В Коломне состоялся III Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве. В этом году мероприятие прошло в дистанционном формате на онлайн-платформе Первого Московского областного музыкального колледжа в Коломне.
Традиционно в первый день фестиваля проводится круглый стол, где искусствоведы, музыковеды, историки, краеведы, педагоги представляют доклады об известных деятелях начала XX века. В этом году заседание прошло в онлайн-режиме и было посвящено эпохе и окружению Николая Струве. Мероприятие открыла председатель оргкомитета фестиваля, директор Первого Московского областного музыкального колледжа Наталья Маркелова: «Сегодня круглый стол „Николай Струве – человек с чистым сердцем. Эпоха и окружение“ посвящен памяти российско-немецкого композитора и 100-летию со дня его гибели. Как общественный деятель, он известен в связи с созданием совместно с Сергеем Рахманиновым и Сергеем Кусевицким Российского музыкального издательства (1909 год), а также многолетней и тесной дружбой с Сергеем Рахманиновым.
Николай Струве, сын одного из основателей Коломенского машиностроительного завода Густава Струве и известной пианистки Ольги фон Дризен, был профессиональным композитором и получил образование сначала в Московской, а затем в Дрезденской консерватории. Из его музыкальных сочинений прежде всего известен вокальный цикл „Наброски“ (из Козьмы Пруткова), посвященный Сергею Рахманинову, а также вокальные опусы. Отличительной чертой творчества Николая Струве является выражение глубоких переживаний в музыкальной миниатюре. Изучение вокального наследия русских композиторов начала XX века и композиторского наследия Николая Струве является значимым для развития исполнительского искусства молодых вокалистов».
Многие годы Николай Струве сотрудничал и лично знал многих выдающихся русских композиторов: Александра Скрябина, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Николая Метнера, Александра Гедике.
Николая Струве не стало сто лет назад. Он трагически погиб 3 ноября 1920 года в лифте Парижского отеля. В тот день Роберт Штерль, известный немецкий художник-импрессионист, друг семьи Струве, в своем письме к жене композитора Вере, писал: «Человек с таким чистым сердцем, каким был он, способен создать для другого рай на земле».
Это был тяжелый удар не только для семьи – жены Веры и сына Николая, родственников, но и для его друзей. Смерть Николая фон Струве была тяжелой потерей и для Сергея Васильевича Рахманинова. В своем письме к сыну Струве Николаю Рахманинов писал:
«Смерть его меня окончательно сразила; если вы осиротели, то осиротел и я также. Это был мой верный и единственный друг. Потерю его чувствую остро не только теперь. Но буду ощущать всю мою жизнь. За все мое знакомство с ним, а оно длилось около пятнадцати лет, я видел от него только участие, память и любовь… Я неоплатный должник перед твоим отцом, так часто он согревал меня своим сердцем».
«Сегодня мы вспоминаем Николая Густавовича Струве не только как композитора, общественного и музыкального деятеля, но и человека с большой буквы», – подчеркнула Наталья Маркелова.
Тему продолжила преподаватель музыкальной литературы и теории музыки Первого Московского областного музыкального колледжа Анна Сёмина. Она рассказала о плеяде известнейших писателей, поэтов, композиторов и музыкантов, которые в начале XX века по тем или иным обстоятельствам вынуждены были эмигрировать из России, но навсегда остались патриотами своей страны. Анна Сёмина подробно остановилась на творческой атмосфере того времени.
«Сергей Рахманинов и Николай Струве были друзьями. Это известный факт. А повлияла ли их музыка на творчество друг друга? – задает вопрос председатель жюри конкурса, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории, вице-президент Рахманиновского общества России Людмила Скафтымова. – Возможно. И ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти. Но уже очевидно одно: произведение „Остров мертвых“, которое Рахманинов написал в 1909 году и посвятил его Николаю Струве, стоит особняком в творчестве Сергея Васильевича. Второй концерт и вторая симфония, которые также были созданы в начале XX века, в своей музыкальной основе имеют широчайшую «рахманиновскую» волну, которая проходит практически через все его произведения и является фирменным почерком композитора. В «Острове мертвых» же вместо этой характерной волны появляется короткая тема Dies irae (средневекового католического песнопения, которое выражает идею Страшного Суда). Да, мы знаем, что Рахманинов создал это произведение под влиянием одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина. Нам известно, что именно в этот период он тесно общался с Николаем Струве, который посвятил Сергею Рахманинову вокальный цикл „Наброски“, написанный на афоризмы Козьмы Пруткова. И конечно, Сергею Васильевичу удалось очень точно передать мрачный одноцветный пейзаж в музыке: у него появилась некая „вязкая“, бесконечно повторяющаяся фактура водной стихии. Но это произведение, повторяю, стоит особняком в творчестве композитора. Больше такого музыкального приема, по крайней мере, в данный период творчества у Рахманинова не встречалось. Все окружающие „Остров мертвых“ сочинения связаны с волной – широкой по дыханию темой, а здесь мы наблюдаем микротематизм».
О дружественных связях семей фон Мекк и фон Струве, об их совместной предпринимательской деятельности рассказал президент Фонда фон Мекк Денис фон Мекк (г. Москва). В XIX веке в России семья фон Мекк была известна. Карл Федорович был строителем-первопроходцем частных железных дорог. Его супруга Надежда была известна как покровительница музыкантов. Она оказывала финансовую поддержку Николаю Рубинштейну, который в то время возглавлял консерваторию, начинающему Клоду Дебюсси, наставнику по музыке дочерей фон Мекк, Генрику Венявскому, который скончался в ее доме, братьям Владиславу и Генрику Пахульским. Надежда фон Мекк оказывала значительную поддержку Петру Ильичу Чайковскому. В знак признательности композитор посвятил ей свою 4-ю симфонию.
Сын Карла Федоровича и Надежды Филаретовны Николай стал крупнейшим предпринимателем. За благотворительную деятельность Великая княгиня Елизавета Федоровна называла его «честнейшим слугой царю и Отечеству». Семьи Струве и Мекк были связаны еще и общим крупным бизнесом. Карл Федорович фон Мекк и Густав Егорович Струве владели пароходством с совместным капиталом в 1 миллион рублей царскими.
В ближайшем окружении Николая Струве был и создатель Российского музыкального издательства, известный контрабасист и симфонический дирижер Сергей Кусевицкий. В годы работы Российского музыкального издательства – с 1909 по 1917 – был создан художественный совет, который возглавлял Сергей Рахманинов, секретарем совета был Николай Струве. В сам совет были также приглашены композиторы Александр Скрябин, Александр Гедике, Николай Метнер, музыковед Александр Оссовский. В своем докладе «С. А. Кусевицкий – почетный председатель Фонда „Общество помощи России в войне“» историк, краевед Лариса Рябкова рассказала о том, как помогали советским раненым солдатам эмигрировавшие за рубеж Сергей Кусевицкий и Сергей Рахманинов. «Рассказ о деятельности Сергея Александровича я бы хотела начать с памятной даты. В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, – говорит Лариса Рябкова. – Кусевицкий, уроженец России, ставший частью ее музыкальной истории, в силу обстоятельств от него независящих, покинул страну в 1920 году. Но, даже находясь далеко от Родины, Сергей Александрович не забывал о ней, особенно в трудное для нее военное время. В годы Второй мировой войны Кусевицкий стал председателем Комитета помощи России, президентом музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы. Он устраивал концерты в фонд помощи России. Один из самых грандиозных состоялся 31 марта 1942 года. Послу СССР в США М. М. Литвинову он писал: „ ... страстно жажду, чтобы эта манифестация способствовала единству и силе двух великих стран, вовлеченных в борьбу за свободу“. День 31 марта для Сергея Александровича начался с завтрака в Белом доме в сообществе президента США Франклина Рузвельта. Концерт состоялся вечером. Он прошел с большим успехом и имел не только музыкальное, но и политическое значение. Впервые официально в Америке торжественно зазвучал гимн СССР, вслед за которым был исполнен и американский. Все 4000 гостей стоя слушали гимн Советского Союза».
Об этом историческом концерте сообщила и советская пресса. Из сообщения ТАСС от 2 апреля 1942 года: «31 марта в Вашингтоне состоялся концерт русской музыки, исполнявшейся Бостонским симфоническим оркестром под управлением известного дирижера Кусевицкого. К устройству концерта, сбор с которого пойдет в фонд оказания помощи русским раненым, проявили живой интерес президент США Рузвельт, заместитель президента Уоллес, государственный секретарь Хэлл, министры Нокс, Стимеон, Моргенгау и ряд других представителей вашингтонских кругов. На концерте присутствовало 4000 человек. Были исполнены 5-я симфония Чайковского, 6-я симфония Шостаковича, произведения Прокофьева. Выступивший по окончании концерта дирижер Кусевицкий отметил, что русский народ ведет гигантскую борьбу против сил зла и разрушения. „Русская земля, – заявил Кусевицкий, – превратилась во всемирное поле битвы. Русский народ дает нам примеры мужества, единства и героического сопротивления“».
«Бостонский симфонический оркестр под управлением Сергея Кусевицкого стал первым в США исполнителем Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, – продолжает Лариса Рябкова. – Произведение было исполнено в рамках летнего музыкального фестиваля в Танглвуде 14 августа 1942. Этот концерт превратился в манифестацию поддержки Советской России и открытия второго фронта. Весь сбор от концерта – 11 тысяч долларов – был переведен в фонд помощи России.
Как Рахманинов в Нью-Йорке, так и Кусевицкий в Бостоне способствовали сбору средств для помощи Советскому Союзу. Сергей Александрович сделал многое и был удостоен звания почетного председателя Фонда „Общество помощи России в войне“. В отличие от Рахманинова, который умер в 1943 году, Кусевицкий дожил до Великой Победы. И в этой Победе была и частичка Сергея Кусевицкого – выдающегося сына России».
На круглом столе, посвященном памяти Николая Струве, председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» Первого Московского областного музыкального колледжа Ирина Лозинская выступила с докладом «Николай Метнер – последний романтик русской музыки XX века». В своих письмах Николай Карлович часто упоминал имя Николая Густавовича Струве.
В выступлении на тему «Меценаты и издатели Александра Скрябина» почетный работник среднего профессионального образования РФ, заведующий отделением педагогической подготовки Московского областного базового колледжа имени А.Н. им. Скрябина Алла Тулина рассказала о том, какую роль в жизни и творчестве композитора сыграло Российское музыкальное издательство.
С докладом «Близкий круг Николая фон Струве: Николай фон Дризен» выступила Елена Федяхина, заведующая сектором отдела справочной и научно-библиографической работы Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. Семья фон Дризен была родной семьей матери Николая Струве Ольги фон Дризен (в замужестве фон Струве). Со своим двоюродным братом Николаем фон Дризен, который был старше Николая Струве, композитор дружил и был близок ему духовно.
В завершение круглого стола выступили потомок семьи Крюденер-Струве, кандидат педагогических наук, преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Людмила Трушталевская и композитор, пианист, педагог Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Ерёмин. Они рассказали об особенностях музыки Николая Струве, в частности, о его девятом опусе, и исполнили вокальный цикл из 12 миниатюр.«Вот уже третий год мы открываем фестиваль-конкурс имени Николая Струве круглым столом или научно-практической конференцией, – говорит один из инициаторов фестиваля, председатель совета региональной немецкой национально- культурной автономии Московской области Наталия Демпке. – И каждый год мы узнаем все больше и больше новой информации и о самом композиторе, и о его окружении, и об атмосфере начала XX века. На сегодняшнем мероприятии прозвучали доклады об известных немецких династиях фон Дризен, фон Мекк, фон Струве и их вкладе в экономическое, социальное и культурное развитие России.
Но самое главное то, что вот уже три года опусы Николая Струве берут в свой постоянный репертуар молодые вокалисты, выпускники и студенты ведущих музыкальных вузов России. Это архиважно, ведь одна из главных задач фестиваля – внедрение прекрасной музыки российско-немецкого композитора Николая Струве в академическую музыкальную культуру России».
III Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве состоялся при содействии Международного союза немецкой культуры в рамках Программы поддержки российских немцев.