Прием пошел

Министерство регионального развития в ближайшие дни объявит о начале приема заявок на проведение этнокультурных проектов для российских немцев, финансирование которых будет осуществлять в рамках принятой в марте этого года федеральной целевой программы (ФЦП). О том, как будет проходить процесс отбора заявок на мероприятия, направленные на развитие этнокультурного потенциала немцев, и какие изменения планируется внести в ФЦП, Ольга Силантьева выяснила у Александра Журавского, директора Департамента межнациональных отношений Минрегиона РФ.

Прием пошел

Министерство регионального развития в ближайшие дни объявит о начале приема заявок на проведение этнокультурных проектов для российских немцев, финансирование которых будет осуществлять в рамках принятой в марте этого года федеральной целевой программы (ФЦП). О том, как будет проходить процесс отбора заявок на мероприятия, направленные на развитие этнокультурного потенциала немцев, и какие изменения планируется внести в ФЦП, Ольга Силантьева выяснила у Александра Журавского, директора Департамента межнациональных отношений Минрегиона РФ.


– Александр Владимирович, какие суммы выделены в этом году в рамках ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 – 2012 годы» и каковы основные подходы к финансированию программ и проектов в рамках ФЦП?

– Принятая в марте ФЦП состоит из двух составляющих. Первая – капитальное строительство и социально-экономическое развитие мест компактного проживания российских немцев. В этом отношении заключены соглашения с субъектами РФ, в рамках тех объектов, которые объявлены для строительства в ФЦП. Соответственно, работа по этой линии уже идет. Вторая составляющая ФЦП – этнокультурные проекты. На них из 350 миллионов рублей, выделенных в этом году в рамках ФЦП, будет потрачено 50 миллионов, что более чем в два раза превышает прошлогоднюю сумму на реализацию этнокультурных проектов. В ближайшие дни выйдет приказ о порядке проведения отбора этих мероприятий. Я думаю, что мы в кратчайшие сроки получим предложения от общественных организаций, от субъектов федераций по конкретным мероприятиям. Затем в соответствии с действующим законодательством объявим конкурс по отбору исполнителей и с сентября будем заключать государственные контракты на проведение этих мероприятий.

– Не считаете ли Вы, что подобная двухэтапная схема усложняет процесс реализации этнокультурных проектов, тем более начинаемый во второй половине года?

– Она, безусловно, осложняет процесс, но делает его более прозрачным. Конечно, мы не можем самостоятельно определять, что для российских немцев лучше с точки зрения их этнокультурного развития. Поэтому содержательный перечень мероприятий мы должны сформировать при помощи общественных организаций и регионов, которые лучше знают, что им нужно. Это не значит, что мы не сможем сформулировать несколько предложений, которые касаются общероссийских проектов, но хотелось бы, чтобы все проекты были отобраны в рамках первой стадии процедуры.

– Почему уже после принятия Программы выяснилось, что в ней учтены далеко не все места компактного проживания российских немцев, которые нуждаются в поддержке?

– Те пять субъектов Российской Федерации, которые вошли в программу на предыдущей стадии работы над ней, не охватывают всех мест компактного проживания. В частности, неохваченной оказалась Новосибирская область, Волгоградская область и многие другие регионы, где компактно проживают немцы. До этого наш департамент не занимался вопросами мест компактного проживания и капитального строительства. Сейчас принято решение о внесении изменений в ФЦП, и эти изменения будут касаться, прежде всего, вопросов, связанных с капитальным строительством. Какие именно будут изменения – в настоящее время обсуждается. Предстоят еще согласования с заинтересованными министерствами. Но уже сейчас можно сказать, что список субъектов РФ, на которые будут направлены соответствующие субсидии для капитального строительства, будет существенно расширен. Кроме того, мы понимаем, что нужно осуществлять поддержку, а может даже оснащение центров немецкой культуры, российско-немецких домов, центров встреч российских немцев. Думаю, что вносимые изменения в ФЦП могут учесть и этот аспект.

– На недавнем втором заседании рабочей группы по подготовке запланированного на октябрь XIV заседания Межправкомиссии было отмечено, что стороны стремятся к увеличению числа совместных российско-германских проектов. Как вы относитесь к этой тенденции?

– Мы исходим из того, что любая поддержка должна быть эффективной, а средств никогда не бывает достаточно. Поэтому чтобы был результат, усилия должны быть совместными. Мы должны больше внимания уделять совместным проектам, и у нас должен быть консенсус по принципам содействия этнокультурному развитию российских немцев. Более того, так как речь идет о процессах, происходящих на территории Российской Федерации, российская сторона имеет полное право ставить перед германскими партнерами конкретные вопросы и конкретные рамки. У нас не должно быть ситуации, которая была в 90-е годы, когда нам, федеральным властям и российским гражданам, диктовалось, как нам жить, как нам развиваться, на что нам тратить деньги. Если ест акт доброй воли, желание помочь, мы должны сесть и определить принципы поддержки, механизмы распределения средств, с тем, чтобы не было двойных стандартов, неэффективного использования средств и размывания общегражданской идентичности у граждан Российской Федерации. Для нас российские немцы – это, прежде всего, граждане РФ. Да, они имеют этническое самосознание, но первичным должны быть самосознание гражданское. И наша деятельность и деятельность наших коллег с германской стороны МПК должна осуществляться с учетом этого факта. И наши коллеги из Германии, как мне представляется, с этим согласны.

Фото Екатерины Листаровой

Рубрики: МСНК