Съемки картины «Невыбранное время, нежданная судьба…» проходили в Котласе Архангельской области. Сюда в 1930-е годы сослали раскулаченных немцев Поволжья. Здесь в годы войны оказались трудармейцы, задействованные на строительстве моста через Северную Двину. В 1946-м в Котлас привезли советских немцев, переселенных с оккупированных вермахтом территорий СССР в Третий рейх и подлежавших репатриации после окончания Второй мировой.
Премьера фильма состоялась в Котласе 28 августа 2021 года. В его основу легли воспоминания тех, кого судьба забросила в эти северные края, и их потомков. Мы поговорили с автором сценария и режиссером Ольгой Осетровой об этапах создания фильма, съемках в суровых условиях, сплоченной творческой группе и о том, как по крупицам сегодня возвращается историческая правда.
RD: Ольга Валерьевна, как появилась идея документального фильма?
О.О.: Идея снять документальный фильм о депортированных в Котлас родилась еще в 2018 году за круглым столом, где российские немцы Центрального и Северо-Западного регионов обсуждали премьеру фильма «Несломленные. 75-летию трудармии посвящается» и делились воспоминаниями о родителях-трудармейцах. Тогда руководитель Центра встреч российских немцев Котласа Галина Петрова (Ракко) рассказала, что активисты общественной организации с 2004 года собирают материалы о российских немцах-трудармейцах, строителях моста через Северную Двину. В результате этой работы в 2010 году вышла в свет книга «Невыбранное время, нежданная судьба», в которой собраны воспоминания российских немцев о своих родителях.
После выхода книги из разных городов в Котлас стали приходить письма с материалами о судьбах строителей моста через Северную Двину. Письма от тех, чьи родственники прошли ад трудармии в Котласе.
Тысячи российских немцев полегли под опорами моста. Страшные цифры, а за цифрами – горе каждого человека, горе семьи и боль целого народа!
В 2013 году при финансовой поддержке семьи Вельш вышла вторая часть книги «Невыбранное время, нежданная судьба».
Книга и дала название документальному фильму, в основу которого легли воспоминания раскулаченных, депортированных и репатриированных российских немцев Поволжья, Украины, Кавказа и их детей, рожденных в спецпоселениях за колючей проволокой.
Еще работая над фильмом «Несломленные. 75-летию трудармии посвящается» мы удивлялись тому, как похожи судьбы наших героев. Казалось, что рассказы разных людей слагают одну биографию. Да, биографии людей, ставших врагами народа по национальному признаку, действительно, писаны как под копирку. Меняются лишь места ссылки. Но, тем не менее, каждый раз мы открываем для себя новые исторические факты.
Так, активист Национально-культурной автономии Котласа Лидия Стрекаловская еще в 2018 году в Богородицке рассказала о том, как инженерная бригада российских немцев-трудармейцев добывала металл для строительства моста через Северную Двину. До сих пор помню ее речь буквально слово в слово: «Для возведения моста не хватало металлоконструкций. И знаете где их взяли? В Москве! На строительство моста требовалось более 7 тысяч тонн металла, а в основание Дворца съездов (он во время войны только строился) было смонтировано 6 тысяч тонн. И из числа трудармейцев отобрали самых смекалистых мужиков, а российские немцы-то все были крепкие „технари“, и командировали в Москву. Они из бетона металлоконструкции буквально вырубили и привезли к нам на Север!». Мы так надеялись, что именно она представит этот эпизод в документальном фильме. Но она ушла из жизни до начала съемок.
Когда отчетливо понимаешь, что завтра уже не будет тех, кто может поделиться воспоминаниями, тех, кто из первых уст расскажет о пережитом, боишься, что можешь не успеть расспросить, записать, сохранить и рассказать о судьбах людей, переживших депортацию.
RD: Когда началась работа над фильмом? Где проходили съемки?
О.О.: В августе 2020 года в Котласе должна была состояться традиционная встреча тех, кто родился в спецпоселениях трудармии за колючей проволокой. Обычно на такие встречи съезжаются дети трудрамейцев изо всех уголков России, Германии, Казахстана и Украины. Но пандемия смешала все планы. На август 2020 пришелся разгар ограничительных мер. На встречу не смогли приехать люди из Германии, Казахстана, Украины. Не могли выехать на съемки и мы, транспортное сообщение было ограничено. Что делать? Снимать! На помощь пришла местная телекомпания. Ее корреспонденты и операторы отсняли часть материала.
Второй этап съемок проходил в феврале нынешнего года в Котласе. На улице было минус 36. На кладбище Макариха снегу выше колена. Техника то и дело давала сбой. Камеру приходилось отогревать в машине.
На протяжении съемок в голове пульсировала одна мысль: как трудармейцы выжили здесь? Я сыта, тепло одета, на ногах – сапоги на меху, не могу выстоять и часа на таком морозе! А трудармейцы, голодные, в галошах из автомобильных шин, и утлой одежонке, работали физически в сорокаградусные морозы! И отогреться было негде. В бараках тоже был холод. На двух маленьких печурках даже воды согреть не было возможности.
RD: Расскажите о людях, которые создавали и переживали эту историю.
О.О.: Эту историю создавали люди, которые прошли ад репрессий! А мы лишь пересказали ее.
За несколько лет работы у нас сложилась крепкая творческая команда. С оператором Александром Васильевым мы много лет работали в одной телекомпании. Александр не только большой профессионал в области видеозаписи и монтажа. Он способен переживать историю героя как свою личную. Кажется, что буквально кончиками пальцев перебирает отснятый материал, подбирая в монтаж самые яркие планы. За плечами дизайнера Валерия Чалых профессиональное художественное образование. Фраза «невыбранное время» в начальной заставке фильма кровью стекает в словосочетание «нежданная судьба» и алеет на монохромном фоне заснеженной тайги. Так и герои нашего фильма прожили в невыбранное время нежданною судьбой. Эта идея блестяще отражена и в перебивках фильма, которые создал Валерий Чалых на основе рисунков Александра Вормсбехера. Безупречный художественный вкус дизайнера позволил создать лаконичный, но очень яркий графический образ всей ленты.
Нам посчастливилось работать с композитором Леонидом Ереминым, лауреатом международных и всероссийских конкурсов, педагогом Санкт-Петербургского университета. В ленте «Невыбранное время, нежданная судьба…» он выступает в качестве музыкального редактора. Доскональное знание истории музыки позволяет Леониду Валерьевичу создать уникальный музыкальный ряд, который и задает эмоциональный тон всему фильму. Только большой профессионал рискует нарушить незыблемый закон звукового монтажа – не накладывать слово на слово, то есть подбирать для оформления закадрового текста только инструментальные композиции, и делает это мастерски, создавая ярчайший и противоречивый образ сталинской эпохи.
В работе над лентой мы познакомились с прекрасным оператором Александром Патюковым. Он – коренной житель Котласа, очень тонко сумел передать ощущение вселенского холода на кладбище Макариха и в окрестностях моста через Северную Двину.
Огромная заслуга в том, что картина увидела свет, принадлежит историку, краеведу, руководителю Российско-немецкого центра встреч Котласа Галине Петровой (Ракко), которая много лет ведет кропотливую историко-архивную работу и записывает воспоминания очевидцев тех страшных событий.
Отдельная благодарность сотрудникам музеев, которые подбирали материалы для фильма. География учреждений велика: Котлассский краеведческий и Омский государственный историко-краеведческий, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева (Москва) и Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
RD: В чем особенность созданного фильма? Что отличает его от Ваших других работ?
О.О.: Впервые мы попробовали использовать в фильме игровые моменты. Сегодня это достаточно распространенный прием в документалистике, но для нашей съемочной группы это новый опыт. В ленте звучат воспоминания епископа Луки (Войно-Ясенецкого), трудармейцев Александра Керна и Арнольда Бастера.
Рассказы разных людей озвучивает один актер. Лицо его скрыто тенью. Виден лишь силуэт на фоне развалин бараков. Этот игровой прием символичен: для беспощадной машины репрессий не важна личность, индивидуальность, способности человека. Важна лишь норма выработки.
Над игровыми эпизодами работали актер Сергей Лысенко, оператор Дмитрий Мазуренко, у него огромный опыт театральных съемок, осветитель Александр Селютин и звукорежиссер Даниил Архипов.
RD: На «Неделе кино российских немцев» десятки тысяч человек посмотрят ваш фильм. С какими мыслями и чувствами должны выйти из зала зрители? Вам, режиссеру, как хотелось бы?
О.О.: Мы не ставили задачу управлять мыслями и чувствами зрителей. Нам важно было сохранить уникальные воспоминания участников ленты. За каждым рассказом наших героев – судьба целой семьи. Отрадно, что наконец-то люди смело могут говорить о том, о чем молчали десятилетиями.
Людей старшего поколения нам долго не удавалось вывести на откровенный разговор. Страх перед репрессиями они пронесли через всю жизнь. А вот дети, которые уже фактом своего рождения были признаны врагами народа и появились на свет в спецпоселениях за колючей проволокой, более охотно делились воспоминаниями. Для них – это дань памяти свои родителям, тем, кто, не смотря на невыносимые условия жизни, дарил любовь и тепло сыновьям и дочерям, желая им лучшей доли.
И в очередной раз наша творческая группа благодарит Международный союз немецкой культуры за поддержу документальных проектов, которые возвращают историческую правду.
«Неделя кино российских немцев» – федеральный проект Международного союза немецкой культуры, осуществляемый в рамках Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации – проходит с 14 по 30 сентября в регионах России. Информацию о фильмах-участниках и их создателях, расписание кинопоказов в регионах и ссылки на фильмы для просмотров в режиме онлайн можно найти на странице проекта.