«Во мне больше спонтанности»: поговорили с молодым композитором Германом Визнером


6 апреля в Российско-немецком доме в Москве пройдет концерт молодого композитора Германа Визнера. В преддверии выступления портал RusDeutsch побеседовал с Германом о его новой программе, немецких корнях и том, что дает ему вдохновение.

Расскажи о своем концерте в Российско-немецком доме. Какую программу ты приготовил?

Программа состоит полностью из моих сочинений. Подавляющее большинство произведений — это фортепианная музыка. В программу вошли сочинения более раннего периода, а также написанные недавно, которые еще не исполнялись. Кроме этого, будут представлены сочинения для скрипки и фортепиано.

Что касается исполнителей, то это мои хорошие друзья, студенты нашего училища. Некоторые произведения я исполню сам.

Как ты начал писать музыку? Началось ли это в детстве?

Сколько себя помню, всегда хотел стать композитором. Я занимаюсь музыкой с раннего детства. Меня отдали в музыкальную школу в три года. А в пять я начал играть на инструменте. Как у почти любого маленького ребенка, у меня поначалу особого желания заниматься музыкой не было. Но для меня самым большим авторитетом и примером в жизни был мой дедушка. И самые яркие и положительные воспоминания у меня связаны именно с ним.

Хотя сам музыкантом он не был, а был инженером, но его желанием было, чтобы я играл на инструменте. Когда его не стало, мне было семь лет. Именно после его ухода у меня появилось желание заниматься музыкой.

Моей первой музыкальной композицией была маленькая песенка на стихотворение «Белая береза». Я сочинил ее в раннем детстве, когда еще не знал нот. В 10 лет я собрался писать симфонию, правда тогда у меня ничего не получилось. А в 7-м классе я стал уже заниматься композицией и писать небольшие этюды. А в 2015 и 2016 годах, приехав в образовательный центр «Сириус», познакомился с Игорем Рогалевым, профессором Санкт-Петербургской консерватории, который консультировал меня в композиции. Я принял участие в Академии Юрия Башмета в Сочи. И затем меня пригласил в класс Кузьма Бодров, заведующий кафедрой Академии Гнесиных. Под руководством Кузьмы Александровича было создано большое количество сочинений, в том числе композиция памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера, за которую я получил первую премию.

Расскажи о своих немецких корнях. Кем были твои предки?

К сожалению, о своих немецких предках я знаю достаточно мало.

Когда я мог спросить об этом, то не задумывался, а сейчас мне спросить об этом практически не у кого.

Но у моих родителей хранится наше родовое древо. В нашем роду немцы по отцовской линии. Они жили в Поволжье и были сосланы в Казахстан и на Алтай. Большая часть родственников в 1990-е годы уехала в Германию. Многие из их детей по-русски уже не разговаривают.

Ты находишь в себе немецкие черты?

Смотря что имеется в виду. Я рос и формировался как личность здесь. У нас в семье нет какой-то определенной национальной предрасположенности.

Если говорить о дисциплине как об одной из «немецких» черт, то она у меня присутствует. Но в то же время есть привычка оставлять все на последний момент. Не могу сказать, что всегда делаю все по плану. Во мне больше спонтанности.

Какую музыку ты слушаешь в свободное время? Это только классика?

Свободного времени нет совершенно. В целом, лет с 14-ти, я за рамки классической музыки практически не выхожу. Я знаю русский рок. Слушал «Наутилус Помпилиус», «Агату Кристи». Знаю мировую рок-музыку. Но слушать люблю музыку современных композиторов, работающих в жанре классики. Среди них Леонид Десятников, Александр Чайковский.

А кто твои любимые композиторы?

Сергей Прокофьев. Его музыка, можно сказать, меня сопровождает с детства. Сейчас мне очень интересно слушать Софью Губайдулину. И больше тяготею к стилистике Леонида Десятникова.

Что вдохновляет в жизни и в творчестве?

Совершенно разные вещи. Написание музыки у меня происходит наплывами.

В течение какого-то времени у меня копятся мысли и переживания. И потом рождается сочинение.

Если выпадает свободное время, это большое счастье. Недавно мы съездили в Санкт-Петербург. Я слушал оперу Игоря Стравинского «Соловей» в Мариинском театре. Был на выставке к 150-летию Игоря Грабаря в Русском музее. А в целом просто хочется отдохнуть, поскольку у меня очень сложный год. Нужно заканчивать училище и поступать в Консерваторию.

Ты выступал в различных концертных залах в России и других странах. Поделись впечатлениями. Что запомнилось, как тебя встречала публика за рубежом?

Последний раз за границей я было 2017 году. Это было в Зальцбурге, на родине Моцарта. Я был там четыре раза, в том числе в подростковом возрасте. В этом фестивале в большинстве своем принимают участие дети. Прием всегда был очень теплый. Мне кажется, там люди ходят на концерты независимо от того, выступают ли звезды мирового уровня или начинающие музыканты, или даже дети. Зал всегда полон.

Для справки:

Герман Визнер родился в 2002 году в городе Асбест Свердловской области. Обучался в Уральской специальной музыкальной школе по специальности «фортепиано».

С 2021 года является студентом Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, класс доцента Кирилла Кашунина. Также обучается композиции в классе доцента МГК, заведующего кафедрой композиции Российской академии музыки им. Гнесиных Кузьмы Бодрова.

Герман Визнер выступал в известных концертных залах России и Европы, в том числе в Доме творчества композиторов в Рузе, Моцартеуме, Зальцбург, Австрия. Герман является лауреатом I степени Международного конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера и Конкурса композиторов им. С.С. Прокофьева.

Рубрики: ИнтервьюРоссийско-Немецкий Дом в Москве