Послезвучие фестиваля-конкурса вокальной музыки имени Николая Струве


В Коломне подвели итоги VIII Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки имени Николая Струве.

«Каждый год наш фестиваль открывает молодых и талантливых исполнителей, – говорит председатель жюри фестиваля-конкурса, потомок семьи Крюденер-Струве, старший преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов Людмила Трушталевская. – В этом году открытием стала совсем юная участница, активистка Ивановского Центра немецкой культуры «Надежда» и студентка Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Ульяна Синакевич. Она не только заняла первое место в своей возрастной группе, но и за проникновенное исполнение фрагмента „Vergissmeinnicht“ («Незабудка») из «Опуса № 9» взяла специальный приз нашего партнера, Коломенского завода, «За лучшее исполнение произведений Струве».

«Я впервые соприкоснулась с творчеством этого композитора, – делится впечатлениями Ульяна Синакевич. – Николай Струве – великий новатор! В начале XX века никто такую музыку точно никто не писал! Он смело уходит от классических канонов гармонии, виртуозно используя диссонирующие звукосочетания. Не скрою, и мне, и концертмейстеру было сложно и непривычно репетировать эту миниатюру. Но в результате мы стали поклонниками творчества Николая Струве. Несмотря на непривычную, характерную только для этого автора, гармонию, музыка его очень легка и прозрачна.

Она напоминает изделие тончайшего хрусталя: одно неверное движение – и разлетится, рассыплется острыми осколками…

В Vergissmeinnicht“ («Незабудка») певец и концертмейстер исполняют две полноценные партии. Здесь фортепиано как будто обволакивает голос сложной музыкальной вязью. Музыка Николая Струве сильно отличается от той, которую исполняют академические певцы. Но именно тем она интересна для меня. Уверена: мой путь к произведениям этого композитора только начинается. Я благодарна фестивалю за знакомство с творчеством Николая Струве».

В Иваново отправился не только главный приз фестиваля. Воспитанницы ведущей клуба Ивановского Центра немецкой культуры «Надежда» Любови Власовой вновь ярко заявили о себе, в очередной раз подчеркнув профессионализм своего педагога. Так, в номинации «Вокальные ансамбли» дуэт «Весна» (Ольга Калмыкова и Ирина Смирнова) занял второе место. А Наталия Клочкова увезла в Иваново диплом «Лучшему концертмейстеру».

Самым преданным участником фестиваля, безусловно, является Наталья Шмидт из Санкт-Петербурга. С первого фестиваля, где она стала абсолютным победителем, завоевав первое место в группе профессионалов, Наталья Эдуардовна не пропустила ни одного конкурса. А с некоторых пор она выступает в двух ролях: как конкурсант и как педагог. Ее ученица Елизавета Фатина в этом году поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, но связь со своим педагогом не потеряла.

Фирменным стилем учителя и ученицы стало исполнение одного произведения Николая Струве. Так, два года назад обе конкурсантки пели Wiegenlied («Колыбельная») из «Опуса № 9». И, если исполнение Натальи Шмидт рисовало темную южную ночь, окутанную сладким ароматом маттиолы, то юная Елизавета Фатина нашла хрустально-чистые краски. Ее колыбельная была светла, как легкие сумерки в пору белых ночей в Северной столице.

В прошлом году они вышли на сцену с фрагментом Aurikelchen“ («Аурикула») из «Опуса № 1». Но насколько разнилась манера исполнения педагога и ученика! Наталья Шмидт посылала в зал мощный поток энергии, Елизавета Фатина, напротив, предпочла очень деликатное и трогательное прочтение данного произведения, став обладателем специального приза «За лучшее исполнение произведений Николая Струве». В этом году конкурсантки из Санкт-Петербурга взяли в репертуар „Ausklang“ («Послезвучие»). И вновь исполнительницы дали разное прочтение миниатюры, завоевав первые места в своих номинациях. Наталья Эдуардовна рассуждает: «Мне часто говорят, что единый репертуар педагога и ученика может быть негативен.

Но я не боюсь этого, ведь учитель всегда прорастает в своих учениках. Победами воспитанников я горжусь больше, чем собственными успехами.

Единые произведения на этот конкурс мы берем только из сочинений Николая Струве. Этот композитор настолько многогранен, настолько самобытен, что каждый исполнитель в его произведениях найдет свою тесситуру, свою окраску, свой характер и свой смысл. Елизавета Фатина – очень творческий человек и большая труженица. Она готова часами репетировать, добиваясь не только правильной фразировки, звучания, мелодики. Она скрупулезна в поиске мельчайших деталей смысла, который заложили в произведение композитор и поэт. И творчество Николая Струве – ярчайший тому пример. Его миниатюры – неотъемлемая часть нашего репертуара. И каждый раз, выходя на сцену с его произведениями, мы говорим и о нем, и о конкурсе его имени, который позволил явить творчество Николая Струве российскому слушателю».

Впервые на очные прослушивания приехала еще одна воспитанница Натальи Шмидт, Елизавета Соломонович, и сразу заняла первое место в своей возрастной группе.

Несколько лет подряд Юрий Святенко и Мила Илясова из Старого Оскола прочно удерживали второе место в группе любителей. А в этом году дуэт поднялся на первое место. «Для нас с Милой Анатольевной участие в фестивале вокальной музыки имени Николая Струве – главное событие творческого года, – утверждает Юрий Юрьевич. – Мы готовимся к выступлению очень тщательно и серьезно, скрупулезно подбирая репертуар.

Фестиваль уникален своим форматом: он не только дает возможность показать красоту романса, богатое наследие немецкой и русской музыкальной культуры, но и знакомит участников и зрителей с удивительным миром композитора Николая Струве.

Для нас очень ценна столь высокая оценка нашей работы. Это – мощнейшая мотивация для дальнейшего творчества. Мы уже начали подготовку к будущему конкурсу и уже рассматриваем произведения Франца Шуберта на немецком языке».

«Вот уже несколько лет наш конкурс привлекает все больше участников, – подводит итог руководитель проекта, председатель Местной немецкой национально-культурной автономии города Коломны Марина Ласс. – Радует и то, что каждый год молодые участники привозят на суд жюри новые произведения Николая Струве, популяризируя его творчество в своих регионах. Мне нравится, что наш фестиваль несет просветительскую миссию.

Помимо конкурсных прослушиваний мы каждый год предлагаем участникам и гостям различные мероприятия, посвященные той или иной странице истории.

В этом году в нашей историко-музыкальной гостиной мы говорили о вкладе Аманда Струве (в честь его 190-летия), основателя Коломенского завода, в социально-экономическое развитие России».

Итоги VIII Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки имени Николая Струве опубликованы на официальном сайте 1-го Московского областного музыкального колледжа.


VIII Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки имени Николая Струве подготовила и провела Местная немецкая национально-культурная автономия города Коломны в социальном партнерстве с 1-м Московским областным музыкальным колледжем, Музыкальным обществом Московской области, Рахманиновским обществом и Коломенским заводом при поддержке Международного союза немецкой культуры.

Рубрики: Новости регионовПартнерство