«Нам многое предстоит еще сделать»

В сентябре в Германии пройдут выборы в Бундестаг. Исходя из их результатов, будет сформировано правительство. Ключевой фигурой в нем для российских немцев и в России, и в Германии является член Бундестага, занимающий пост уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств. С февраля 2006 года его занимает депутат от Христианско-демократического союза, парламентский статс-секретарь в Министерстве внутренних дел Германии Кристоф Бергнер. В интервью редактору сайта д-р Бергнер подводит промежуточные итоги своей работы на этом посту и говорит о планах на будущее.

«Нам многое предстоит еще сделать»

В сентябре в Германии пройдут выборы в Бундестаг. Исходя из их результатов, будет сформировано правительство. Ключевой фигурой в нем для российских немцев и в России, и в Германии является член Бундестага, занимающий пост уполномоченного по делам переселенцев и национальных меньшинств. С февраля 2006 года его занимает депутат от Христианско-демократического союза, парламентский статс-секретарь в Министерстве внутренних дел Германии Кристоф Бергнер.
Год выборов для политиков – повод подвести итоги работы за последние три-четыре года. Каковы важнейшие результаты Вашей работы за то время, что Вы находитесь на посту уполномоченного?
Самое главное для меня это то, что мы с учетом изменившихся обстоятельств скорректировали основные направления политики помощи переселенцам и немецким меньшинствам. С середины 2000-х годов поток переезжающих в Германию поздних переселенцев и членов их семей резко сократился. Сегодня проблема интеграции сотен тысяч немцев уже не стоит на первом месте. В настоящее время мы должны уделять внимание вопросу, который можно сформулировать так: «Что мы можем сделать, чтобы этнические группы немцев могли существовать дальше в своих странах как меньшинства, сохраняя культурную идентичность и играя роль культурного «моста». Второй важный аспект заключается в том, что мы стали укреплять самоорганизацию переселенцев здесь, в Германии, ведь они являются носителями культурного наследия, которое достойно того, чтобы его хранили и которое не должно быть утеряно, в том числе и в немецком обществе. В-третьих, мы начали развивать партнерские отношения между организациями переселенцев и организациями меньшинств в странах их происхождения. Таковы важнейшие аспекты проделанной работы. Мы достигли важного рубежа, но решающие изменения, необходимые для последовательного развития концепции, нам еще предстоит сделать.
Многие считают, что Вы являетесь новатором на посту уполномоченного по делам переселенцев. Какие инициативы, начатые Вами за прошедшие годы, имеют для Вас особое значение? Как они будут развиваться?
Что касается стран Центральной и Восточной Европы, то тут важно понять, что с их вступлением в Европейский Союз ответственность Германии за проживающие там немецкие меньшинства не снимается. У нас есть яркий пример на старом Западе – это немецко-датские приграничные территории. С 1955 года датчан в Германии поддерживает датская сторона, немцев в Дании – немецкое правительство. Дания уже давно входит в Евросоюз, и все же поддержка продолжается. Я бы хотел, чтобы этого масштаба немецко-датских приграничных территорий придерживались и в отношении немецких меньшинств в других государствах Евросоюза – в странах происхождения переселенцев, например, в Польше, Румынии, Венгрии. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы масштабы, действующие в Евросоюзе, распространялись и на страны бывшего Советского Союза. Политические предпосылки там иные, нежели в ЕС, но по сути своей они совершенно равнозначны. Другими словами, я бы хотел, чтобы политика, однажды решившая облегчить последствия Второй мировой войны, стала политикой, выстраивающей миротворческие структуры для будущих поколений. Одно связано с другим. И нельзя отправлять эту главу в архив только потому, что Вторая мировая война давно в прошлом и Европейский Союз расширился. В этом плане еще многое предстоит сделать, и прежде всего мне бы хотелось, чтобы те масштабы, которые действуют на Западе, теперь, когда преодолены противоречия между блоками, действовали бы и на Востоке.
Что именно Вы сделали для того, чтобы продвинуться в упомянутых Вами направлениях?
Для начала мы постарались переработать в содержательном плане наши исходные предпосылки. Кульминацией этой работы стала конференция по случаю двадцатилетнего юбилея поста уполномоченного по делам переселенцев в сентябре. В этом месяце вышел сборник материалов конференции. В нем зафиксированы важнейшие содержательные принципы. В нынешнем коалиционном соглашении отражено, что политика помощи будет последовательно продолжаться. Для этого был согласован размер средств, выделяемых Министерством внутренних дел Германии для реализации этой политики. Я убежден, что нам понадобится увеличение средств, которое будет достигнуто как минимум за счет более эффективного объединения ресурсов Министерства иностранных дел с нашей сферой компетенции. Мне кажется проблематичным то, что Министерство иностранных дел начало инициативу партнерств между школами, и в этой инициативе совершенно нет места школам немецких меньшинств за рубежом. Это, на мой взгляд, огромный недочет, и такие недочеты в будущем необходимо преодолевать. То есть, необходимо проследить за тем, что к сфере нашей ответственности добавлялись и другие ресурсы, чтобы мы могли в целом предоставлять больше средств на выполнение задач.
Три года назад Вы впервые высказали мысль о том, что немецким меньшинствам нужна своя элита, или, иначе говоря, авангард. Складывается ли все так, как Вы себе представляли?
Переориентация на эту новую сферу поддержки в посреднической организации, которой является Немецкое общество по техническому сотрудничеству (GTZ), произошла не так быстро, как я изначально надеялся. Еще есть сильная привязанность к прежним сферам поддержки. Я должен также учитывать, что у такой посреднической организации, как GTZ, конечно, есть собственный круг обязанностей и компетенций и что, следовательно, решать определенные задачи, как например, укрепление авангарда и самоорганизации, нам придется лишь путем преодоления сопротивления. Я намерен и дальше упорно идти по этому пути. Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы достигли прогресса в процессе укрепления самоорганизации. С одной стороны, существуют хорошие модели для этого, например, пилотный проект. С другой стороны, к сожалению, и внутри системы самоорганизации российских немцев имеются конфликты и расколы, которые отнюдь не облегчают работу. К этому добавляется и проблема GTZ. Эта организация по своему статусу, конечно, должна выполнять координирующую функцию и уже в меньшей степени вмешиваться в текущую работу. Все это влечет за собой проблемы, которые необходимо рассматривать со всей решимостью в течение следующей легислатуры.
За прошедшие годы Международный союз немецкой культуры предложил некоторые инициативы. Как Вы их оцениваете?
В Российской Федерации и в других странах СНГ сложилась уникальная ситуация. Мы хотим сохранить идентичность этнической группы, потому что этого хотят люди и потому что эта культурно-историческая традиция достойна того, чтобы ее хранили – это национальная идентичность российских немцев. Мы чувствуем, что Правительство РФ проявляет понимание к этой проблеме и заинтересовано в том, чтобы она решалась. Но ситуация такова, что мы имеем этническую группу, проживающую в условиях диаспоры и в огромной степени утерявшую важнейший признак культурной идентификации – родной язык. Поэтому задача, которую необходимо решить, очень сложна. Это относится и к GTZ, и к тем усилиям, которые были сделаны немецкой и российской сторонами. Не существует примеров для поддержания идентичности этнической группы на секулярной основе. Есть народы, живущие в условиях диаспоры, но объединенные религией. Основная роль отводится при этом церкви. Но как сохранить идентичность на светской основе на столь огромной территории территории – таких моделей особо и нет. МСНК выдвинул интересную идею использования инфраструктуры центров встреч. И я ценю творческий потенциал таких предложений. Чем дольше я этим занимаюсь, тем больше я имею дело с проблемами, связанными с реализацией такого рода задач. Но мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем развитии структур российских немцев этот творческий потенциал находил применение и использовался по возможности наиболее эффективно.
МСНК инициировал развитие партнерских отношений между центрами встреч российских немцев и региональными объединениями в Германии Землячества немцев из России. Как Вы относитесь к этой инициативе?
В первую очередь, надо сказать, что в партнерствах, которые существуют не так давно, заложены большие резервы. В этом году я впервые буду выступать на одном мероприятии российских немцев вместе с сопредседателем Межправительственной российско-германской комиссии – замминистра регионального развития г-ном Травниковым. Это важно, потому что мы, конечно, хотим донести до российской стороны ценность этих партнерств, и я надеюсь, что нам удастся в еще большей степени, чем прежде, включить тему партнерств в «Петербургский диалог». Когда президент Казахстана Назарбаев и федеральный президент Кёлер в феврале совместно открывали год Казахстана в Германии, он подчеркнул, что немцы Казахстана и переселенцы из Казахстана в Германии являются важным живым мостом между странами. Я думаю, что в будущем и российская сторона все в большей степени будет осознавать эту функцию живого моста и то преимущество, которое она несет. То есть, с одной стороны, партнерства между центрами встреч и региональными объединениями Землячества, несомненно, должны развиваться, но им также необходимо более интенсивное включение в межгосударственные отношения.
Что Вы можете в целом сказать о работе Российско-германской межправительственной комиссии? Ведь Вы практически реанимировали эту комиссию.
Институт Межправительственной комиссии возник в начале 90-х годов, когда мой предшественник Хорст Ваффеншмидт представлял немецкую сторону. Комиссия оказалась важным инструментом, гарантирующим, что ответственность, которую Германия несет за российских немцев в Российской Федерации, а также в Казахстане, в Украине и в других странах бывшего СССР, всегда осуществляется в сотрудничестве с правительством соответствующего государства. Мы пришли к выводу – и это был важный импульс с российской стороны, – что основы работы Межправкомиссии должны быть незамедлительно актуализированы. Те представления и схемы, которые использовались в начале 90-х для этого сотрудничества, сегодня уже не соответствуют действительности. С другой стороны, сегодня возникают новые возможности, новые точки отсчета. Таким образом, я вижу важную задачу на оставшийся срок полномочий – мы должны постараться перевести работу комиссии на новый фундамент, и решающую роль в этом играют партнерства, контакты между гражданскими обществами и многое другое. И я рад, что нам удалось развить Российско-германскую, Казахско-германскую, а также Румынско-германскую межправительственные комиссии. Я лично прилагаю усилия и надеюсь, что еще смогу заложить основы для создания подобной комиссии для сотрудничества с Венгрией. Здесь уже ведутся конструктивные переговоры. В ситуации с Польшей несколько сложнее заложить и там соответствующий фундамент, и я сожалею, что за прошедшие годы практически прекратили свое существование подобные межправительственные комиссии с Украиной, Узбекистаном и Кыргызстаном. Мы должны попытаться найти другие формы кооперации в этой сфере. В случае с Украиной огромная сложность заключается в том, что мы имеем дело с политическим партнером, которому приходится разбираться со своими внутренними проблемами, и в республике вопрос о работе совместной межправительственной комиссии по проблемам немецкого меньшинства не имеет первостепенной важности. Но мы надеемся, что и здесь в будущем, возможно, вновь найдутся возможности.
Как Вы относитесь к предложению расширить протокол Российско-германской межправительственной комиссии на земляков в Германии?
Это часть актуализации – важный пункт на переговорах двух сторон. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что российские немцы, проживающие в Германии, являются гражданами Германии. Так же, как мы исходим из того, что как российские немцы, проживающие в Российской Федерации, являются лояльными гражданами России, также и проживающие у нас являются лояльными гражданами Германии. По этому пункту у нас нет разногласий с российским правительством. Проблематика заключается в поиске подходящей схемы для осуществления функции живого моста. Здесь время от времени возникают организации русскоговорящих сограждан, которые хотят ориентироваться на образец турецкой диаспоры в Германии. Я считаю этот образец весьма проблематичен. Культурные отношения с Россией носят совсем другой характер, нежели с Турцией. Российские немцы, чья историческая родина в Германии, отличаются от турок. Для меня очень важно, чтобы мы не ориентировались на неправильные образцы при включении переселенцев, приехавших в Германию, в нашу концепцию. Но я могу понять желание российской стороны делать это. К тому же мы ведь хотим строить мосты, то есть, они имеют право быть. Я просто должен следить за тем, чтобы мы сообща нашли подходящую модель. Я сделал вывод, что мои коллеги, господа Травников и Журавский, также размышляют об этой проблеме и подходят к ней творчески, так что я надеюсь, что мы сможем найти хорошую концепцию.
Беседовала Ольга Силантьева

Рубрики: Разное