Неравенство на рынке труда обсудили на «Московских беседах» в РНДМ

12 февраля в Российско-Немецком Доме в Москве прошла очередная германо-российская панельная дискуссия из цикла «Московские беседы». На первой в этом году встрече германские и российские эксперты обсудили проблемы безработицы среди молодежи и бедности в преклонном возрасте.

В дискуссии принимали участие директор Centre for Comprehensive Social Policy Высшей школы экономики Оксана Синявская, директор Centre for Labour Market Studies Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, руководитель отдела государства Германского института экономических исследований Петер Хаан и старший менеджер проекта «Работа – новое осмысление» Фонда Бертельсманна Мануэла Баришич. Беседу модерировал журналист, руководитель медиаредакции Deutschlandfunk Андреас Штопп.

По мнению директора Centre for Comprehensive Social Policy Высшей школы экономики Оксаны Синявской, в отличие от стран Западной Европы в России пожилые люди в основном опираются на государственную пенсию. «По нашим исследованиям, порядка 10% работающего населения не может позволить себе сделать сбережения на старость, не ущемляя существенно структуру своего потребления», – говорит эксперт.

С 2015 года в России существует так называемая балльная система, когда работодатели отчисляют в пенсионный фонд за наемных работников страховые платежи, которые конвертируются в индивидуальные коэффициенты. На их основе и должна рассчитываться пенсия. Однако существенную роль в пенсии играет так называемый фиксированный размер, который не зависит ни от заработка, ни от стажа.

Кроме того, некоторые поколения, которые начинали свою карьеру до 2002 года, получали заработную плату еще в советские времена. В результате сложилась ситуация, когда люди, имевшие очень высокие заработки, получают маленькую долю от своей зарплаты, и наоборот, те, кто был на очень низкой заработной плате, могут получать пенсию, вполне сопоставимую с утраченным заработком.

Именно поэтому, по мнению Синявской, у высокооплачиваемых категорий работников практически нет желания участвовать в существующей пенсионной системе.

«Отдельные категории граждан в России имеют достаточно высокую пенсию, продолжает тему директор Centre for Labour Market Studies Высшей школы экономики. – К ним относятся военные пенсионеры или бывшие чиновники. Но это очень небольшая группа людей. Большинство же населения получает маленькую пенсию, на которую сложно прожить».

Эксперт также отмечает, что, несмотря на то, что пенсия зависит от заработной платы и стажа, при ее пересчете, имеет место сильная компрессия, вследствие которой пенсионные выплаты оказывают «зажатыми» в достаточно узком диапазоне.

По мнению Владимира Гимпельсона, методы регулирования трудовых отношений, которые были приняты во многих странах в первой половине XX века, уже устарели. В настоящее время появляются рабочие места, которые могут быть временными и зачастую мало оплачиваются. Они выпадают из общей системы регулирования. Поэтому нет ясности, как регулировать трудовые отношения в новой ситуации, полагает российский эксперт.

В последнее время молодые люди также оказываются в уязвимой ситуации. Во многих европейских странах растет безработица среди молодежи, затрагивающая даже высококвалифицированных специалистов.

Российские и германские эксперты сошлись во мнении, что важную роль играет качество образования, которое получают молодые люди. Определенные преимущества также дает проживание в крупных городах, и проживание в крупных города, но, и в этом случае, ничего гарантированного на рынке труда нет.

«Демографическая ситуация в России развивается в том же направлении, что и в других странах, – говорит Владимир Гимпельсон. Рождаемость падает, люди живут дольше. И если заглянуть немного вперед, то к 2030 году может сложиться специфическая ситуация, когда численность занятых до 40 лет может снизиться на 25% по сравнению с 2015 годом. Это будет шоком для экономики, и соотношение между различными возрастными группами может радикально измениться».

В ходе дискуссии была затронута острая проблема ухода за пожилыми людьми. Эксперты отмечали, что, как в России, как и в Германии, уход за больным человеком зачастую ложится на плечи его родных.

По словам Оксаны Синявской, с 2018 года в России осуществляется реформа системы долговременного ухода, которая уже пилотируется в некоторых регионах. И в ближайшие год-два будет разработана целостная концепция того, каким образом этот уход будет организован и финансирован. В этой связи, активно используется опыт Германии. В частности, обсуждаются три возможных источника финансирования, когда уход поддерживается за счет госбюджета, страховых отчислений, а также за счет софинасирования или прямой поддержки со стороны населения.

В конце дискуссии российские и германские участники ответили на вопросы аудитории.

Панельная дискуссия «Московские беседы» организована «Московской немецкой газетой» совместно с Германо-Российским Форумом.

Рубрики: МероприятияПартнерствоРоссийско-Немецкий Дом в Москве