кому-то подходят истории про рациональный и минималистичный гардероб, а кто-то хочет выражаться с помощью ярких красок и перьев.
Из последнего прочитанного порекомендую для большего понимания себя и развития вкуса – книгу «Эстетический интеллект» Полин Брауна. Можно почитать Джуди Таггарт «Психология вашего гардероба», это для начинашек, когда ты вообще особо не понимаешь, с чего начать. Еще «Красота без прикрас».
Эти книги помогут найти примерные ориентиры и даже на основе тех советов, которые там приводятся, понять, про вас это или не про вас. Не совсем по теме гардероба, но, тем не менее, можно почитать «Магическая уборка». Это поможет легче расставаться с вещами, понимать, что с ними делать, чтобы оставались только нужные вещи. Из аккаунтов можно посмотреть за Олей Слово, это руководитель и основатель школы стайлинга «Self Made», еще Татьяна Никейцева. Это девушки, за которыми я слежу с точки зрения осознанного стиля.
Поделись, куда ты сейчас идешь, куда устремлены твои идеи и мечты?
Сейчас я работаю над улучшением качества своих услуг. Дополнительно прохожу обучения, стараюсь улучшить сервис. Если говорить про проекты, то сейчас мы обсуждаем с моей командой идею: это либо вебинары, чтобы рассказывать понятным языком о том, как составлять гардероб, почему это работает тем или иным образом. Либо, если созреем, YouTube-формат. У меня есть опыт работы на телевидении: и в качестве ведущей рубрики, и много работала за кулисами.
То есть это новая ступенька, когда ты уже накопила опыт, и можно дальше его транслировать, чтобы еще больше людей осознаннее и внимательнее подходили к себе и к тому, что им комфортно носить, как выражать себя через внешний облик?
Да. Потому что я больше за осознанное потребление, вообще за осознанный подход к бюджету, к построению гардероба и пониманию себя.
Насколько я знаю, ты родом из Казахстана и имеешь немецкие корни. Расскажи об этом подробнее.
Бабушка по маминой линии – российская немка, дедушка – немец. Они много где жили: и Урал, и Башкирия, и Казахстан. Насколько я знаю, они переехали в Казахстан, потому что испытывали проблемы с пропитанием, и семья решила поехать на юг, где более-менее все растет. Там уже бабушка познакомилась с дедушкой, у них родились мои мама и тетя, дальше уже у мамы я.
Мое детство прошло на солнечном юге с фруктами, с теплой погодой. А потом я уже поехала учиться в Сибирь, в сугробы. Переехала в Томск, поступила на ту самую метрологию. И я очень благодарна Томску, потому что он мне очень много подарил: и людей, и возможности, и мои проекты, и в Российско-немецкий Дом попала, и супруга нашла. Все у меня сложилось здесь в Сибири.
В твоей семье, когда ты была ребенком, возможно, и сейчас, когда ты уже свою семью создаешь, есть ли место традициям российских немцев?
Традиции, конечно, существуют. В детстве мы отмечали Пасху. Это очень теплое воспоминание, когда я просыпалась, а мама или бабушка раскладывали яйца. Мне рассказывали легенду, что это зайчик шел, и вот я с интересом это все искала, лазила везде. Я до сих пор вспоминаю этот запах, когда ты просыпаешься, а уже все куличи тебя ждут на завтрак.
Конечно, мне хочется эти традиции и дальше продолжать, чтобы уже мои дети просыпались от вкусного аромата булочек, куличей, чтобы к ним зайчик приходил и оставлял подарки. Хотя у нас с супругом семья из разных вер, это не мешает нам праздновать и Пасху, и мусульманские праздники.
Я считаю: пока ты помнишь, кто ты и откуда, то все продолжается. И многое, что тебе сейчас нравится и впечатляет тебя, это же все родом из детства. Поэтому важно помнить, что тебя там в детстве восхищало, чтобы понимать, про что ты сейчас взрослый, какие у тебя ценности, куда ты идешь.