Состоялась премьера спектакля Алексея Штаера «Душа подушки»

16 октября в селе Азово Омской области состоялась премьера спектакля «Душа подушки» режиссера Алексея Штаера. «Сон, ставший явью» – так можно определить жанр этой сказочной детской истории с глубоким смыслом.

Спектакль поставлен по пьесе Олжаса Жанайдарова – одного из самых известных сегодня молодых драматургов России. «А вы знали, что подушки умеют разговаривать? Да-да! А еще они умеют видеть детские сны о мороженом, каруселях и игрушках и, конечно, мечтать о любви и дружбе. Но подушкам строго-настрого запрещено разговаривать с детьми. И вот, когда правило нарушается, случается самое неожиданное…». Конечно, мы ничего этого не знали, а о существовании души у подушки задумались только после спектакля.

Действие пьесы происходит в детском саду, где живут герои – подушки. У них свое предназначение – дарить детям красивые волшебные сны. У каждой подушки своя история, свой характер и внешность. Валики мечтают подрасти, Роза хочет жить в настоящем доме, Знайка следит за соблюдением порядка. И вот появляется новая подушка, внутри которой не пух и перья как у всех, а гречка. Обитатели спальни не понимают, почему Греча не похожа на них, и пытаются ей помочь. С появлением мальчика Кости жизни Гречи изменяется, она больше не чувствует себя одинокой. Как оказалось, именно ради Кости, у которого была аллергия, в детский сад и привезли гипоаллергенную подушку с гречкой внутри. Дети из детского сада не дружат с Костей, потому что он не такой, как все. Конечно, Греча и Костя подружились, и Костя забрал Гречу домой. Другие подушки поняли, что дружба – она сильнее всех условностей.

Взгляд изнутри

«Душа подушки» – спектакль о дружбе и о мечте. Никогда нельзя предавать свою мечту, это попросту предательство себя. Если у вас есть мечта, идите к ней. В пьесе заложено очень много взрослых проблем, и простые детские вопросы вытаскивают их на поверхность», – поделился режиссер Алексей Штаер.

– Алексей Иванович, как вы нашли пьесу для постановки?

– Режиссеры часто в театральных сообществах ищут пьесы. И я искал пьесу для детей. Мне посоветовали Олжаса Жанайдарова. Я нашел его в интернете, познакомился с ним, сказал, что хотел бы поставить его пьесу. Удивительно, но он сразу ответил: «Да, хорошо, без проблем, ставьте». В современной драматургии найти что-то стоящее для детей – это большая редкость. Нужно перерыть горы хлама, чтобы отыскать бриллиант.

– Как ваши воспитанники восприняли пьесу?

– Сначала – с воодушевлением. Начали репетировать, все хорошо, но потом она стала не нравиться ребятам. У меня даже мысль появилась – отказаться от этой постановки. Пьеса на время мне показалась не подходящей для театра, скорее, она предназначена для радиоспектакля.

– И как вы нашли выход из этого?

– Начались мучительные поиски: как показать пьесу так, чтобы все поняли? Чтобы самим понравилось? Действие спектакля происходит в детском саду. Мы ездили в детский сад, целый день записывали звуки. Шумы садика у нас настоящие, азовские, да. Мы долго думали над тем, как показать на сцене пространство детского сада. Обычная спальная комната с кроватками? Игровая комната? И тут мне вспомнился фильм «Джентльмены удачи» и сцена в детском саду. Евгений Леонов, заведующий, говорит: «Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется! Мы совершим полет на космической ракете на Марс. Командором назначается Игорёк. Прошу вас, возьмите в руки космические ложки. Подкрепитесь основательно. Ракета до обеда на землю не вернется». Мне пришла в голову идея представить все в виде космоса: космическая детская комната, сон – тоже некий космос, подушка – хранитель наших снов извне. Действительно, во многом судьбу спектакля решила именно сценография. Именно благодаря ей нам удалось сделать некоторые сцены и для взрослых зрителей. К примеру, в спектакле есть отсылка к фильму Стэнли Кубрика «Апокалипсис». В начале есть прорисованная сцена – пролетают ряды вертолетов в виде подушек. В фильме – это известная сцена, когда вертолеты летят бомбить Вьетнам, под «Полет валькирий» Рихарда Вагнера.

Взгляд снизу

Действующие лица и исполнители: Ивановна – Алена Иваськив, Пуш – Никита Сошкин, Греча – София Махт, Екатерина Долгих, Роза – Алиса Щербинина, Знайка – Константин Колосов, Эмма – Мария Плотникова, Валики – Даша Егорова и Ксюша Федорова, Костя – Максим Черненко, Кира Сова, Чача – Соня Калгатова.

«Мы проходили тренинги на этапе подбора актеров для спектакля. В предыдущем спектакле мы играли похожих на себя героев, а в этой постановке все наоборот – мы играем своих противоположностей. Это очень интересное и одновременно сложное перевоплощение», – рассказывают ребята.

Алиса Щербинина, сыгравшая на сцене изнеженную и романтичную Розу, в жизни совсем другой человек. Это единодушно отмечают все актеры спектакля. «Моя героиня – нежная, легкая и хрупкая душа, но я несколько изменила ее характер: добавила немного осуждения и манерности, что сделало Розу более характерной», – рассказала Алиса.

Главной героиней спектакля, по мнению актеров, стала подушка Эмма. Она – двигатель постановки. Она выражает авторскую мысль на протяжении всего спектакля и подводит черту в развязке пьесы. Она – прямая, честная, мудрая и не боится быть искренней и открытой миру.

«Когда мы только начинали репетировать, мне страшно не нравилась моя роль. Я по характеру совсем не похожа на Гречу. Она – нытик, всегда просит всех о помощи и настроена почти всегда пессимистически. Сейчас мне моя роль нравится, мне удалось вжиться в нее и прочувствовать. Моим партнером на сцене был Костя. В жизни мы с ним общались редко, но во время подготовки спектакля нам удалось подружиться», – делится впечатлениями исполнительница роли Гречи.

Взгляд извне

Ольга Ломовцева побывала на премьере и поделилась своими впечатлениями: «Душа подушки» – добрая и светлая поучительная сказка для детей и взрослых. Необычен сюжет пьесы, необычны и герои-подушки, умеющие говорить, мыслить, сопереживать. Эмоциональная игра актеров-детей позволяет увидеть все происходящее глазами ребенка, возвращает нас, взрослых, в то прекрасное время, когда в человека «закладывается» вся нравственная составляющая. Постановка заряжает добром, заставляет задуматься о самых серьезных вещах: о дружбе, поддержке и взаимопомощи, о том, что важно оставаться самим собой, несмотря ни на что. Огромное спасибо студии «Шаг» за незабываемые впечатления от прикосновения к прекрасному!

Над спектаклем работала большая постановочная команда: режиссер Алексей Штаер, художник по костюмам Татьяна Жарова, сценография и графика Генрих Бефус, музыка и свет Юрий Мясников, декорации и мультимедиа Ирина Фрейлих, звук Александр Шевченко, хореография Марина Жужгова.

Работа над пьесой шла больше полугода. Репетиции начались в декабре 2019 года, а работа с текстом – в сентябре. «Из-за пандемии мы упустили много репетиций. С актерами начали собираться для репетиции отдельных сцен только в августе. Сложно было привести ребят в норму после такого долгого перерыва, – рассказывает Алексей Иванович. – Мы планировали показать спектакль на разных площадках в России. Но пандемия научила нас жить здесь и сейчас и не строить планов. Даже премьера спектакля, состоявшаяся для небольшой аудитории ввиду ограничений, уже прорыв и маленькая победа».

Сейчас в театральной студии идет подготовка к новому спектаклю по рассказам А. П. Чехова. «Премьера спектакля намечена на декабрь, но мы не загадываем. Это будет история о вечной проблеме «отцов и детей», тесно связанная с современным миром», – говорит режиссер Алексей Штаер.

Справка:

Студия «Шаг» основана в 2015 году. Деятельность организации ориентирована на детей и подростков. В студии работают два направления: театральное и хореографическое. Здесь ребят обучают пластике, ритмике, координации движений, актерскому мастерству, постановке голоса, вниманию и развивают зрительную, слуховую и физическую память.

В 2017 году студия «Шаг» стала победителем конкурса Фонда президентских грантов и реализовала постановку музыкального спектакля «Госпожа Метелица», а в 2018 и в 2020 году студия дважды получила поддержку на Всероссийском конкурсе грантов «Российские немцы в авангарде будущего» для создания постановки и гастролей спектакля.

Источник: газета Ihre Zeitung №42 от 22 октября 2020 года.

Рубрики: Авангард