28 ноября молодые дизайнеры, занимающиеся этнической модой, представят современное видение национальных костюмов народов России в рамках торжественного награждения лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России-2020» в Российско-Немецком Доме в Москве. Показ коллекций пройдет в необычном формате хореографического перформанса. В преддверии этого события RusDeutsch побеседовал с участниками творческого проекта.
Момент создания сбалансированного показа внутри которого есть хореографический язык, музыка, дизайн, видео и сюжет - это достаточно сложный, но весьма увлекательный момент. Мне нравится создавать многослойные истории и сплетать разные направления искусства в единое полотно. Пожалуй, эти внутренние задачи «Этнопоказа» меня и заманили в команду создателей.
В основу идеи легла визуализация современных вопросов, таких как: глобализация, равноправие и гуманизм.
Взяв опору на этнические разновидности, представленные на нашей широкой территории, мы с перформерами создали обряды, танцы и жестовую систему исходя из народных черт. Нужно отдать должное народным мотивам, которые в своей четкости и конкретности подарили нам формат постановки.
Для меня всегда важно отталкиваться от исторических и ритуальных систем и переводить их на современный язык.
К сожалению, современное общество довольствуется только отголосками оставшихся в обиходе обрядов и сакральных действий, не говоря об их этимологии. Но мы знакомы с ними много поколений и считываем их автоматически, поскольку знаковая система достаточно проста. Это чрезвычайно прекрасно когда традиции резонируют с современным бытом и искусством!
Для синтеза танца, вокала и перформативного содержания я взял свою команду из Dialog Lab. В лаборатории физического театра мы строим поиск на осознанном исследовании телесности, где тело становится не только предметом изучения, но и художественным инструментом. Поэтому весь мувмент дизайн предельно физиологичен. В лаборатории мы опираемся на уникальность каждого участника, исходя от совместного процесса, то есть сотворчества.
В Dialog Lab, как в целом в физическом театре, мы запечатлеваем живой трепет тела, его существование и переживания, которые затем облекаем в художественную форму. Ретранслируя все это мы создаем перформанс.
Каждый из перформеров привнес свои мысли и веянья в суть и тело проекта. Получилась предельно искренняя обрядовая композиция.
Сюжет, который заложен в постановку, часто встречается в фольклоре. Осенним вечером девушка идет в пролесок, дабы, сокрывшись от посторонних глаз, осуществить обряд гадания на суженого. В процессе обряда зритель вместе с героиней переходит из мира имманентного в мир трансцендентный, где символом этого перехода становится ее превращение из девочки в девушку. Нарвавшись на ее след, в пролесок забредают девушки из деревни. Завидев друг друга девушки пускаются в пляс, заручившись общей целью приманить к себе суженых.
На доносящиеся тонкие голоса из другой деревеньки в пролесок приходит парнишка. Приняв его шаги за топот медведя девушки пугаются и убегают вглубь леса. Одна из девиц не успевает унести ноги и цепенеет на том же месте. Увидев что это вовсе не косолапый, а молодой удалец, девушка раскрывает ему свое лицо. Парень отвечает девушке, протянув ей руку, и они отправляются в нежный робкий танец первых чувств.
В разгар их романтичного танца в пролесок приходят товарищи молодого человека в хмельном настроении. Услыхав шаги девица убегает, боясь быть застуканной наедине с молодцом. Шатаясь по пролеску, парни решают завести пляску в дань уважения царю леса медведю. Они разухабисто отплясывают медвежий танец, под конец которого к ним приходят девицы.
Не решаясь показать лица и ходя кругами, девы и молодцы заигрывая друг с другом заводят обрядовый костровой танец. К финалу танца не скрывая своих лиц и чувств они расходятся в пары, заканчивая свой пляс признаниями друг другу и благодарностью к услышавшим их желания лесным покровителям.
Мне нравится, что для показа был выбран формат танца. Это даст возможность намного интереснее и эффектнее выразить его идею. Именно поэтому меня привлек данный проект.
Меня привлекает идея посредством стилизации показать интересность народностей и взглянуть на привычный национальный костюм с другой стороны, более свежо, не так как обычно. Чтобы это было красиво и в то же время соответствовало национальным канонам. Это сложная задача, которую я хочу выполнить.
Конечно, все этносы разнообразны, и мне хочется показать, с одной стороны их отличимость, индивидуальность и уникальность, а с другой – некую общность, которая будет достигаться за счет цвета и каких-то других нюансов.
Я собираю костюмы по частицам, что-то беру у дизайнеров, а также в костюмерных, где представлены исторические этнические костюмы. Их можно обыгрывать с новыми вещами, которые сейчас продаются в магазине. Все вместе это станет своеобразным миксом и фьюжином разных эпох и различных орнаментов.
В работе я консультируюсь с дизайнером, которая специализируется на этнических орнаментах и помогает мне их правильно подбирать. Поскольку я впервые столкнулась с такой работой, на первом этапе у меня возникли некоторые сложности. Но с такой хорошей помощью, думаю, что справлюсь и сделаю интересные образы в финале.
В качестве основных моделей для показа мы выбрали современный сарафан, сделанный на основе косоклинного, рубашку, которая в традиционном костюме называется «окорок», а также, ставшую классикой жанра, косоворотку.
По образованию я фольклорист. Традиционный костюм, основы кроя силуэтной формы, приемы декорирования – это мои профессиональные компетенции.
С другой стороны, я считаю, что изучать нужно не только что-то одно, выделенное из общей культуры, а воспринимать культуру в комплексе.
Изучением национальных традиций занимаюсь довольно давно. И в этом году исполняется 20 лет, как я впервые побывала в культурно-этнографической экспедиции. А тема современного этнодизайна со мной уже шесть лет. Это профессиональный виток развития и возможность рассказать миру о традиционной культуре.
Для меня это важно, поскольку я являюсь миссионером. В первую очередь эта история создавалась для себя, но она оказалась близка очень многим.
Я занимаюсь дизайном одежды всего около двух лет, но мечтала об этом с детства. Так получилось, что моя мама пробудила во мне интерес к этнической культуре. Раз в несколько лет она организовывала и проводила в Москве фестивали этнической культуры, и я часто была на них не только зрителем, но и помощницей. Так я познакомилась с обычаями и традициями разных народов, а в круг моих интересов вошли китайская чайная церемония, русская иконопись и бразильская борьба капоэйра.
Я не планировала делать одежду в этническом стиле с самого начала, но первая коллекция получилась именно такой.
Поскольку я родилась в Киргизии, и во мне течет киргизская кровь, но также украинская и русская, мне хотелось делать актуальные повседневные вещи, в которых городской стиль (urban) сочетался бы с азиатскими национальными мотивами.
Я хотела облечь традиционную народную эстетику в современную форму и надеюсь, что у меня это получилось .
Я думаю, что наше происхождение, история и культура – это важные вещи, про которые не следует забывать. Для меня это также огромный источник силы и вдохновения.
Меня пригласили на «Этнопоказ» с коллекцией «Солой – богиня танца», основанной на кодах традиционного немецкого костюма. В образах из коллекции на показе станцуют перфоманс профессиональные актеры. Это очень комплиментарно и так классно, так как коллекция и задумывалась именно танцевальной.
Я вдохновляюсь человеческим гением всех времен и народов всех традиций в мире. Я работаю с традицией разных народов с 2017 года. Мной был создан бренд «Дизайн и ремесла» в Карелии, идея была в том, чтобы делать уникальный дизайн на основе традиций с включением большого количества ручной работы. Я начала изучать традиции и обратилась к этнографам в Национальный музей Республики Карелии за информацией. Вместе с музейными работниками я сделала много проектов по разработке нового дизайна.
Вначале у меня были проекты по актуализации карельских, поморских, вепсских традиций. В 2019 году я вплотную занялась изучением и интерпретацией немецких традиций, так как это мне близко по корням, я — карелка и российская немка.
Работа над коллекцией — сложный, процесс, но крайне захватывающий. Я работаю с двумя лучшими модельерами, которые интерпретируют традиции: Маша Андрианова (Москва) и Лада Дымкина (Петрозаводск). Вместе мы изучали разные материалы по немецкой моде, в том числе и монографию Елены Арндт «Национальный костюм немцев Поволжья» (конец XVIII — начало XХ века). Потом создавали мудборды, выбирали ткани, создавали фурнитуру, шили, танцевали, правили, примеривали и еще раз правили.
Оживлять традицию самое интересное для меня, видеть, как она гармонично вписалась в наше пространство и время. Я против карикатурной традиции в шкафу за стеклом или в сувенирном магазине. Для меня материя, являясь информацией, свободно перетекает из одной формы в другую, от одного состояния к другому, меняя функции и смыслы.
Специально для показа музыку написал композитор Рамазан Юнусов, режиссер проекта Альбина Яруллина. Погрузиться в мир этнической культуры и оценить мастерство современных модельеров вы сможете и сами, подключившись 28 ноября к онлайн-трансляции торжественной церемонии награждения лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России». Начало в 17:00.
Проект «Этнопоказ, презентация современных интерпретаций национального костюма народов России» проводится при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России).