С 7 по 10 февраля в Омске состоялась рабочая встреча по подготовке материалов по раннему приобщению к немецкому языку и культуре. Методисты и преподаватели продолжили работу по подготовке материалов для второй части пособия «Deutsch mit Schrumdi».
Методический комплект «Deutsch mit Schrumdi»: первая часть
Первая часть издания «Deutsch mit Schrumdi» была опубликована в 2014 году и адресована в первую очередь педагогам, которые проводят встречи в клубах любителей немецкого языка и работают с детьми дошкольного возраста. Пособие разработано на основе методики погружения в языковую среду (Immersionsmethode) и носит рекомендательный характер. Оно рассчитано на детей дошкольного возраста (4–5 лет) и рекомендовано к использованию в детских садах, воскресных школах, детских языковых этнокультурных клубах, лингвистических лагерях и на лингвистических площадках. Первая часть содержит материалы для первого года приобщения к немецкому языку.
Методический комплект «Deutsch mit Schrumdi»: вторая часть
Вторая часть издания будет содержать материалы для продолжения работы с детьми раннего возраста по их приобщению к немецкому языку и культуре российских немцев. Она ориентирована на детей от 5 до 6 лет, которые уже освоили материал по первой части.
Денис Цыкалов, заведующий кафедрой немецкого языка и литературы Института этнокультурного образования: «В 2017 году рабочей группой по подготовке издательского проекта была разработана концепция второй части пособия. Если первая часть была ориентирована на взрослых и содержала конкретный план каждой встречи и знакомства детей с новой информацией и знаниями, то вторая часть будет ориентирована в большей степени на погружение детей в коммуникативную среду и эксперименты с использованием технологии CLIL. Важная особенность нового издания состоит в том, что педагог уже имеют опыт работы с данным пособием и теперь самостоятельно смогут выстраивать ход занятия, подбирать необходимые задания, игры, рифмовки и песенки. Наша цель – дать рекомендации, подготовить материалы и предоставить педагогу право творческого выбора».
Темы и нововведения второй части
Вторая часть пособия будет представлять собой комплект различных изданий: папка с рабочими листами, вкл. методические рекомендации, карточки, игры, аудиодиск со специально придуманными песенками и др. Также планируется собрать «методический чемоданчик» с набором различных материалов, позволяющими организовать процесс взаимодействия и создать игровую атмосферу.
Наталья Козлова, методист проекта: «Большую часть второго пособия мы построили на методике CLIL, т.е. на предметно-интегративной деятельности и межпредметных связях. В 11 темах мы используем данную методику и предлагаем разные эксперименты. Другая часть занятий будет построена на работе по составлению повествовательных рассказов (naratives Lesen). В пособии будут расширены и усложнены уже ранее изученные темы, которые вошли в первую часть, также будут добавлены новые темы («Хобби», «Свободное время», «Еда», «Эмоции», «У врача», «Скоро в школу»). К каждому занятию мы разработали новые игры, карточные и настольные, которые учитель сможет использовать на уроках. Также мы написали новые детские песенки к каждой предложенной теме».
Апробация и издание
В 2018 году рабочая группа проекта проделала большую работу над подбором материалов. На состоявшейся встрече в Омске разработчики уже провели качественный отбор заданий, упражнений и игр, структурировали темы и доработали визуализацию.
Издание второй части пособия планируется к концу 2019 года. Методический комплект будет апробирован на разных экспериментальных площадках, например, под руководством Елизаветы Граф в детских клубах по раннему приобщению к немецкому языку в Омской области. После апробации рабочая группа усовершенствует издание, и оно поступит в детские сады, школы и на другие партнерские площадки. В 2019-2020 году совместно с Институтом этнокультурного образования будут проведены курсы повышения квалификации по раннему обучению немецкому языку для преподавателей, работающих в проекте.