«Сыновий долг»: как молодые активисты борются за восстановление здания кирхи в Мариентале

Сергей Герстнер, юрист из Саратова, вместе с единомышленниками борется за восстановление здания кирхи в поселке Советское, прежде Мариентале, одной из колоний поволжских немцев. Согласно амбициозным планам, в отреставрированном здании должен разместиться Дом культуры и музей истории поселения. Мы поговорили с Сергеем о мотивации молодых активистов, роли корней для современного человека, проблемах идентичности и долге.

Мариенталь был основан немцами-колонистами на Волге еще в 1766 году, всего через четыре года после Манифеста Екатерины II о правах и льготах для иностранных переселенцев. Постепенно поселение разрослось, в нем появились ветряные мельницы, больница, школа, лавки, жители активно занимались ремеслами и торговлей. Сперва в колонии был молитвенный дом, затем была построена деревянная церковь. В начале XIX века была возведена каменная кирха, однако она скоро не смогла вмещать неизменно растущее число прихожан. В 1842 году было закончено строительство новой каменной кирхи, уже четвертой с момента основания Мариенталя.

В 1921 году мариентальцы подняли восстание против большевистской власти. В ходе жесткого подавления крестьянского восстания десятки людей были расстреляны. В начале 1930-х в рамках повсеместной антирелигиозной кампании с колокольни каменного храма сорвали крест, сбросили колокола. В 1941 году, когда была ликвидирована АССР немцев Поволжья, вместе с другими немцами жители Мариенталя были депортированы, кирха была окончательно закрыта. Поселение в 1942 году получило название Советское, а в здании храма до 1990-х годов располагался Дом культуры. Он, однако, также прекратил свое существование после сильного пожара в начала 2000-х. Тем не менее руины опустошенного храма все еще остаются главной достопримечательностью этих мест.

Несколько лет назад Сергей Герстнер, юрист и музыкант из Саратова, решил восстановить историю своей семьи – поволжских немцев, живших в Мариентале, вплоть до первопоселенца. Вместе с родными Сергей прибыл в Советское и был сильно покороблен видом мусорной свалки, образовавшейся на ступенях кирхи, где когда-то крестили, венчали и отпевали его предков и их друзей и соседей. Сергей принял решение действовать.

К инициативной группе, поставившей своей целью восстановить здание кирхи в Мариентале и вдохнуть в когда-то величественное сооружение с колоннами и колокольней «вторую жизнь», присоединились около десяти человек – жители Советского, потомки немцев, вдохновленные Сергеем энтузиасты. Саратовский архитектор Степан Дмитриев создал проект для графической реконструкции здания, в котором, согласно планам, должен разместиться Дом культуры поселка Советское.

Сергей как опытный юрист добился того, чтобы здание, которое странным образом не числилось в реестрах, было при содействии местной администрации поставлено на учет как безхозяйный объект недвижимости, и сейчас предложил чиновникам свои услуги по подготовке искового заявления о признании за администрацией поселка права собственности на постройку.

Для финансирования проекта активисты запустили кампанию на краудфандинговой площадке Boosty, чтобы любой желающий мог поддержать инициативную команду и таким образом внести свой вклад в организацию реставрационных работ.

Мы поговорили с Сергеем о значении восстановления кирхи в Советском для него и других активистов и о роли, которую будущий Дом культуры может сыграть в жизни поселка и региона.

Сергей, вы узнали о кирхе в Советском, когда изучали историю собственной семьи. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили этим заняться и что вам удалось узнать?

Я с самого раннего детства знал, что связан с российскими немцами и поволжскими немцами в частности. Мне об этом постоянно рассказывала мама и совсем немного – бабушка, которая до сих пор достаточно тяжело переживает трагические события 1941 года. Она родилась уже в Казахстане, ее отец умер, когда ей было всего шесть лет. В дальнейшем ее мама, моя прабабушка, вышла замуж за русского по национальности, и он удочерил бабушку. Дал ей свое отчество, фамилию и национальность в документах.

Но даже несмотря на это, бабушка не утратила ту ниточку, которая ведет к культурному наследию российских немцев, свою идентичность. Она всеми силами способствовала тому, чтобы моя мама не просто сохранила знание немецкого языка на бытовом уровне и впитала традиции народа, но и впоследствии получила высшее образование и стала профессиональным филологом-германистом, приумножив в конечном счете связь со своим народом, вопреки всем политическим процессам, которые шли в те годы в обществе.

В юности я загорелся идеей поиска информации о родственниках и доказательств своей принадлежности к народу российских немцев. Но мама с бабушкой несколько охладили мой пыл, сказав, что все документы были уничтожены, так как в годы советской власти к немцам относились, мягко говоря, неодобрительно. Поэтому семьей было принято решение не давать повода для дальнейших притеснений и просто попробовать начать жить жизнью «нормальных» советских людей. Следовательно, по их мнению, у меня не было ни малейшего шанса на успех, на том дело и остановилось примерно лет на десять.

В дальнейшем, когда я получил юридическое образование и «набил руку» на судебных процессах, в том числе связанных с признанием государством национальности граждан, я обратился в суд, где в буквальном смысле был вынужден доказывать, что бабушка являлась дочерью своего отца, Якоба Герстнера. Впоследствии это дало возможность обратиться в органы МВД и добиться его реабилитации как лица, пострадавшего в связи с репрессиями по национальному признаку.

Параллельно с этим мы вместе с мамой – и она с особенным усердием – работали с архивами, которые позволили в конечном счете найти практически исчерпывающую информацию о многочисленных Герстнерах, которые проживали в Мариентале, и выйти на первопоселенца, Йозефа Герстнера, прибывшего 13 июля 1766 года в колонию Герцог, сегодня Суслы.

Почему вы загорелись идеей восстановления кирхи? Какое значение эти работы по восстановлению имеют лично для вас?

Тут все достаточно прозаично. Когда мы вместе с семьей приехали в Советское, которое является фактически «родовым гнездом» для многих поколений Герстнеров, мы обнаружили, что тот самый храм, в котором крестили, венчали и отпевали наших предков, не только находится в плачевном состоянии – мы это знали и были готовы к печальному зрелищу, – но и его ступени использовались как место под мусорные баки, в которые местное население активно выбрасывало свои отходы. Часть мусора валялась рядом.

В этот момент у меня словно что-то сработало в голове, и я понял, что так не должно продолжаться. Сейчас, кстати, мусорные баки стоят на приличном расстоянии от здания, ближе к дороге, и, надеюсь, так оно будет и впредь.

На самом же деле, мусор на ступенях храма – это своеобразный предлог для начала действий.

По факту я скорее руководствуюсь определенным «сыновьим долгом», который подталкивает меня к тому, чтобы надлежащим образом почтить память всего немецкого населения Мариенталя, которое было насильно увезено из поселка без возможности туда вернуться.

Кроме того, существует реальная необходимость в таком историческом и культурном объекте в населенном пункте, так как, с моей точки зрения, категорически недопустимо простаивание остова здания под всеми ветрами и дождями, когда оно может и должно еще служить людям.

Пусть сейчас немцев в поселке почти нет, однако в любом случае нужно оказывать помощь жителям, дать им возможность использовать это здание, чтобы оно получило «вторую жизнь».

Согласно проекту, кирха должна быть восстановлена не как религиозный объект, а как Дом культуры. Что повлияло на принятие такого решения?

До пожара, который произошел примерно двадцать лет назад, это здание как раз и использовалось в качестве Дома культуры, поэтому вполне логично развить эту идею и, скажем так, восстановить историческую справедливость. Концепция же использования здания в качестве религиозного объекта не совсем состоятельна, так как католического прихода в поселке нет, и не предвидится. Сейчас в поселке Советское существует Дом культуры, он находится в старом здании школы, которое, кстати, было построено из кирпичей храма в колонии Герцог, разрушенного в советское время. Сейчас в Доме культуры присутствуют разные экспозиции, одна из которых посвящена как раз немецкому населению.

В беседе с одним из изданий, писавших о вашем проекте, вы рассказали, что есть планы открыть при восстановленном Доме культуры музей. Что за музей это должен быть?

Музей как раз должен стать ступенью к эволюции существующих в Доме культуры экспозиций, их «расширению» и развитию. Также есть идея посвятить часть пространства памяти жертв религиозных репрессий и большевистского террора среди местного населения. В апреле 1921 года в Мариентале произошло антибольшевистское восстание, которое вылилось в массовые расстрелы.

В ходе расстрелов только по официальным данным – у меня есть протокол ревтрибунала – было убито более 70 человек из местного населения вместе с пастором Николаусом Крафтом. Эти события должны быть увековечены и наглядно продемонстрированы общественности, как минимум во избежание повторения подобных трагедий.

Все сказанное вполне справедливо относится и к увековечению памяти о депортации, о тех ужасных событиях, в результате которых несколько сотен тысяч человек буквально по росчерку пера потеряли свои дома, чьи судьбы были поломаны, и что в конечном счете нанесло непоправимый урон народу российских немцев, который в силу обстоятельств в значительной степени подвергся уничтожению, так как многие потомки утратили свою идентичность, свою связь с языком и культурой.

Помимо этого в здании музея можно проводить тематические выставки художников, связанные с народом российских немцев, с немецким Поволжьем и так далее. Уже есть желающие предоставить свои работы.

В целом вырисовывается достаточно интересный проект, который будет представлять интерес для туристов и который поспособствует привлечению средств, созданию рабочих мест поможет развитию населенного пункта.

Также, на мой взгляд, немаловажным будет то, что наряду с немецкими историческими артефактами можно будет использовать и предметы из обихода других народов, исторически населявших регион.

Это может стать иллюстрацией того, что, несмотря на все проблемы прошлого, в настоящем возможно мирное сосущестование разных народов рядом.

Естественно, такой амбициозный проект невозможно воплотить в жизнь в одиночку. Для восстановления кирхи и коммуникации органами власти была основана инициативная группа. Расскажите, пожалуйста, о других активистах. Почему они решили присоединиться к работам? Что было их мотивацией?

В общем и целом, есть достаточно большое количество людей и в России, и в Германии, и в Аргентине, которые помогают тем или иным образом. Это и молодые люди, которые «горят» идеями изменения окружающего мира, и более пожилое поколение, которому важно сохранить историческую память о месте и событиях.

Со своей стороны я особо могу выделить молодых архитекторов, которые очень активно помогают проекту.

Степан Дмитриев уже на протяжении многих лет занимается графическими реконструкциями храмов, а также он помимо ведения сообщества в VK о заброшенных местах Саратова и области сейчас занимается решением части вопросов по зданию храма в селе Липовка, ранее - Шефер, которое мы также хотим восстановить.

Антон Богнер, который наряду с этими проектами занимается еще и развитием туризма в Саратове, сейчас с единомышленниками налаживает проект «Желтая линия» и ведет блог по урбанистике. Он оказывает большую помощь в части проведения замеров здания, которое они со Степаном уже изучили буквально до кирпичика. В результате этих замеров они вместе со своим старшим товарищем, Якобом Баумом, проживающим в Германии, планируют подготовить проект восстановления здания.

Наш общий товарищ, Антон Гриб, который так же, как и я, активно интересуется своими корнями и историей рода, тоже помогает нам в меру своих сил. Антон не историк и не архитектор, он бизнесмен и управленец, но его вклад в общее дело, помощь советами и прочим играет свою роль в процессе восстановления храма.

Помимо этого я еще хочу отметить вклад моих мамы и бабушки, которые наставляют на правильный путь и в целом вдохновляют меня и мотивируют.

Глава поселка Елена Дьяконова, Ирина Бабина (Герингер) и Ирина Шупикова помогают в решении вопросов «на месте», в самом поселке, дают ценную информацию и также всячески способствуют в решении проблем.

Также следует сказать несколько слов о Фриде Дерхо и Альберте Обгольце, которые дали мне много сведений на начальном этапе этого пути и в целом помогли определиться с правильным вектором развития проекта.

Таких людей на самом деле очень много, и, в общем и целом, они входят в инициативную группу, следует, конечно, рассказать обо всех, но, боюсь, это займет слишком много времени.

Основная мотивация всех неравнодушных людей, как мне кажется, заключается не только в желании сохранить память о старине, но и стремлении объективно изменить наш регион, чтобы увеличить туристический поток, привлечь деньги, повысить уровень жизни и поспособствовать процветанию исторического и культурного наследия.

Рубрики: ИнтервьюМы - российские немцы!По немецким местамРеабилитация российских немцев