В Российско-немецком доме в Москве прошел третий и заключительный день Культурно-исторического семинара, который проводился с 5 по 8 декабря для исследователей, занимающихся изучением культурно-исторического наследия российских немцев. Ключевыми темами докладов стали декоративно-прикладное искусство и традиционная бытовая культура российских немцев.
Руководитель этнокультурного кружка Basteln Национально-культурной автономии немцев Екатеринбурга Лена Гейт в своем докладе затронула тему приобщения к культуре российских немцев через творчество и рассказала о мастер-классах, которые проводятся в автономии.
«Разнообразие культурных традиций и праздников дает неограниченные возможности для творческой реализации себя, как ведущего клубов, так и участника. Российские немцы рукодельничали всегда, выполняя свои работы из различных доступных материалов. В современное время мы пытаемся нестандартно использовать привычные материалы. Мы изучаем, смотрим, воспроизводим, а потом вносим элемент новизны. Мастер-классы я всегда сопровождаю чтением книг и прослушиванием песен, чтобы слушатели приобщались к традициям и осознанно подходили к творчеству. Работа в нашем клубе ведется по нескольким направлениям. Это и традиционные творческие мастер-классы — шитье, приготовление блюд немецкой кухни.
В своей работе мы не только приобщаемся к культуре российских немцев, но и обращаем внимание на экологическую составляющую, защиту окружающей среды. Российские немцы всегда жили в гармонии с природой, и мы продолжаем эту традицию.
Поэтому мы активно используем природные материалы или те, которые остаются от какой-либо деятельности человека — картонная упаковка, остатки тканей, пряжи, палочки для суши. Таким образом, вместо того, чтобы создать мусор, мы делаем из него шедевры. Прививаем бережное отношение к миру, в котором мы живем».
Историк, этнограф и редактор журнала «Scientific research and innovation» Елена Арндт рассказала об особенностях хозяйства и быта российских немцев XIX-XX веков.
По словам исследователя, колонии строились параллельно и перпендикулярно. Это было новейшей градостроительной идеей, перенятой у французов. Дома строили русские плотники, а потом они были усовершенствованы немцами.
Дом зажиточных немцев делился на три части: в центре располагалась кухня, справа — большая комната, слева — комната поменьше. И эту традицию они сохраняли с конца XVIII века. В маленькой комнате жили пожилые родители, к которым отправляли спать детей. В кухне находились топки для печей, а дуло печи выходило внутрь с котлами для обогрева. А на печи готовили еду.
Участница семинара отмечает один из интересных фактов: на работу брали только тех курящих немцев, кто использовал трубку. Считалось, что трубки наиболее безопасны и в меньшей степени могут стать причиной пожара. Трубки были очень популярны. Их изготовление считалось очень выгодным промыслом, и в год выпускалось до 800 тысяч штук, которые стоили от четырех копеек до четырех рублей, в зависимости от окантовки и рисунка.
В преддверии Рождества Елена Арндт также поделилась любопытными историями о традиционных игрушках российских немцев. Так, на Рождество мальчикам дарили лошадок, а девочкам — куколок. Любопытно, что сбруя игрушечной лошадки была украшена так же, как и у взрослой лошади.
Кроме этого, в рамках заключительного дня были представлены доклады об актуализации культурного наследия в современном социологическом пространстве и о кулинарном наследии российских немцев, а также состоялся круглый стол «Немцы России. Историческое и культурное наследие» с участием кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры Казахстана Владимира Аумана и доктора исторических наук, члена Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев Валентины Чеботаревой.
Историки рассказали о совместной работе над сборником «История российских немцев в документах», изданном в 1993 году.
«Мы уже 32 года вместе с Валентиной Георгиевной работаем над проблемой российских немцев. Наша совместная работа началась с конференции, которую мы готовили вдвоем. Она работала научным сотрудником, замдиректора, а я работал в ЦК КПСС.
Эта женщина посвятила свою жизнь российским немцам. Абсолютное большинство ее научных трудов посвящено российским немцам, и второго такого человека, который бы работал только над этой темой, я не знаю.
Наш первый совместный труд уникален, потому что я, работая в ЦК, собрал все документы о российских немцах, которые мы опубликовали», — говорит Владимир Ауман.
«Мы не только ученые, но и свидетели истории и в какой-то степени летописцы. Есть определенные вещи, которые в книжках не прочитаешь и свидетелями которых мы стали: и Валентина Георгиевна, и я. Я горжусь тем, что я 10 лет проработал в ЦК компартии Казахстана и 10 лет — у Михаила Сергеевича Горбачева. Но я никогда не предавал свой народ».
Третий день Культурно-исторический семинара завершился концертом камерной музыки «Зимний калейдоскоп» с участием лауреатов международных конкурсов – студентов, преподавателей и выпускников академии музыки имени Гнесиных.