«Мы достигнем кумулятивного эффекта» Директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский о новом этапе в истории Межправкомиссии и поиске нового формата.

«Мы достигнем кумулятивного эффекта»
Директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский о новом этапе в истории Межправкомиссии и поиске нового формата.

Александр Владимирович, сегодня существует два подхода к перспективам деятельности российско-германской Межправкомиссии: некоторые считают, что она должна заниматься только проблемами немецкого национального меньшинства в России, другие же уверены, что необходимо также рассматривать вопросы, связанные и с нашими соотечественниками, уехавшими на постоянное место жительства в Германию. Каковы, с Вашей точки зрения, задачи Межправкомиссии на сегодняшний день?
В середине 1990-х годов, когда формировались подходы к деятельности Межправкомиссии (МПК) по проблемам российских немцев, были обозначены ее приоритеты. Тогда большинство российских немцев проживало на территории бывшего СССР и еще не уехало на постоянное место жительства в Германию. Однако с 1992-го по 2008 год около 2,2 млн. российских немцев покинули территорию РФ, получив статус поздних переселенцев и гражданство ФРГ. Причем значительная часть из них сохранили и российское гражданство. Таким образом, та целевая группа, на которую была направлена поддержка правительств России и Германии, в настоящее время разделена на две части — одна проживает в России (около 600 тысяч человек), другая, причем большая по численности, — в Германии.
Наша позиция в этом вопросе предельно ясная и честная: бывшие российские немцы, имеющие статус поздних переселенцев, являются по нашему законодательству российскими соотечественниками. И, безусловно, сохранение культурных, языковых и исторических связей между нашими соотечественниками-гражданами ФРГ и российскими немцами, проживающими в России, — должно стать приоритетной задачей деятельности Межправительственной комиссии. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы наши соотечественники, проживающие в ФРГ, оказались тем самым «мостом дружбы» между Германией и Россией, о котором часто говорит руководитель германской части Межправкомиссии д-р Бергнер. Полагаю, что ближайшее ее заседание может дать нам импульс для развития этого направления.

Какие этапы в истории Межправительственной российско-германской комиссии выделяет российская сторона?
Представляется, что история Межправкомиссии — это не столько хронология руководства ее российской частью разными министерствами, сколько история изменения подходов нашего государства к вопросу поддержки российских немцев. Был этап, когда мы активно обсуждали вопросы реабилитации репрессированных народов. Все репрессированные граждане разных национальностей были реабилитированы. Ставился вопрос о восстановлении Республики немцев Поволжья. Но в 1990-е годы некоторые решения принимались не продуманно. Судите сами, создание Республики немцев Поволжья и сталинские репрессии в отношении целых народов — это звенья одной цепи сталинской национальной политики.
Административно-территориальное деление Советского Союза по этническому принципу послужило причиной многих межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве в конце XX века. Сегодня мы более трезво и ответственно смотрим на процесс поддержки этнокультурных сообществ. С одной стороны, мы понимаем, что меры поддержки как с российской, так и с германской стороны имеют конкретную целевую группу. С другой стороны, мы отходим от вопросов, связанных с так называемой территориальной реабилитацией, которая по факту является попыткой воссоздать ту самую административно-территориальную систему по этническому принципу. Мы четко фиксируем, что этнокультурное развитие народов России является одним из приоритетов государственной национальной политики, как и формирование общероссийской гражданской идентичности. Российские немцы — такие же граждане РФ, как и представители других народов. Поэтому, с одной стороны, мы должны поддерживать этнокультурное развитие российских немцев, а с другой — содействовать укреплению их общегражданской идентичности.

В свое время Вы выделяли несколько этапов в деятельности МПК — этап большой активности мощных финансовых потоков, затем этап решения проблем по вопросам собственности. По Вашим словам, с XIII заседания комиссии начался совершенно новый этап. В чем его принципиальные отличия?
Начиная с XIII заседания Межправкомиссии, которое состоялось в Белокурихе в 2007 году, позиция российской стороны стала более концептуальной, а партнерские отношения более предметными и равноправными. Раньше из бюджета ФРГ выделялись средства, большие чем из бюджета России, теперь ситуация изменилась и Россия финансирует программу поддержки российских немцев в больших, чем Германия объемах. И это правильная ситуация. Кроме того, мы обсуждаем расширение мандата Межправкомиссии, понимая, что некоторые задачи, сформулированные в 1990-х годах, уже неактуальны. Мы понимаем, что необходимо двустороннее расширение гуманитарных связей, в том числе по линии гражданских обществ двух стран, землячеств в ФРГ и общественных организаций российских немцев в России. Мы говорим о том, чтобы общественные организации более активно участвовали в форуме «Петербургский диалог». Мы хотели бы видеть более активное экономическое сотрудничество между регионами России, где проживают российские немцы, и федеральными землями Германии, где в большом количестве проживают российские соотечественники, в том числе имеющие статус поздних переселенцев. Фактически перед нами стоит задача формирования обновленной повестки дня. Мне кажется, что германская сторона вполне адекватно относится к тому, что время обсуждения расширения мандата Межправкомиссии уже пришло.

Чем занимаются российско-германская рабочая группа по подготовке очередного заседания Межправкомиссии. Чем была вызвана необходимость ее создания?
Рабочая группа — это механизм подготовки заседания Межправкомиссии. Заседания рабочей группы проходят перед заседанием Комиссии 2—3 раза, попеременно на территории ФРГ и России. Любой вопрос, который поднимается на заседании Комиссии, должен быть осмыслен, проанализирован, обсужден обеими сторонами. Поэтому и был создан такой инструмент, как рабочая группа. В ней участвуют и некоторые члены Межправкомиссии, но в целом в рабочую группу входят специалисты на уровне экспертов. Они обсуждают те вопросы, которые могут быть рассмотрены на заседании Межправительственной комиссии. Рабочая группа представляет такую площадку, где происходят достаточно горячие обсуждения. Иногда там сталкиваются амбиции разных общественных организаций российских немцев, иногда происходит прояснение позиций российской и германской сторон, иногда мы берем тайм-аут для того, чтобы согласовать наши позиции с руководством. Но в любом случае, рабочая группа — это та переговорная площадка, которая путем экспертного обсуждения формирует повестку дня Межправкомиссии. Другими словами, это — кухня, на которой готовится блюдо под названием «Повестка дня МПК».

На последних встречах рабочей группы было отмечено, что стороны стремятся к увеличению числа совместных российско-германских проектов. Действительно ли существует такая тенденция или это не более чем очередная громкая декларация?
Путь декларативных заявлений — не наш путь. Сегодня у нас с германской стороной серьезные, ответственные отношения. Мы можем не во всем соглашаться друг с другом, но мы слышим друг друга и уважаем позицию партнера. Замечу, что за последние полтора года полноправными партнерами двухстороннего диалога стали общественные организации российских немцев, в результате чего сегодня у нас фактически
трехсторонний формат. Российская сторона была инициатором того, что совместные проекты стали серьезной составляющей российской и германской программ поддержки российских немцев. Однако без доброй воли германской стороны было бы невозможно движения вперед. Поэтому
сегодня, как мне представляется, обе стороны заинтересованы в расширении программы совместных действий.
Благодаря созданным Межрегиональным координационным советам, которые напрямую получают часть средств от германской стороны и стали элементами демократической координации деятельности российских общественных организаций, а также благодаря тому, что мы четко определяем наши совместные приоритеты в поддержке общественных организаций и молодежных проектов, совместных проектов становится сегодня все больше. Я убежден, что мы с германской стороной движемся в правильном направлении и достигнем позитивного, кумулятивного эффекта с точки зрения этнокультурного развития российских немцев и их связей с нашими соотечественниками, проживающими в ФРГ.

Беседу вел
Сергей Косяков

Рубрики: Мероприятия