17 декабря в Российско-Немецком Доме в Москве при поддержке Международного союза немецкой культуры и Клуба немцев Москвы прошел вечер памяти журналиста и кинематографиста, лауреата Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в номинации «Имя народа» Альфреда Васильевича Вебера.
Альфред Вебер (1931–2014) первым в постсоветской России создал серию исследовательских документальных фильмов об истории и современной жизни российских немцев. Журналист, общественный деятель, он внёс весомый вклад в возрождение культуры российских немцев в самый сложный период становления новой России, занимался продвижением и популяризацией кинофильмов о российских немцах.
В мероприятии приняли участие родственники, друзья и поклонники творчества Альфреда Васильевича.
Василий Рожков, внук Альфреда Вебера, рассказал о жизни и судьбе своего прославленного деда, о том, как он снимал свои замечательные фильмы, основал видеоклуб, а позже – видеостудию российских немцев им. Эрнста Глюка. Присутствовала супруга А.В. Вебера – Галина Александровна.
Член Союза кинематографистов России режиссер Сергей Головецкий представил документальный фильм «Дуэль. Финал», который повествует о матчах гигантов – сборных СССР и США по легкой атлетике. Этот фильм Сергей Анатольевич создал совместно с режиссером и сценаристом Германом Климовым. На вечере также был показан фильм Альфреда Вебера «Оставить добрый след» (1993).
Вели вечер активисты Клуба немцев Москвы Геннадий Гриков и Виктор Граудт, они рассказали о планах возродить киноклуб совместно с Союзом кинематографистов России.
Справка
Альфред Вебер родился в Сталинграде в семье Василия Петровича Сивко и Ольги Александровны Вебер. Мать и отец работали на Сталинградском тракторном заводе. Детство Альфреда Васильевича прошло на родине родителей. Большое влияние на него оказала семья матери. Много было музыки, творчества и общения. А ещё предвоенные годы запомнились арестами родственников – поволжских немцев. Чудом семья избежала депортации. Они пережили бомбежки, тяжелый и страшный путь в эвакуацию, суровые условия жизни в эвакуации в Челябинске.
После войны, получив образование, Альфред Васильевич работал на волгоградском радио, на только что открывшемся областном телевидении, корреспондентом программы «Время» Центрального телевидения. Позже в Москве руководил киностудией документальных и образовательных фильмов.
В 1991 году в Москве А.В. Вебер создал кино- и видеоклуб московских немцев им. Эрнста Глюка, а год спустя появилась видеостудия российских немцев им. Эрнста Глюка. Альфред Васильевич сам выступил автором, режиссёром и оператором первых картин. Это дало ему возможность сделать фильмы очень личными и в то же время сохранить исследовательский и объективный подход. Съёмочным экспедициям по местам проживания немцев России он посвятил около десяти лет и снял более десятка фильмов.
Фильмы новой студии были тепло приняты в центрах немецкой культуры по всей стране. И неудивительно, ведь это были буквально первые киносвидетельства истории и современной культуры российских немцев. А.В. Вебер создал серию фильмов, героями которых стали жители Сибири и Поволжья, Москвы и Санкт-Петербурга, бывшие изгнанники и прибывшие из Германии пасторы, исторические личности и наши современники.
«Оставить добрый след» (1993), «Родные берега» (1994), "Ech leibe dich, Petersburg" (1997), «Сарепта Царицынская» (1997), «Немцы в России. От автономии до автономии» (О немцах Поволжья, 1999), «Немцы в России. От автономии до автономии» (О немцах Сибири, 2000), «Возрождение Храма» (Вторая жизнь Московского лютеранского кафедрального собора святых Петра и Павла и его реликвий, 2009 г.) – это далеко не полный перечень картин Альфреда Вебера.
Работы мастера и сегодня остаются незаменимым материалом для изучения истории и современной жизни российских немцев. Альфред Васильевич Вебер сохранил для будущих поколений целый пласт родной культуры. В его картинах звучат свидетельства сотен людей – настоящий голос народа.