Во имя памяти отцов, дедов, прадедов…

День памяти жертв политических репрессий отметили российские немцы Котласа.

Традиционно 30 октября Местная немецкая национально-культурная автономия Котласа Архангельской области организует общегородское мероприятие, куда приглашает всех, кто сам, или чьи родственники пережили репрессии. На траурном митинге у памятника российским немцам-трудармейцам ежегодно вспоминают о том, что с 1930 по 1956 год Котлас был территорией горя, ведь пересылка Макариха признана самой жестокой и страшной на территории европейской части России. В 30-е годы через нее прошли тысячи раскулаченных разных национальностей.

В семье Шефер из Поволжья было 9 человек. В 1930 году их раскулачили и сослали на Север. После ада пересылки Макариха семью Шефер отправили на лесоповал в местечко Ледня. От непосильного труда, голода и холода умер отец. За ним погибли мать и несколько детей. Из девяти человек осталось двое: Яков и его сестра. Им с детства пришлось работать в лесу. С началом войны Яков Шефер был призван в трудармию и направлен на строительство моста через реку Северная Двина. Условия на строительстве моста приравнивались к каторге на Колыме. Яков выжил. Он строил северные поселки в составе колонны №2 Севжелдорлага, а в 1949 году был переведен на спецпоселение Березовый. Яков Иванович прожил долгую жизнь. Он умер в 97 лет.

Одна из задач, которую ставят активисты НКА Котласа, – рассказать молодым жителям города о том, что на старом кладбище ДОКа находятся два памятника: памятник полякам, попавшим под жернова репрессий, и памятник немцам-трудармейцам, строившим мост через реку Северная Двина в 1942–1945 гг. На ограде последнего расположены два портрета бывших трудармейцев – Эдуарда Вебера и Якова Брауна.

Воспоминания о судьбе семьи Вебер оставила дочь Эдуарда Яковлевича Виктория Эдуардовна, которая в 2009 году приезжала в Котлас, чтобы познакомиться с местами, где жил, работал и погиб ее отец. «Моему двоюродному брату было 18 лет, когда его вместе с моим отцом призвали в трудармию, – повествует В. Э. Вебер. – Что он мне потом рассказал? Немцев Поволжья в сентябре 1941 года, всю деревню, где мы жили, погрузили в два эшелона и отправили в товарных вагонах на Алтай. Мне тогда было 3 месяца. Я ехала с мамой, папой, со всеми родственниками в одном из эшелонов. Прибыли мы в село Ракиты Рубцовского района Алтайского края. Вырыли мои родители землянку, покрыли дерном и стали жить. Работали в колхозе. Никакого скота не имели. Ведь взять с собой в дорогу разрешено было только то, что можно унести в руках. Семья голодала. Ели даже сусликов. И ежиков ели, если находили их в лесопосадках. Землянку отапливали кизяком. В колхозе получали одни пустые трудодни.

В декабре 1941 года военкомат забрал всех мужчин от 18 до 60 лет. Их собрали в Рубцовске, согнали в товарные вагоны и повезли в Котлас. Объявили, что везут их в трудармию. В колхозе же остались женщины с малыми детьми. Позже женщин тоже забрали в трудармию. Но их привезли в другие спецпоселения, разделив семьи.

Мой двоюродный брат Александр Керн рассказывал, что прибыл он вместе с моим отцом Эдуардом Яковлевичем Вебером в Котлас в январе 1942 года. Разместили репрессированных в зданиях овощных складов, где поставили двухэтажные нары. Питание было очень плохое, люди истощены. На медицинской комиссии их раздевали догола, поворачивали спиной к медработникам и заставляли наклониться. Мой брат рыдал от унижения. Он тогда не знал, для чего комиссия это делает. Оказывается, по состоянию ягодиц определялась степень истощенности. Таким образом, комиссия распределяла трудрамейцев по баракам, в зависимости от состояния здоровья. Поэтому брат и отец оказались в разных бараках. Когда Александру сказали, что дядя его (мой отец) умер, он пошел в его барак. Но папы там уже не было. Тело моего отца брату показали уже в штабеле мертвецов. Александр посмотрел на его голые ноги, так как всего тела и головы не было видно из-за других тел. Брат в последний раз взгляну на отца и пошел на работу. Александру объяснили, что сани с умершими трактор потянет на кладбище. А там тела столкнут в ров и завалят землей.

Содержали трудармейцев под конвоем. Спецпоселения были огорожены колючей проволокой и охранялись собаками. Зимой конвоиры носили тулупы, валенки и меховые шапки, а трудармейцы были одеты в лохмотья и обуты в галоши, которые делали из резиновых шин. Одежды было мало. Ее снимали с мертвых, чтобы хоть как-то одеться потеплее. По окончании работы, у выхода в бараки, их долго пересчитывали и держали на морозе. Некоторые не возвращались – умирали прямо на работе.

Брат Александр вернулся в наше село Ракиты на Алтае в 1947 году. Я знаю только двух вернувшихся к нам из трудармии. Никто официально не извещал о смерти родных. Александр нам написал о гибели отца. Так и узнавали страшные новости о родных друг от друга. Только через много лет я по запросу получила справку и свидетельство о смерти папы.

Александр вернулся из Котласа очень худой – одни глаза. Сквозь слезы он улыбался и радовался, что остался жив. И ничего тогда не рассказывал. Впервые он заговорил о трудармии в 1996 году, почти через 50 лет! Он сказал, что его спасло от холода и смерти теплое шерстяное одеяло, которое дала ему мама. Он обматывал этим одеялом поясницу и не снимал его ни днем, ни ночью».

По окончании траурного митинга активисты НКА и гости посетили выставку Международного союза немецкой культуры «Немцы в российской истории». Экскурсию провела руководитель Котласского центра встреч российских немцев Галина Петрова (Ракко).

Также собравшиеся на мероприятие посмотрели документальный фильм «Я слишком много страдал, чтобы делать людям зло». Лента повествует о жизни и деятельности выдающегося русского ученого, доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии СССР Георгия Вагнера. Арестованный трижды по ложным доносам, прошедший 15 лет сталинских лагерей, Георгий Карлович не сломился. В сорок лет он начал путь в науку и опубликовал около двадцати книг и более двухсот научных статей, оставив потомкам богатейшее наследие по архитектуре и скульптуре древней Руси. После просмотра фильма зрители обсудили ленту, дав высокую оценку работе документалистов.

«Мы ежегодно отмечаем День памяти жертв политических репрессий, – подводит итог руководитель Котласского центра встреч российских немцев Галина Петрова (Ракко). – Для нас, родившихся в бараках спецпоселений, это особенный день. День, когда мы не только вспоминаем своих отцов и матерей, которые, прошли все тяготы изгнания и бесславного каторжного труда, но и рассказываем всем горожанам и гостям Котласа о тех мрачных годах, когда человек себе не принадлежал. Мускульная сила, спецконтингент – такие определения были даны властью трудармейцам. В нашу организацию ежегодно приходят письма. Потомки трудармейцев просят дать хоть какую-то информацию об отцах, дедах, прадедах. Но мы не можем им помочь с официальной информацией: архивы закрыты до сих пор. Но это не мешает нам вести активную краеведческую работу.

В нашей организации изданы две книги «Невыбранное время, нежданная судьба», где собраны воспоминания российских немцев о судьбах своих родителей. Это – истории семейного горя тех, кого нещадная машина репрессий сорвала с насиженных мест и бросила в холод и голод. Материалы для изданий собирались с 2004 года.

В 2016-м была опубликована книга трудармейца Леонгарда Бааля «Испытание на прочность», которую автор написал еще 1985 году.

Раз в два-три года мы приглашаем на встречи тех, кто родился в спецпоселениях. В Котлас приезжают потомки трудармейцев из России, Украины, Германии. Нынешним летом к нам должны были приехать семьи из Германии и Белгородской области. Но пандемия внесла свои коррективы. Надеемся, что мы еще сможем собраться, вспомнить заслуги наших родителей, ведь российские немцы внесли весомый вклад в развитие русского Севера. И одной из главных задач нашей организации мы считаем сохранение памяти и передачу исторического опыта наших предков подрастающему поколению».

Все мероприятия были проведены с соблюдением всех необходимых противоэпидемиологических защитных мер.

Рубрики: Новости регионов