Помощь от земляков

В Ганновере работает центр помощи переселенцам Ганновер (ОРНИС) – Ещё совсем недавно было время, когда каждый день в города Германии прилетали самолеты с переселенцами – немцами из России, Казахстана, Украины, Белоруссии... Тысячи людей приезжали в страну, надеясь обрести здесь свою новую родину, но порой их никто не встречал и никто не ждал в Германии...

В Ганновере работает центр помощи переселенцам

Ганновер (ОРНИС) – Ещё совсем недавно было время, когда каждый день в города Германии прилетали самолеты с переселенцами – немцами из России, Казахстана, Украины, Белоруссии... Тысячи людей приезжали в страну, надеясь обрести здесь свою новую родину, но порой их никто не встречал и никто не ждал в Германии...

Первые месяцы в новой стране превращались для переселенцев в настоящий кошмар: незнание немецкого языка, невозможность найти работу и пугающие перспективы будущего. Именно для таких случаев и создавался центр помощи переселенцам «Землячество».


«Бабушкины паровозы»
В Германии «Землячество» появилось еще в пятидесятых годах двадцатого века и сегодня это самая крупная организация немцев из бывшего Советского Союза. В Ганновере ее филиал открылся два с половиной года назад, его, как и все остальные филиалы, поддерживает правительство страны. Здесь принимают эмигрантов не только из России, но и из Турции, Италии, Польши - но уже на общественных началах. Каждый год организацию посещает более пятисот переселенцев, и помогают им абсолютно бесплатно. Но прийти в «Землячество» могут не все, а лишь поздние эмигранты, приехавшие в страну недавно. Тех, кто живет в Германии уже больше 15 лет, консультируют только в порядке исключения.

В небольшом помещении, где располагается ганноверский филиал «Землячества», всегда толпятся люди. В очереди к консультанту стоят и молодые парни, и те, кому за семьдесят. Иногда сюда приходят целыми семьями по шесть-десять человек. Ежедневную работу с переселенцами ведут две женщины (это весь штат центра), иногда им помогают волонтеры.
- Про иммигрантов из России мы шутим: «Приехали с «бабушкиным паровозом», - говорит Светлана Юдина, служащая «Землячества». - Сейчас в большинстве семей есть только одна немка – бабушка, а ее дети, их жены и мужья – русские. Они приезжают в Германию, не зная культуры, языка, законов. Задача нашего центра - помочь им адаптироваться.

Сотрудники «Землячества» помогают переселенцам заполнить на немецком языке необходимые документы, найти подходящие языковые курсы, подыскать квартиру, работу. Если человек боится в одиночку пойти, например, в банк, то ему дают сопровождающего. Бывают, правда, и более серьезные проблемы, на решение которых уходит иногда несколько месяцев.
- Однажды к нам в центр пришла пожилая дама, она была вся в слезах, - вспоминает Светлана Юдина. – Эта женщина успешно эмигрировала в Германию, а ее мужу не дали визу - посольство почему-то решило, что они не родственники. Мы нашли ей адвоката, и он смог добиться воссоединения семьи.

По вечерам в «Землячестве» устраивают праздники или тематические встречи. Особенно популярны выступления одной из бывших сибирячек, эмигрантки из Новосибирска. В её концертной программе несколько десятков юморесок на тему «Немцы, но не совсем». Как можно догадаться по названию, они посвящены интеграции переселенцев.
- Ее шутки очень помогают только что приехавшим переселенцам, - утверждает Светлана Юдина, - а еще их любят слушать немцы. Они часто приходят на наши посиделки.
А ещё «Землячество» регулярно организует автобусные поездки под названием «Германия – моя новая родина» по городам страны. Кроме этого, при центре есть две волейбольные команды, занятия спортом – еще один способ отвлечь переселенцев от их проблем.

Два мира – немецкий и русский
Мария Штремель живет в Германии уже восемь лет, в первые месяцы после переезда она тоже обращалась за помощью в «Землячество».
- Я приехала сюда, полная сил и надежд, - рассказывает она, - общалась с немцами на их языке, я ведь знала его превосходно. Но выяснилось, что они меня совсем не понимают. Оказалось, что я владею старонемецким - на нем говорили мои бабушка и дедушка. Пришлось переучиваться, а в сорок лет это не так-то просто!
Другая проблема Марии – поиск работы. Несмотря на то, что в Германии она живет давно, постоянного заработка у нее до сих пор нет.
- Найти подходящую работу здесь очень сложно, - говорит Корнелия Пуль, подруга Марии, - подтвердить диплом может не каждый. Мой сосед в России был преподавателем в университете, а в Германии стал водителем. Я тоже не могу работать по специальности, поэтому снова пошла в институт - получать второе образование.

В России Мария Штремель работала в налоговой инспекции, имела хорошую зарплату. В Германию она уехала из Омска, вслед за семьей дочери. Сейчас Мария время от времени работает бухгалтером, получая чуть больше ста евро в месяц. Она уверяет, что на жизнь ей вполне хватает, ведь питается она скромно, а за жилье платит не полностью.
- Приходится выбирать дешевые магазины, - говорит Мария Штремель, - не обедать в кафе и не ужинать в ресторанах, все готовлю сама.
За годы жизни в Германии у бывшей россиянки не появилось ни одного друга немца. Они до сих пор кажутся ей чужими и даже враждебными.
- Зачем мне общаться с немцами? – не понимает Мария. - Здесь живут все мои родственники, многие одноклассники. Я часто езжу в Гамбург и Кельн, встречаюсь с университетскими друзьями.

Дочь Марии сейчас сидит дома с двумя детьми, потом планирует пойти на курсы. Муж девушки, вопреки ожиданиям, не смог найти в Ганновере подходящую работу. На днях он получил место на заводе, но не думает, что задержится там надолго. А сама Мария ждет скорую пенсию - в Германии учли её российский трудовой стаж.
- Очень надеюсь на эти деньги, - говорит Штремель, - только боюсь, что законы могут изменить. Здесь никогда не знаешь, что будет завтра. А вообще, в Германии два мира – немецкий и русский, они иногда пересекаются - в магазинах, на улицах и в метро. Но, думаю, они навсегда останутся друг другу чужими. Поэтому я смирилась с тем, что моя интеграция не удалась.

Красные дорожки остались в прошлом
Довольно часто специалистам центра «Землячество» приходится оказывать иммигрантам психологическую помощь. Десятки бывших россиян приходят в организацию с алкогольной и наркотической зависимостью, тяжелой депрессией. На новом месте переселенцев мучают безделье, ограниченность в общении, тяжелое привыкание к другой жизни.
- Больше всего пугает женский и молодежный алкоголизм, - говорит Светлана Юдина, - многие эмигранты настолько пристрастились к спиртному, что помочь им может только врач. А все потому, что их иллюзии быстро развеялись, ведь Германия вовсе не рай земной.
В некоторых больницах Ганновера даже открылись специальные отделения для переселенцев, в них работают исключительно русские врачи.
В «Землячестве» для зависимых от спиртного и наркотиков людей организуют анонимные клубы - российские немцы делятся друг с другом наболевшим и пытаются вылечиться.
- Желающим уехать в Германию нужно понимать, что здесь сейчас не самые лучшие времена, - говорит Светлана Юдина, - экономика переживает кризис, поэтому иммигрантам урезают права. Сегодня переселенцам из России и стран бывшего Союза уже не радуются так, как в восьмидесятых годах, когда их встречали красными дорожками на трапах.

Сама Светлана Юдина, тоже русская немка, перебралась в Германию в начале девяностых. Из Киргизии, где она жила, вместе с ней уехали муж и сын. При этом переселенцами двигали исключительно политические мотивы.
- В Киргизии жизнь была кошмарной, - вспоминает Светлана, - не было и дня, чтобы кто-нибудь не обозвал меня или мужа фашистом. Некоторые в лицо говорили: «Уезжайте отсюда, здесь вам не место». Однажды мы устали терпеть и оформили документы на переселение.
Жизнь в Германии тоже не складывалась, семью Юдиных настигли типичные для эмигрантов беды. Но, как утверждает Светлана, их спас оптимизм и страх упасть на дно, с которого уже не подняться. Ей было уже за тридцать, когда она поступила в немецкий университет на дневное отделение и вскоре получила диплом. Теперь помогает таким же, как она, переселенцам устроиться на новом месте.
- Я довольна своей жизнью в Германии, - уверяет Юдина, - только безумно скучаю по школе - в Киргизии я была учителем. Мне до сих пор снятся уроки, мой класс, кабинет. Но я ни о чем не жалею и назад точно не вернусь.

Однако далеко не все эмигранты поставили крест на родине. В последние четыре года сотни переселенцев вернулись назад в Россию. В «Землячество» периодически обращаются русские немцы, желающие расстаться с Германией, возможно, навсегда. В центре им дают консультации, помогают оформить нужные бумаги и всегда советуют напоследок: «Немецкий паспорт не теряйте, мало ли что, вдруг придется вернуться…»

Татьяна Маршанских (© ORNIS)
Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Томск-Ганновер» студентами факультета журналистики Томского государственного университета и Института журналистики и коммуникационных исследований Ганновера.

Рубрики: Разное