Как проводят праздники российских немцев в школах с этнокультурным компонентом? Об этом рассказывает Евгения Гамова в материале о празднике урожая в средней школе с. Цветнополье Азовского района Омской области.
Праздник урожая – древняя традиция европейских народов, приуроченная к окончанию сбора урожая. В этот день устраиваются гулянья, ведутся службы в церквях, а вечером каждая семья собирается за большим праздничным столом.
Для учеников цветнопольской школы праздник прошел иначе. Участники этнокультурных клубов и клубов любителей немецкого языка собрались на большую осеннюю ярмарку. Ребята познакомились с традициями и обычаями этого праздника, уходящими корнями в дохристианские времена. В течение октября школьники разучивали немецкие песни, стихи о фруктах и овощах и мастерили поделки из природных материалов.
По словам организаторов, проведение национальных праздников знакомит школьников с традициями российских немцев и способствует сохранению культуры этноса.
Известно, что цветнопольская школа уже несколько лет входит в созданную по инициативе Международного союза немецкой культуры федеральную сеть школ, реализующих этнокультурный компонент.
«В отсутствии национальных школ нам необходимо обеспечить этнокультурный компонент хотя бы в каком-то количестве школ, где есть критическая масса российских немцев», – отметила первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс.
Добавим, что в расписаниях школ с этнокультурным компонентом есть внеучебные занятия по истории, искусству, литературе и музыке российских немцев.
«Выпускник школы с этнокультурным компонентом должен знать историю, литературу, фольклор, традиции и обычаи российских немцев. Кроме того, он должен использовать и сохранять традиции поведения и образа жизни российских немцев, быть толерантным к носителям иных культурных традиций и уметь выстраивать межкультурный диалог. Для сохранения этноса важно, чтобы выпускники таких школ владели немецким языком не ниже уровня B2, знали способы идентификации себя как российского немца. Это все достигается путем внедрения в том числе и этнокультурного компонента во внеучебные программы школ», – сказала директор Культурно-делового центра «Русско-немецкий дом в городе Омске» Елизавета Граф.
Проект по внедрению этнокультурного компонента в школы – это часть глобальной концепции непрерывного образования «детский сад – школа – вуз», разрабатываемой Самоорганизацией немцев России.