Немецкий язык в дошкольных учреждениях Уральского региона


С 4 по 7 октября в Сыктывкаре проходила рабочая встреча ведущих клубов любителей немецкого языка для детей дошкольного и младшего школьного возраста Уральского региона.

Рабочая встреча была организована в таком формате, чтобы участники лучше поняли свою роль в языковом направлении своих общественных организаций. Поэтому первый день был посвящен детальному изучению структуры и задач Самоорганизации немцев России и обсуждению вопросов раннего обучения немецкому языку.

В дискуссии приняли участие не только ведущие клубов и активисты немецких организаций, но и представители Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, института иностранных языков Сыктывкарского государственного университета, школы №21 с углубленным изучением немецкого языка, дошкольных образовательных учреждений.

Участники отметили рост спроса на изучение немецкого языка в дошкольных учреждениях, несмотря на реальное снижение его изучения в средних школах. Наибольший опыт обучения немецкому языку с 2012 года имеет детский сад № 107 в Сыктывкаре. Директор садика Галина Дейнеко сообщила, что в этом году среди детей 4 – 7 лет подано 25 заявок на изучение немецкого языка.

Детский сад № 107 активно сотрудничает с Немецким культурно–деловым центром Республики Коми, поэтому второе лето подряд здесь проходят две языковые лагерные смены, а в течение года работают две группы, в которых ребята изучают язык, культура и традиции немецкого народа. Дети и родители отмечают традиционные немецкие праздники, выступают на мероприятиях в национальных костюмах, успешно учат язык. Занятия финансируются за счет садика и Немецкого центра. К сожалению, в этом году в результате «оптимизации» должность преподавателя немецкого языка сокращена, а дети с немецким корнями набираются только в одну группу. Возможно, проблему получится решить благодаря созданию коммерческой языковой группы.

Также участники заявили о сложностях подготовки учителей, владеющих методикой раннего обучения немецкому языку. Даже в таких городах, как Ухта и Сосногорск, преподавателей немецкого остро не хватает: они перегружены в школах, и работа с детьми их уже не интересует. Необходимо готовить к этой работе студентов института иностранных языков. Но, как отметила директор института Юлия Барышникова, эту методику преподавать в университете некому. Мультипликатор Института этнокультурного образования – BiZ Анастасия Юркина будет проводить для студентов факультатив, однако полностью это проблему не решит, и университету необходимо готовить и своих преподавателей.

Участники совещания и активисты немецких обществ акцентировали внимание на национальной идентичности детей, обучаемых в садике. Формировать группы детей с немецкими корнями приходится из ребят разных возрастов, и собрать всех на занятия – дополнительная нагрузка и ответственность, которую не каждый преподаватель готов на себя взять. Поэтому даже при большом желании формировать группы детей из немецких семей в дошкольных учреждениях не очень получается.

Еще одной темой для обсуждения стала преемственность в обучении. Об этом говорила заместитель директора школы №21 с углубленным изучением немецкого языка в Сыктывкаре Любовь Крылова. Чтобы попасть в эту школу, нужно, как минимум, жить на территории, привязанной к ней. А других школ, где немецкий изучают со второго класса, становится все меньше. Поэтому у детей нет возможности продолжать изучение немецкого языка после садика. Как второй иностранный, немецкий начинается только в старших классах.

Все эти проблемы сокращают возможности немецких общественных организаций развития изучения немецкого языка в дошкольных учреждениях. Поэтому все больше внимания уделяется его изучению на базе самих общественных организаций в клубах любителей немецкого языка.

По итогам обсуждения был высказан осторожный оптимизм в возможностях дальнейшего развития изучения немецкого языка в дошкольных учреждениях, но необходимость этого признали все участники, включая представителя Министерства образования республики.

В завершении рабочей встречи ведущие клубов познакомились с немецкими местами города, повысили свою квалификацию на семинаре от представителя Гёте-института, который немецкий центр организовал совместно с Национальной библиотекой, а также на методическом семинаре мультипликатора по раннему изучению немецкого языка Анастасии Юркиной. Заключительный день встречи был посвящен разным методикам использования литературы и постеров. Его организовали сотрудники отдела иностранной литературы Национальной библиотеки Республики Коми.

Рубрики: Языковая работа