В рамках VII форума центров встреч российских немцев, прошедшего в середине ноября при финансовой поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства внутренних дел Германии (через посредническую организацию GTZ), состоялся семинар для руководителей органов самоорганизации российских немцев с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ на тему «О порядке оказания финансовой поддержки российским немцам в рамках реализации федерально-целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы».
Работа над ошибками
В рамках VII форума центров встреч российских немцев, прошедшего в середине ноября при финансовой поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства внутренних дел Германии (через посредническую организацию GTZ), состоялся семинар для руководителей органов самоорганизации российских немцев с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ на тему «О порядке оказания финансовой поддержки российским немцам в рамках реализации федерально-целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы».
Александр Сирченко, заместитель директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации, проинформировал собравшихся на встречу о реструктуризации федерально-целевой программы «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы». Накануне принятия программы в начале года министр регионального развития Дмитрий Козак поручил внести изменения в ту часть программы, которая касалась объектов капитального строительства. На сегодняшний день претендовать на деньги в рамках ФЦП имеют право только два немецких национальных района и сельские администрации Ульяновской, Самарской и Саратовской областей. Если же будет утверждена реструктуризированная программа, то участвовать в ней смогут 23 субъекта Российской Федерации, численность немцев в которых превышает 1 процент от общей численности немцев в Российской Федерации (то есть ок. 600 тысяч). Таким образом, те регионы, в которых немцев свыше 6 тысяч имеют право расходовать средства на объекты культурно-досуговой сферы, например, капитальный ремонт помещений. Те субъекты Российской Федерации, где численность российских немцев больше 5 % (то есть свыше 30 тысяч) могут тратить деньги из ФЦП и на жилищное строительство. Такими регионами оказываются Омская область, Новосибирская область, Красноярский край, Алтайский край, Кемеровская область). В этом году финансирование еще осуществляется по старой схеме и ответственным за ее выполнение является пока Департамент федерально-целевых программ Минрегиона РФ. С будущего года ответственность за это возьмет на себя Департамент межнациональных отношений. Кроме того, Александр Сирченко обратил внимание на то, что по требованию Министерства финансов из средств программы не должны финансироваться объекты здравоохранения и образования. Данная информация была дана скорее для сведения присутствующих, потому что никто из них не подавал заявки на строительство.
Перейдя к финансированию этнокультурных проектов в рамках ФЦП, Сирченко подчеркнул, что в рамках нынешней ФЦП все регионы Российской Федерации имеют возможность принять участие в реализации проектов для российских немцев: по условиям прошлой ФЦП могли принимать участие только 21 регион. Из списка исключались такие субъекты Федерации как Татарстан, Башкирия, Ярославская область, Ставропольский край, где проживает значительное число российских немцев. В рамках ФЦП поддерживаются социально значимые проекты и мероприятия этнокультурных объединений российских немцев, проекты по работе с детьми и молодежью, информационно-аналитическое обеспечение этнокультурного развития российских немцев.
Основная ошибка подававших в этом году заявки на проведение мероприятий заключалась в том, что целевое направление проектов не соответствовало требованиям перечня мероприятий ФЦП, который направлены на содействие развитию этнокультурного потенциала российских немцев. Все проекты, которые не соответствовали целевому характеру отсеивались еще на предварительном этапе отбора. Другая распространенная ошибка заключалась в том, что код экономической классификации не соответствовал тому, что финансируется в рамках ФЦП. Так, например, ФЦП не подразумевает «приобретение аппаратуры», особенно если на нее уходит 90 % всего запрашиваемых на проект средств.
Александр Сирченко предложил руководителям органов самоорганизации российских немцев учесть возможности, предлагаемые программой «Государственная национальная политика» (общий объем финансирования в этом году 240 млн. рублей). Это предложение должно особо заинтересовать тех, кто планирует проводить фестивали народов России или межнациональные мероприятия. Подобное участие могло бы, по убеждению Александра Сирченко, повысить экономическое состояние организации. В будущем году дополнительные возможности даст и программа «Единый российский народ», концепция которой находится сегодня на стадии согласования. Все эти программы будут в будущем году курировать Департамент межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ.
Александр Сирченко выделил 6 этапов работы в рамках ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы».
1-ый этап – этап отбора проектов. Он регулируется не нормативно-правовыми актами, а приказом министра регионального развития Российской Федерации, после подписания которого начинается прием предложений на проведение тех или иных мероприятий. Всего в этом году в период с 15 августа (с момента подписания приказа) до 31 августа было подано 119 проектов, из которых было отобрано 65. Основные причины, по которым не были отобраны проекты: целевой аудиторией оказываются не российские немцы; отсутствует сметная документация; приобретение инвентаря (не соответствует данной ФЦП) или микроавтобуса. «Подавайте заявки грамотно», - советует чиновник. – Лучше несколько раз пересмотрите». Заявки на суммы до 100 тысяч желательно не подавать: предполагается, что в рамках Программы финансируются мероприятия, имеющие важное значение для народа – российских немцев, то есть претендующие на федеральное или межрегиональное значение.
Второй этап – этап отбора исполнителей. Этот отбор осуществляет комиссия Министерства регионального развития РФ. Бывает, что заявителями являются одни организации, а исполнителями – другие. Это соответствует законодательству РФ. Претенденты на роль исполнителя самостоятельно узнают на сайте www.zakupki.gov.ruо дате объявления котировок, открытого аукциона или конкурса, заполняют и подают необходимую конкурсную документацию, обратив внимание на то, что объявленное Министерством регионального развития творческое задание отличается от текста подаваемой на первом этапе заявки.
В этом году второй этап пришелся частично на дни проведения форума центров встреч российских немцев, поэтому по этому этапу было задано больше всего вопросов и приведено больше всего примеров.
Третий этап – этап заключения государственного контакта, за ним следует реализация мероприятия, представление отчетности и осуществление окончательных финансовых отчетов.
Министерство регионального развития Российской Федерации работает по такой же схеме, как другие государственные заказчики.
Все неосвоенные деньги из 50 миллионов, выделенные в этом году для российских немцев в рамках ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы» вернутся в бюджет и пойдут на благо всех народов Российской Федерации.