На Культурно-историческом семинаре обсудили проблемы исторической памяти и сохранения языка российских немцев


6 декабря в Российско-немецком доме в Москве прошел второй день Культурно-исторического семинара для исследователей, занимающихся изучением культурно-исторического наследия российских немцев. Ключевым темами докладов стали историческая память, а также сохранение языка и культуры российских немцев.

Елена Шлегель, аспирант и преподаватель Омского государственного университете им. Ф.М. Достоевского исследовала тему диалектов российских немцев в национально-культурных центрах.

«На конференции, организованной Алтайским государственный педагогическим университетом, мне задавали вопрос, как представлены диалекты в национальных центрах, знакомят ли посетителей центров с диалектами и общаются ли они на них».

Я решила задать эти вопросы специалистам, руководителям российско-немецких домов, культурно-деловых центров о том, как сегодня представлены диалекты российских немцев.

По словам исследователя, согласно данным опроса, проведенного Международным союзом немецкой культуры в 2020 году, 44% респондентов называли родными как русский, так и немецкий языки, более 60% опрошенных либо свободно владеют немецким языком, либо хорошо его понимают. Из тех, кто владеет немецким языком, 21% знает его диалектную форму, 52 % сказали, что владеют литературным языком, и еще 20% сказали, что знают и диалект, и литературный язык. Среди активных регионов, прежде всего, выделяются Алтайский край, Омская область, где проживает большинство этнических немцев, далее идет Новосибирская область, особенно в местах компактного проживания, и Томская область.

Участница семинара отмечает, что, к сожалению, запросов от посетителей на изучение диалектов практически нет, но, вместе с тем, усилиями сотрудников некоторых российско-немецких домов происходит приобщение посетителей к языковым особенностям российских немцев. Так, в Алтайском крае проводится мероприятие с использованием диалектов. Одним из последних проектов была языковая встреча для активистов Самоорганизации немцев Алтая. В рамках этой языковой площадки в течение двух дней работал блок под названием «Шванки российских немцев», во время работы которого участники встречи — учителя школ, вузов, ведущие клубов любителей немецкого языка приобщались к платцкому диалекту.

Доклад научного сотрудника Омской лаборатории Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук Анны Блиновой был посвящен «маленькому музею» и музеефикации культурного наследия российских немцев.

«Термин «маленький музей» не используется в музееведческой литературе, — говорит Анна Блинова.

Это собирательная категория, которая позволяется объединить и обозначить специфику самой многочисленной группы музеев, а именно музеев сел, муниципальных районов, школьных музеев, частных музеев.

Потому, что именно эти музеи составляют большинство среди музеев, которые имеют в своей коллекции материалы по истории и культуре российских немцев».

В целом, по словам исследователя, в музейном мире сложилось два подхода в музеефикационной деятельности. С одной стороны, это постоянное расширение ценных объектов, включенных в состав музея, с другой — это маленькие музеи, направленные на краеведческую музеефикацию, то есть на те объекты, которые не всегда могут войти в состав существующих музеев, но их значение и ценность для местного сообщества очень важны. В этом случае, возникают учреждения нового типа — маленькие, локальные музеи, мемориальные зоны. Это все новые формы так называемой «мягкой» музеефикации, которая не требует полного изъятия из среды обитания. Сегодня объекты музеефикации делятся на несколько категорий. Это крупные, значимые, обладающие большой историко-культурной ценностью объекты. На их базе возникают музеи-заповедники, музеи-заводы, музеи усадьбы и так далее. И если мы говорим о российских немцах, то объектами такого уровня могут быть музей-заповедник «Старая Сарепта» в Волгограде или музей-заповедник «Трехречье» в поселке Усть-Кабырза. Следующая категория — это отдельные объекты, которые при музеефикации могут составлять основу для самостоятельного музея, экспонироваться в качестве самостоятельного объекта с созданием экспозиционной среды. На их основе возникают музеи-храмы, дома-музеи и музеи-квартиры. У российских немцев довольно много таких музеев, поскольку во время эмиграции многие оставляли свои дома. И в этих домах с сохранившейся утварью были организованы музеи. Третья категория — это объекты краеведческого значения в виде самостоятельных зданий или их частей, в которых создаются небольшие экспозиции, и таких музеев у российских немцев еще больше

О влиянии исторической памяти российских немцев, как важного фактора самоидентификации говорил доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и историографии Саратовского национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского, председатель ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев Аркадий Герман.

По мнению историка, одним из важных условий адекватной самоидентификации является наличие у этноса исторической памяти и это приобретает еще большее значение, если этот этнос является национальным меньшинством и подвергается естественной или принудительной ассимиляции. Это сложный феномен общественного и этнического сознания. Историческая память все больше привлекает внимание историков, социологов, культурологов. В исторической памяти много пластов, которые формируются разными путями. С одной стороны, она принадлежит массовой социально психологии, в основном стихийной. С другой — идеологической сфере, а значит ей может быть уделено особое внимание со стороны государства, общества, конкретных политических и религиозных и других сил. Историческая память является ценностной опорой национального самосознания, источником самооценки народа, его самоуважения, а во много ценности идеалов, определяющих силу, его способность к развитию, преодолению трудностей, способностью выдерживать исторические испытания. Травмированное историческое сознание — один из сильнейших факторов подрыва национальной идентичности, способный привести к катастрофе. И в этом смысле прошлое не только в вещественном, институциональном, но и в духовном плане, в решающей степени предопределяет настоящее и будущее. Все сказанное напрямую относится к немецкому этносу в России, отмечает ученый.

В рамках второго дня были также представлены доклады, посвященные хозяйству и быту немцев Поволжья в XIX -XX вв., топонимическому наследию поволжских немцев и лексике немцев Поволжья в условиях иноязычного окружения, а также педагогической династии Гартман и педагогическому наследию Э.Г. Готмана. Культурно-исторический семинар завершит работу 8 декабря.

Рубрики: МАИИКРН