Ожидания от заседания Межправительственной комиссии по проблемам российских немцев Омск, 10-11 июня Что ожидают от XV заседания Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев ее сопредседатели - Максим Травников, заместитель министра регионального развития Российской Федерации, и Кристоф Бергнер, парламентский статс-секретарь, уполномоченный по делам переселенцев и национальных меньшинств? Они отвечают порталу RusDeutsch накануне заседания Комиссии.

Максим Травников, заместитель министра регионального развития Российской Федерации
Почему местом проведения XV заседания Комиссии выбран Омск?
В Омской области накоплен большой опыт работы по Федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев», а также по реализации мероприятий в рамках соответствующих программ содействия Федерального правительства Германии. Мне кажется, что и членам Комиссии, и администрации области будет интересно провести диалог и обменять мнениями по программам помощи обоих правительств. Кроме того, на последнем заседании Комиссии глава Азовского немецкого национального района Омской области Бруно Генрихович Рейтер пригласил нас посетить район. Я хорошо помню его эмоциональное выступление в Берлине, и думаю, что нам стоит поехать на место и убедиться в том, что все совсем неплохо в немецком районе.
Что Вы ожидаете от предстоящего заседания Комиссии в Омске?
Мы обсудим вопросы реализации совместных проектов. Как мы и договаривались в Берлине, совместные проекты становятся одним из важнейших и перспективных направлений сотрудничества в интересах российских немцев. У нас уже есть наработки в этой области. Мы также «сверим часы» по вопросам финансирования мероприятий. Хочу отметить - в этом году, несмотря на определенные финансовые сложности, мы планируем потратить на этнокультурные мероприятия даже немного больше, чем было потрачено в прошлом году. Насколько мне известно, и германская сторона, несмотря ни на что, не планирует значительного сокращения объемов финансирования. Мне кажется, это подтверждает еще раз, что и мы, и власти ФРГ нацелены на то, чтобы сохранить эту сферу сотрудничества в числе приоритетных.
В конце октября этого года мы проводим очередной форум центров встреч. Доктор Бергнер уже дал предварительное согласие в нем участвовать. Надеюсь, Вы тоже примете участие в мероприятии. Думаю, что во время этого форума Вы могли бы провести переговоры уже в менее официальном формате, чем в том, который предполагает Межправкомиссия. Это будет через месяц после выборов в Германии, и тогда уже будет ясен политический расклад.
Большое спасибо за это предложение. Я думаю, что нам надо использовать любые возможности для поддержания контактов. Честно скажу, я не хочу на этом этапе подробно обсуждать тему актуализации протокола на заседании Комиссии, потому что у нее другие задачи. Комиссия должна обсуждать проблемы российских немцев, а не готовить юридические тексты. Состав комиссии – тому подтверждение. Я думаю, что эту работу должны вести эксперты соответствующих министерств и ведомств двух стран. А вот результаты этой работы можно будет, наверное, потом представить Комиссии.

Кристоф Бергнер, парламентский статс-секретарь, уполномоченный по делам переселенцев и национальных меньшинств

Теперь, когда есть один представитель и один голос, нам уже будет легче вести переговоры. И на следующем совместном заседании Межправкомиссии мы увидим, какими будут результаты. Я пока с оптимизмом смотрю в будущее.

Что Вы можете в целом сказать о работе Российско-германской межправительственной комиссии? Ведь Вы практически реанимировали эту комиссию.
Институт Межправительственной комиссии возник в начале 90-х годов, когда мой предшественник Хорст Ваффеншмидт представлял немецкую сторону. Комиссия оказалась важным инструментом, гарантирующим, что ответственность, которую Германия несет за российских немцев в Российской Федерации, а также в Казахстане, в Украине и в других странах бывшего СССР, всегда осуществляется в сотрудничестве с правительством соответствующего государства. Мы пришли к выводу – и это был важный импульс с российской стороны, – что основы работы Межправкомиссии должны быть незамедлительно актуализированы. Те представления и схемы, которые использовались в начале 90-х для этого сотрудничества, сегодня уже не соответствуют действительности. С другой стороны, сегодня возникают новые возможности, новые точки отсчета. Таким образом, я вижу важную задачу на оставшийся срок полномочий – мы должны постараться перевести работу комиссии на новый фундамент, и решающую роль в этом играют партнерства, контакты между гражданскими обществами и многое другое. И я рад, что нам удалось развить Российско-германскую, Казахско-германскую, а также Румынско-германскую межправительственные комиссии. Я лично прилагаю усилия и надеюсь, что еще смогу заложить основы для создания подобной комиссии для сотрудничества с Венгрией. Здесь уже ведутся конструктивные переговоры. В ситуации с Польшей несколько сложнее заложить и там соответствующий фундамент, и я сожалею, что за прошедшие годы практически прекратили свое существование подобные межправительственные комиссии с Украиной, Узбекистаном и Кыргызстаном. Мы должны попытаться найти другие формы кооперации в этой сфере. В случае с Украиной огромная сложность заключается в том, что мы имеем дело с политическим партнером, которому приходится разбираться со своими внутренними проблемами, и в республике вопрос о работе совместной межправительственной комиссии по проблемам немецкого меньшинства не имеет первостепенной важности. Но мы надеемся, что и здесь в будущем, возможно, вновь найдутся возможности.
Как Вы относитесь к предложению расширить протокол Российско-германской межправительственной комиссии на земляков в Германии?
Это часть актуализации – важный пункт на переговорах двух сторон. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что российские немцы, проживающие в Германии, являются гражданами Германии. Так же, как мы исходим из того, что как российские немцы, проживающие в Российской Федерации, являются лояльными гражданами России, также и проживающие у нас являются лояльными гражданами Германии. По этому пункту у нас нет разногласий с российским правительством. Проблематика заключается в поиске подходящей схемы для осуществления функции живого моста. Здесь время от времени возникают организации русскоговорящих сограждан, которые хотят ориентироваться на образец турецкой диаспоры в Германии. Я считаю этот образец весьма проблематичен. Культурные отношения с Россией носят совсем другой характер, нежели с Турцией. Российские немцы, чья историческая родина в Германии, отличаются от турок. Для меня очень важно, чтобы мы не ориентировались на неправильные образцы при включении переселенцев, приехавших в Германию, в нашу концепцию. Но я могу понять желание российской стороны делать это. К тому же мы ведь хотим строить мосты, то есть, они имеют право быть. Я просто должен следить за тем, чтобы мы сообща нашли подходящую модель. Я сделал вывод, что мои коллеги, господа Травников и Журавский, также размышляют об этой проблеме и подходят к ней творчески, так что я надеюсь, что мы сможем найти хорошую концепцию.

Рубрики: Межправкомиссия