Какие сказки может поведать березовая кора? Например, о воинственной и крылатой Магуре, чье сердце отдано храбрым воинам. Или о любви и плодородии в образе славянской богини Живы. Именно такой видит бересту российская немка Инесса Королёва (Шульц). Художник, декоратор, дизайнер, специалист в области компьютерной графики и преподаватель московской школы дизайна «Детали».
Детство Инессы прошло в поселке недалеко от Томска, среди кедров и берез. И любовь к природе художница несет через всю свою жизнь. Сейчас она живет в Подмосковье рядом с рекой Синичкой и лесом, где можно встретить оленей. Если соединить лесное вдохновение, интерес к фольклору и несколько образований в области иностранных языков, веб-дизайна и декора интерьера, то получится необычное творчество Инессы. Это картины, панно и инсталляции из бересты и современных материалов, в которых оживают древние божества и культурные символы разных народов мира.
«Визитка России в новом исполнении» – так говорит о своих работах художница. Ее работы экспонировались на групповых и персональных выставках в Москве, Калининграде, а также в Берлине и Байройте. Как соединить бизнес и искусство? Можно ли украсить современный интерьер мегаполисов «лубочной» берестой?
О чем на самом деле сказки «Колобок» или «Гензель и Гретель», и как игра «Ладушки» учила детей почитать предков? Какие упражнения помогут развить нестандартное мышление и превратить любую свою сферу жизни в творчество? Об этом в нашем интервью с Инессой Королевой.
Инесса, вы одновременно представляете Творческое объединение российских немцев (ТОРН), и Бизнес-клуб РН. Вы – художник, декоратор и умеете все это продавать и продвигать. Поэтому первый вопрос, который хочу задать: как художнику быть сытым? Вопреки популярной поговорке.
Мне кажется, это выражение, что художник должен быть голодным, совершенно устарело. Ведь когда человек голоден, он думает, как удовлетворить базовые потребности. А творчество уже на втором плане. Но и в перенасыщении тоже нет ничего хорошего. Нужна золотая середина. Как совмещать бизнес и творчество – это, конечно, непростой вопрос.
Зачастую художник – большой эгоист, он следует своим чувствам, позывам. И вот соединить свое внутреннее «я» и интерес будущего покупателя, у кого будет жить твое произведение, это тоже искусство.
Я стремлюсь в своем творчестве поделиться тем, что нашла. И мне приятно, когда возникает диалог между мной и тем человеком, кому моя картина или панно пришлись по душе. Благодаря работе я познакомилась со многими интересными людьми.
Поделитесь, с кем вас познакомили ваши картины?
Случаев было много, ну вот один из них. Моя коллега, дизайнер-декоратор, попросила для съемки готового дизайн-проекта мою работу. Это была картина «Жива», круг с берестой и синими вставками. А Жива – это славянская богиня любви, плодородия, красоты.
Потом мне звонят и говорят, что работа понравилась заказчице, и она хотела бы оставить ее у себя. Пока мы обсуждали доставку и технические моменты, женщина спрашивает между делом: «А как картина называется?». Я рассказываю, что Жива – это символ плодородия и жизни. «Ой, тогда мне точно надо! Я же беременная», – говорит она.
Женщина приобрела картину, поместила у себя дома. И спустя какое-то время присылает фотосессию, где она с младенцем на руках и на фоне этой картины «Жива». Меня это очень тронуло!
А еще на выставках бывают такие случаи, что подходят совсем юные посетители и спрашивают: «А что такое береста, что это за слово? Это какая-то мебельная фирма?». Есть и такое.
Меня очень тронула история про женщину с ребеночком. Она не знала название, но как-то интуитивно произведение нашло у нее отклик. Получается, что в таком виде искусство – это не только украшение, как что-то декоративное, но и еще нечто сакральное.
Да, сто процентов сакральное! Поначалу у меня не возникало таких мыслей. Просто на интуиции, в порыве, я соединила, с одной стороны, наши русские березы (это очень символичное для России дерево и поделочный материал), а с другой стороны добавила новые техники и образ жизни современного человека. Я начала соединять несоединимое.
Потом стала изучать сказки, легенды, мифы. И обнаружила, как много общего между русскими, германскими племенами, балто-славянами и другими народами. И понимаешь, что человеку делить-то вообще нечего. Все настолько друг с другом соединены.
Благодарю вас за такие золотые мысли. И вот про русскую березку. Вы создаете картины из бересты – традиционного материала, из которого мастерят туески, лукошки. А вы совмещаете ее с другими материалами, выставляете в галереях, это покупают для украшения квартир в больших городах. Как возникла идея использовать такой «простонародный» материал для современного искусства?
В детстве я страдала, что поблизости нет друзей, потому что мы жили в отдалении от цивилизации. Зато рядом с домом был лес, и у меня все детство прошло на природе, чему я рада. Я получила одно образование в области языков, потом другое – дизайн и декор. И ты начинаешь один опыт совмещать с другим, и на стыке получается что-то новое, непривычное. Береста как папирус. Ее даже называли русским папирусом, на ней писали. И поначалу я пыталась придавать бересте свойства бумаги, пластичность, как у японского оригами. Но потом стала использовать не поделочную бересту, которую выделывают, вываривают и смягчают. А бересту с опытом. Я сама собираю ее с поваленных деревьев. В разных краях береста разная. Наша сибирская прям светится. Однажды прилетела в Томск, рейсы ранние. Зима, солнце только встает, я смотрю на деревья – а они светятся и искрятся! Березы-то везде растут, но вот настолько белые, искрящиеся только в Сибири. Я жила в Калининграде. Там березы мшистые, серые, морские и таинственные, как сказка «Калевала». В Подмосковье тоже другие березы.
И я собираю бересту, рассматриваю: на каждом кусочке какие-то узоры. Ты всматриваешься, и сам материал подсказывает что-то о себе. А знания дизайнера-декоратора помогают состыковать, подыскать компаньонов.
У меня такой лозунг «Визитка России в новом исполнении». Визитка России, понятно, это береста. А в новом исполнении – это о том, что русский поделочный материал может быть современным, быть рядом с нами каждый день и не выглядеть лубочным.
В ваших интервью, описании творческих работ вы часто говорите о сказочных персонажах, божествах, например, языческой культуры или других верований. И в целом транслируете мысль о сохранении старинных архетипов, культурных образов. Как у вас возник этот интерес?
Начну издалека. Я училась на факультете иностранных языков в Томском педагогическом университете, и уже тогда возник этот интерес.
Язык отражает культуру. Например, у русского языка нет четкой позиции членов предложения, а в немецком литературном языке это есть. Рамочные конструкции, визуально это похоже на прямые углы, все по 90 градусов, нельзя ни влево, ни вправо. Эту любовь к порядку отражает и немецкая культура.
А русская культура и речь совершенно другая. Она плавная, текучая. Иногда эта расслабленность нам помогает, иногда мешает. Сказки и былины тоже отражают наши культурные ценности. Можно найти символы, обращение героев к стихиям – к Воде, Солнцу, Ветру. Это то, что окружало людей, когда они жили ближе к природе. И это характерно как для европейских сказаний, так и для славянских.
Когда я начала это изучать, меня поразило, насколько тонко наш народ умел взаимодействовать с природой! И народ был очень умный, просто его мудрость была не книжная и профессорская, а житейская. Допустим, мы знаем про йогу, чакры. А у наших с вами предков это тоже было. «Выйду в чисто поле» – что это такое? Это медитативное пространство, когда человек настраивает себя на состояние внутренней чистоты и покоя. Сказки и песни можно прочитать совсем в другом ключе. Допустим, сказка «Колобок». Читали ее интерпретацию?
Нет, интерпретацию «Колобка» не знаю.
Дед и бабка – это боги, которые замесили колобок. По одним источникам, это Солнце, по другим – Луна. Если брать Солнце, это Коло года, четыре точки – дни солнцестояний и равноденствий. Происходят изменения в размере, в активности светила. Мне ближе версия с Луной. Были названия созвездий Лебедь, Заяц, Медведь, Лиса. От момента полнолуния Луна шла, попадала в каждое созвездие и уменьшалась. У Колобка откусывали по кусочку. В созвездии Лисы он исчезал, и наступало новолуние.
Мы запоминаем эти сказки, рассказываем детям, но уже не придаем значение их символизму. В дореволюционной версии к репке еще приходили нОги. А ноги – не просто ноги, а «нОгами». Нога – это угол ската крыши. Считалось, если хочешь притока энергии, нужны остроконечные крыши. Поэтому для некоторых помещений дома ставили остроконечные крыши, а сараи и стайки были плоские.
Вы много рассказали о славянском контексте, который влияет на вас. А каким образом в вашем творчестве проявлены немецкие традиции, есть ли этот культурный слой?
Вы знаете, мы все очень близки.Ну вот, например, если переключиться на вышивку: мой проект «Kreuzstich – Крестик» (в 2019 году Инесса победила с этим проектом в грантовом конкурсе «Российские немцы в будущего» – прим. ред.). Я хотела сделать так, чтобы история ожила. Музей – это замечательно, но мы туда ходим… ну нечасто. Пришли, посмотрели и ушли. А как сделать так, чтобы наша история российских немцев и других народов была с нами рядышком, ежедневно? Так и родился этот проект с идеей украсить орнаментами современную одежду или предметы быта. Мы разработали наборы для вышивки. Но из-за пандемии дальнейшая задумка оборвалась. Но я думаю, что вернусь к ней. Мы успели нанести один узор на толстовку. Когда я опубликовала фото в толстовке в соцсетях, мне многие начали писать, что тоже хотят. Была реакция из разных уголков России, и даже из СНГ и Германии.
Это орнамент «Древо жизни», его элементы есть у разных народов. Низ – это предки, линия треугольниками изображает воду, дальше земля. Выше ветки дерева, которые тянутся вверх, это мы, наше настоящее время. А наверху часто изображают птичек. В этом случае это наши предки, которые ушли из жизни.
Если будет интересно, можно найти на ютубе лекции Агранович Софьи Залмановны. Она рассказывает интересные вещи про детские потешки «Гули, гули полетели, на головку сели» или «Что мы ели – кашку, что мы пили – бражку». Как можно с ребенком говорить про бражку? Оказывается, это все знакомство маленького человека со смертью.
Смерть раньше воспринималась как часть жизни. Эти кашки и бражки – ритуальная еда. А птицы – души предков, которые прилетели, «на головку сели» и познакомились с ребенком. Ой, я могу вам много страшного рассказать! (смеется)
Помню из детства, как мне бабушка в деревне пела про эту кашку и бражку. Но я даже подумать не могла, что это про смерть и ритуальную еду! Надо же.
Да, это ритуал знакомства и память о предках. Как, например, на Западе как раз осенью День благодарения, когда они вспоминают родственников. Все сказки, что русские, что немецкие, изначально очень зловещие. «Гензель и Гретель» или наши «Гуси-лебеди» – это про потусторонний мир.
Как весь этот культурный пласт, который вы знаете, преобразуется в вашу работу художника, декоратора? Какое визуальное воплощение это получает? Может, приведете в пример конкретные картины или панно?
Одна из таких недавних работ «Древо Жизни». У славян это Правь, Навь и Явь. Уже упомянула, что этот образ встречается в вышивке. Я сделала образ Древа Жизни из бересты.
Еще одна работа «Магура», ей уже пару лет. Магура – это славянская богиня войны, сродни валькириям. Она летает над полем боя, подбадривает воинов, подлетает к павшим храбрецам и дает им напиться волшебного эликсира, целует в хладные уста и забирает к себе в Ирий. Это славянское название рая.
По самой работе понятен сюжет. Там янтарь, как слезы моря, береста, золото. И работа в виде круга, как боевой щит.
Интересно ваше мнение, что такое творчество. Можно ли его измерить: вот это творчески и талантливо, а это – какая-то чепуха?
Что такое творчество?.. Мне кажется, это, когда в любой деятельности, что бы ты ни делал – суп варишь, пол моешь или картину пишешь, – стремишься уйти от шаблона.
Вот ты варишь суп всегда по одному рецепту, но, когда меняешь компоненты, уже начинается творчество.
Все сейчас говорят про осознанность, и в данном случае ты как раз проявляешь осознанность, разбавляя рутину чем-то новым. Идешь другим путем на работу или книгу начинаешь читать не с начала, а с середины. Когда в любой деятельности появляется элемент хаоса, это уже творчество.
Вы, как художник и преподаватель дизайна, можете ли посоветовать читателям какие-то практики и упражнения. Как можно развить свое творческое, нестандартное мышление – умение смотреть на привычное по-новому?
Важно, чтобы глаз не замыливался. Быть в состоянии здесь и сейчас. Очень показательно, когда ты надолго уезжаешь из родного города, возвращаешься и смотришь на все новыми глазами.
Можно менять угол зрения на привычные предметы, например, смотреть не на дерево, а на промежутки, сквозь которые видно небо. Или смотреть кино, но обращать внимание не на тех героев, на ком акцент, а смотреть на периферию кадра. И там бывает много интересных открытий.
Или еще забавное упражнение: включаешь телевизор, отключаешь звук и включаешь радио или другой источник звука. Происходит нестыковка визуального и звукового ряда, и это тоже позволяет немного «сдвинуть мозг» с привычного восприятия мира. Может, это немножко странные приемы. Но они работают.
Что вы считаете своим наибольшим достижением в творчестве?
Когда начинаешь встречаться с интересными людьми, когда твой посыл откликается в сердцах других людей. Это самое важное достижение. Когда люди после общения с тобой находят ниточку или открывают дверь, чтобы исследовать эту сферу. Значит, я это делаю не зря. Значит, тема будет жить дальше.
Инесса, благодарю вас! Я однозначно открыла сегодня широкую дверь и буду сейчас гуглить историю всех этих детских потешек, сказок.
Я вам даже завидую. Вам откроются очень интересные вещи и смыслы.