Литература российских немцев на конференции Института мировой литературы


Делегация Института этнокультурного образования – BiZ приняла участие в конференции Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук. Доктор филологических наук, ведущий специалист BiZ по литературе Елена Зейферт выступила с докладом по литературе российских немцев.

Научная конференция по теме «Феномен «детства» в немецкоязычных литературах: культурная идентичность и динамика художественного процесса» проходила с 19 по 20 июня и была организована отделом теории литературы и отделом литератур Европы и Америки новейшего времени Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН при участии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Литературоведы и германисты из разных регионов России вели дискуссии об особенностях феномена «детства» в литературах немецкоязычного мира и художественной культуры.

Елена Зейферт представила на конференции литературный опыт российских немцев. Ее доклад был посвящен теме «Депортация советских немцев глазами ребёнка в повести: опыт рефлексии и авторефлексии» на материале хрестоматии «В воздухе растёт колокольня из звуков». Хрестоматия вышла из печати в конце минувшего года в издательстве «РусДойч Медиа» и была издана при финансовой поддержке Посольства Федеративной Республики Германия в Москве. В хрестоматии среди множества текстов опубликованы произведения, в которых главные персонажи дети, пережившие ужасы депортации. Депортация советских немцев глазами ребенка показана в «Нашем дворе» Гуго Ворсмбехера, «Невыдуманном пейзаже» Олег Клинга, «Судьбе нетканого полотна» Нелли Косско и «Плавильной лодочке. Карагандинской повести» Елены Зейферт.

В художественной реальности этих произведений дети не осознают своеобразия ситуации, в которой он находится, они просто живут, замечая необычность поведения взрослых, но оставаясь в своём детском мире, переживает цикличность времени вместе с циклами собственной жизни.

По мнению исследователя Елены Зейферт: «Ребёнок-персонаж (и ребёнок-рассказчик) в повести российских немцев словно принимает на себя их трагедию, пропуская её сквозь свой светлый мир. Страдания ребёнка усиливают драматизм событий, в то время как детское восприятие смягчает его. Приём введения ребёнка в ткань повести позволяет показать историческую ситуацию внутри этапа жизни человека, как сферу в сфере. Протяжённость жизни человека от ребёнка до взрослого или даже зрелого состояния позволяет развернуть мотив возвращения героя к его ценностному миру».

Феномен детства в рамках конференции литературоведы также анализировали в творчестве Томаса Манна, Гюнтера Грасса, сказках братьев Гримм и даже немецких колыбельных.

Рубрики: BiZ