Генрих Мартенс, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев и председатель Международного союза немецкой культуры, на заседании Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев выступил с пространным докладом. В нем он рассказал об основных задачах и стратегических направлениях работы органов самоорганизации российских немцев на ближайший год, в частности о формировании представительного органа, который будет в дальнейшем говорить от имени российских немцев во взаимоотношениях с российским государством и с германскими партнерами.
Выступление Президента ФНКА, председателя МСНК Генриха Мартенса
на XV заседании Межправительственной российско-германской
комиссии по проблемам российских немцев
10.06.09 г. Омск
Уважаемые господа сопредседатели!
Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего я хотел бы сердечно поблагодарить за приглашение на очередное, XV заседание Комиссии. Меня, как и всех российских немцев, не может не радовать тот факт, что в последние годы деятельность Межправкомиссии приобрела динамизм, новое наполнение и с учетом реальных потребностей российских немцев актуализируется повестка дня нашего совместного сотрудничества. В этом я вижу большую заслугу и российской, и германской стороны.
Среди участников сегодняшнего заседания присутствует ряд лидеров российских немцев, которые легитимно представляют разные общественные организации федерального и межрегионального уровней – Международный союз немецкой культуры (МСНК), Федеральную национально-культурную автономию российских немцев (ФНКА), Межрегиональные координационные советы центров встреч российских немцев (МКС), Немецкое молодежное объединение (НМО). С особым удовольствием хотел бы отметить, что сегодня впервые за 17 лет деятельности Комиссии представители разных федеральных общественных организаций немецкого меньшинства говорят одним голосом.
Это стало возможным в результате целенаправленной работы здоровых сил во всех общественных объединениях российских немцев по формированию единой самоорганизации немецкого меньшинства.
Важную роль в развитие общественных процессов играют ставшие уже традиционными ежегодные форумы российских немцев. Именно они превратились в главную общественную площадку для немецкого меньшинства Российской Федерации, на которой обсуждаются все проблемы, происходит обмен опытом, вырабатываются и принимаются путём легитимной процедуры голосования все стратегические решения последних 4-5 лет. Очередной такой форум с большим успехом прошёл в ноябре 2008 года в Москве. Российские немцы благодарны российской и германской сторонам за целенаправленную многолетнюю поддержку этого стратегического проекта.
Ключевую роль в формировании единой самоорганизации сыграли Межрегиональные координационные советы российских немцев. Созданные в 2007 году, МКС сегодня охватывают значительную часть общественного потенциала немецкого населения Российской Федерации. Они получили легитимацию делегатов VI и VII форумов российских немцев Российской Федерации. В этих форумах приняли участие представители большинства субъектов Федерации. Важность и представительный уровень этих структур фактически признан Межправительственной российско-германской комиссией по проблемам российских немцев. За короткое время в большинстве регионов страны МКС превратились в центры консолидации общественного движения российских немцев. Мы четко заявляет, что и в будущем мы видим важную роль МКС как действенных демократических структур в координации общественной активности и проектной деятельности сети центров встреч в своих регионах. На федеральном уровне мы будем опираться на мнения, на интересы МКС как выразителей интересов российских немцев, проживающих на территории деятельности этих структур.
Значимым событием в жизни немецкого меньшинства стало проведение в апреле 2009 года внеочередного съезда Федеральной национально-культурной автономии российских немцев. Подготовка и проведение съезда осуществлялись самими здоровыми силами внутри ФНКА. Особо обращает на себя внимание демократичный и легитимный характер всех организационных мероприятий, предшествующих съезду. Все национально-культурные автономии были оповещены и приглашены к участию в съезде. Требуемые по законодательству Российской Федерации и Уставу Автономии юридические и организационные процедуры были безукоризненно соблюдены. Результаты съезда признаны Министерством юстиции Российской Федерации.
К сожалению, учреждённая ещё в 1997 году Федеральная Автономия за прошедшие 12 лет так и не смогла реализовать потенциал, заложенный в ней специальным Законом «О национально-культурной автономии». В этой ситуации, новому руководству ФНКА придётся начинать практическую деятельность Федеральной Автономии фактически с нуля.
Главные задачи сегодняшнего дня:
- Внедрение демократических принципов в деятельность ФНКА.
- Соблюдение коллегиальности при принятии решений.
- Организация практической работы ФНКА в этнокультурной сфере.
- Распределение ответственности между ФНКА, МСНК, НМО и МКС при реализации проектной деятельности.
Мы находимся в процессе обсуждений всех этих вопросов. Мы планируем, что до конца года мы примем все необходимые правовые и организационные решения. Мы думаем, что уже на форуме российских немцев, который пройдет в конце октября – начале ноября этого года, мы сможем представить первые результаты.
Помимо решения вышеназванных текущих задач и помимо работы в этнокультурной сфере, ФНКА будет занимать очень чёткие и ясные гражданские позиции. С этой целью мы намерены самым серьёзным образом активизировать участие общественности российских немцев в институтах гражданского общества, в гармонизации межнациональных отношений и развитии толерантности в Российской Федерации. Мы будем активно развивать чувство общегражданской идентичности российских немцев как граждан Российской Федерации. Вчера я присутствовал в Общественной Палате РФ на учреждении Российского клуба национальностей. Он будет одной из важнейших общественных площадок в Российской Федерации. Мы намерены вносить свой вклад в деятельность Совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве регионального развития Российской Федерации. Об этом мы уже говорили с г-ном Травниковым. Мы готовы рассматривать другие формы, в том числе участие в консультативных органах при Комитете по делам национальностей Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации.
Ещё одним стратегическим направлением деятельности обновляемой ФНКА является расширение и углубление конструктивного сотрудничества с государственными органами Российской Федерации в деле обеспечения этнокультурных потребностей российских немцев, в первую очередь, с Минрегионом России, Комитетом по делам национальностей Государственной Думы, а также с германскими партнерами в рамках деятельности Межправительственной комиссии.
С происходящими изменениями в ФНКА практически решён вопрос единства действий общественности российских немцев на федеральном уровне. После 20 лет раскола и противоречий в общественном движении российских немцев, созданы все необходимые предпосылки для того, чтобы ещё в течение 2009 года решить вопрос о едином представительстве от лица российских немцев на федеральном уровне.
Сегодня в демократическую коалицию российских немцев входят все общественно-значимые легитимные общественные объединения российских немцев: ФНКА, МСНК, НМО, МКС и Немецкий национальный район Алтайского края. 12 мая этого года представителями этих структур был создан временный Совет российских немцев, который будет формировать общественные инициативы и представлять интересы немцев Российской Федерации до проведения очередного Форума российских немцев. В его задачи входит также продолжить усилия по объединению всех общественных сил. Окончательно решение будет принято после широких обсуждений, гласно, демократично, с участием всех заинтересованных партнеров на очередном форуме российских немцев. Только путем голосования мы придем к тому или иному решению.
Сегодня мы говорим нашим российским и германским партнёрам, что российские немцы отныне имеют единое представительство и намерены впредь говорить одним голосом. И российская, и германская сторона должны быть уверены в том, что в нашем лице они имеют надежных, конструктивных партнеров, действующих на деловой и реалистической основе.
Дополнительную уверенность в конечном успехе самоорганизации придаёт то, что её создание и развитие на всех этапах осуществляется на демократических основе, гласно и прозрачно. Все общественные силы и их лидеры, независимо от их общественных позиций и политических взглядов, заранее информируются о тех или иных шагах, письменно приглашаются к участию, имеют возможность представить свою точку зрения, принимать участие в голосовании. Решения принимаются коллегиально с использованием легитимных процедур голосования.
Мы планируем и впредь строго следовать в своей работе демократическим принципам.
При этом мы хорошо понимаем, что есть некоторое число общественных сил, которое находится и будет находиться и впредь в оппозиции к новому курсу общественного движения российских немцев. Мы считаем принципиально важным, чтобы мнение меньшинства было услышано всем сообществом российских немцев. Со своей стороны, мы честно и открыто предлагаем нашим коллегам:
1) принимать участие во всех мероприятиях самоорганизации,
2) предоставлять возможность излагать их точку зрения в СМИ (в том числе и в электронных СМИ),
3) предоставить меньшинству право делегировать своего представителя в вице-президенты ФНКА – в качестве спикера их интересов.
Мы также готовы рассмотреть встречные предложения наших коллег, направленные на создание в общественном движении российских немцев системного института представления интересов оппозиции.
Что касается работы в отчетный период.
Промежуток времени между заседаниями Межправкомиссии был наполнен напряжённой и конструктивной проектной работой в сотрудничестве с российской и германской сторонами.
Необходимо отметить начало реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы». МСНК, НМО, нашими структурами в разных регионах страны было реализовано во второй половине 2008 года ок. 50 проектов. В настоящее время идёт подготовка ок. 40 проектов 2009 года. Мы надеемся, что мы выиграем конкурсы и будем напряженно работать в текущем году. Несмотря на критику и известные сложности, ФЦП начала реализовываться с неплохими результатами. Они внушают нам уверенность в том, что хорошие результаты будут и в нынешнем году.
Стратегическое значение для немецкого меньшинства в России имеет способность органов самоорганизации самим организовывать проектную деятельность в регионах России и нести ответственность за её результаты. Речь идёт не об отдельных проектах, а о системной масштабной проектной работе по разным направлениям на больших территориях с участием десятков центров встреч. До недавних пор такие задачи были по силам только нашими партнёрами из Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ).
В 2008 году при политической поддержке Федерального Министерства внутренних дел Германии МСНК начал реализацию пилотного проекта, в рамках которого ответственность по координации и организации проектной деятельности сети центров встреч, осуществляемой при поддержке Федерального Правительства Германии в двух регионах Российской Федерации – Центральном и Уральском, начала поэтапно передаваться от посреднической организации – GTZ к органам самоорганизации российских немцев в лице МСНК с опорой на систему МКС.
Этот проект имеет для немецкого меньшинства особую ценность. Не научившись такой работе, немецкое меньшинство не сможет иметь как этнос, опирающийся на проектную деятельность в России, перспективы.
Пилотный проект способствует становлению и укреплению самоорганизации российских немцев. Во-первых, он позволяет насытить реальной деятельностью недавно созданные органы самоорганизации и, тем самым, повышает их действенность. Во-вторых, реализация проекта побуждает к объединению на деловой и реалистической основе всех общественных организаций российских немцев, независимо от их организационно-правовых форм и политических предпочтений. В-третьих, проект повышает компетенцию и ответственность органов самоорганизации российских немцев.
Конечно, такое новое дело не могло обойтись без некоторых шероховатостей и сложностей. Главное в том, что в целом, проект показал высокие, устойчивые результаты. В результате проверки работы по пилотному проекту было установлено:
- МСНК в полном объёме и без существенных замечаний выполнил договор с АНО
- «Брайтенарбайт»,
- запланированная к передаче от GTZ к МСНК компетенция перенята в полном объёме,
- финансовые средства были израсходованы по целевому назначению, достоверные оправдательные документы есть в наличие по всем расходуемым суммам,
- цели, которые ставились перед началом пилотного проекта, достигнуты,
- содержание проектной деятельности и управление проектом со стороны МСНК и МКС в 2008 году не претерпело изменений в худшую сторону по сравнению с 2007 годом.
Можно сделать общий вывод: пилотный проект состоялся. МСНК накоплен опыт, который позволяет мультиплицировать пилотный проект на другие регионы России. Мы ожидаем, что он будет развиваться в сторону Поволжья и Юго-Запада России.
Основные направления развития на 2009 год. Прежде всего, мы будем развивать и укреплять самоорганизацию российских немцев. С этой целью мы планируем проведение в каждом регионе двух рабочих заседаний членов МКС. Ключевым мероприятием года будет очередной форум российских немцев.
Мы планируем развитие пилотного проекта в Поволжье и на Юго-Западе России.
Третье направление, имеющее стратегическое значение, это партнерства. Об этом здесь много говорилось. Два главных пункта этого проекта – это II партнерская конференция и участие представителей российских немцев в российско-германском форуме «Петербургский диалог». Это мероприятие состоится в июле в Мюнхене. Мы просили бы обоих сопредседателей оказать поддержку нашей инициативе. Пока мы не видим ответной реакции от Петербургского диалога.
Молодежь – это еще одно направление, которое будет усиленно поддерживаться нами. Особой радостью меня наполняет то, что в этом году будет впервые проведен Международный молодежный лагерь с участием молодежи из России и Германии. На каждом заседании Петербургского диалога и Президент России, и Канцлер Германии говорят, что будущее отношений между нашими странами зависит от нашей молодежи, от того, как нам удастся сдружить молодежь, от развития партнерских связей между молодежью.
Языковая конференция – это еще одно направление, где мы уже концентрируем наши усилия, пока на подготовительных мероприятиях. Мы исходим из того, что специфика этой конференции – это изучение немецкого языка российскими немцами, но вместе с тем мы понимаем, что немецкий язык изучается в системе школьного, дошкольного и высшего образования. Мы считаем, что мы должны это гармонично соединять и смотреть, какие эффективные методы мы можем использовать в своей работе. В число организаторов конференции приглашаются все заинтересованные партнеры.
Мониторинг сети центров встреч – это еще одно из направлений работы. С помощью мониторинга и этносоциологических исследований нам бы хотелось выявить актуальные потребности и с их учетом оптимизировать поддержку немецкого населения страны.
Особо хотел бы подчеркнуть, что все те проекты, которые я назвал в качестве основных на 2009 год, это совместные проекты. Российские немцы приветствуют принятие документов «Критерии отбора совместных российско-германских проектов по поддержке российских немцев» и «Совместный порядок отбора совместных российско-германских проектов». Это – в наших интересах. В этом году будут впервые реализовываться шесть крупных совместных проектов. По сравнению с прошлыми годами, когда было два-три совместных проекта, это большой шаг вперед. На будущее мы видим две задачи в направлении развития совместных проектов: продолжить расширять список таких проектов и включать в него с 2010 года совместные российско-германские проекты регионального уровня с привлечением к проекту местных администраций.
Самоорганизация российских немцев выступает за обновление российско-германского протокола. Мы готовы принять участие на соответствующих стадиях.
В заключении я хотел бы поблагодарить всех партнёров в 2008 – 2009 годах. Это и Министерство регионального развития Российской Федерации, Комитет по делам национальностей Государственной Думы, Министерство внутренних дел Германии, Министерство иностранных дел Германии. Это и наши партнеры из GTZ, с которыми мы сотрудничаем. Я думаю, что то, как интенсивно в последние годы работает Межправительственная комиссия – а я участник Межправкомиссии с 1992 года и, могу заверить, что никогда такой интенсивности в ее работе не было, кроме, пожалуй, 1992 – 1993 годов, что это вселяет в нас, российских немцев, уверенность в успехе проводимой работы.
Спасибо за внимание.