С 6 по 10 ноября в Москве прошел Культурно-исторический семинар, который нельзя было бы представить без героини нашего интервью — доктора исторических наук и руководителя МАИИКРН Ирины Черказьяновой. О том, как развивался интерес к науке, как быть молодым исследователям, а также о работе МАИИКРН поговорили с Ириной Васильевной.
Начнём с наивного вопроса: кем вы мечтатели стать в детстве?
В детстве я мечтала о многом, но одно из самых ярких желаний — стать археологом. Мне нравились книги Эриха фон Деникена, профессиональные советские журналы об археологии. В школьные годы я ничего там не понимала, но вот сам факт, что я держу в руках это издание, был уже волнующим.
Я представляла, как раскопаю пирамиду или древний клад. Романтика профессии, которая никак не сопрягалась с тем местом, где жила, а я росла в Караганде, среди южных терриконов. Но в университете эта мечта получила реальное воплощение: археология стала моей первой лекцией, а потом и частью жизни.
Как вы начали заниматься археологией?
На факультете мы сразу познакомились с археологией. Руководил нами Геннадий Борисович Зданович, известный учёный, открывший Аркаим. То есть, я попала в надёжные руки. Мы организовали археологические походы по Казахстану: проводили экспедиции летом, систематизировали данные зимой.
Это была мечта - встретиться с романтикой самой древности.
Но также это была настоящая научная работа: сбор материала, участие в конференциях, первые научные труды. Моей дипломной темой стала керамика эпохи поздней бронзы Северного Казахстана. Это звучит скучно, но для меня работа с раскопками, артефактами и реконструкциями древности была невероятной.
Ирина Янцен (вторая справа) – студентка Карагандинского университета, участница VII студенческой научной конференции. Сыктывкар, 1975.
Фото: Из личного архива
Именно тогда вы начали свой научный путь?
Это было прикосновение к науке. Можно сказать, что это было начало. Тогда я только училась основам: как писать тезисы, анализировать материалы. Это было время, когда не было интернета, и нужные книги должны были месяцами ждать по системе межбиблиотечного абонемента. Мы искали информацию, делали ссылки на редкие источники. Это была строгая школа, которая научила меня серьезному подходу к знаниям и работе.
Как вы пришли к изучению российско-немецкого наследия?
К этому я шла долго. Я родилась в семье российских немцев: мои родители были депортированы в Казахстан во время войны.
Для меня это была часть идентичности, но научный интерес к этой теме возник гораздо позже.
Когда я вышла замуж, поняла, что археология и семья - несовместимы. Кто-то должен пострадать. Я не готова была к таким жертвам, поэтому выбрала семью. Потом, понятно, дети появились. Когда работала в школе, там тоже не до науки, а вот потом, после переезда в Омск, я поступила на работу в Омский музей и тут уже какие-то зачатки науки, интереса, по крайней мере, стали проявляться.
Первая справа – И. В. Черказьянова. Сотрудники Омского историко-краеведческого музея на празднике в День музеев. Омск, 18 мая 1991.
Фото: Из личного архива
Во время перестроек и работы в музее предложила создать экспозицию о немцах. Начала сбор материалов, которые позже легли в основу выставки. В 1993 году нас посетили представители немецких научных организаций, в том числе Генрих Мартенс и Альфред Айсфельд. Генрих был таким локомотивом, энергичным администратором, и он всё зажигал. А Альфред был таким идейным наполнением и инициатором, поскольку он этими темами уже занимался. Они предложили создать выставку о российских немцах, которую можно будет показать в разных городах в России. Мы с энтузиазмом взялись за дело и в 1994 году открыли передвижную выставку. И тогда всё началось.
Как вам удалось объединить науку и семью в своей жизни?
В научном плане всегда говорю, что я та женщина, которая сама себя сделала. Это английское выражение - «self-made woman».
Моё развитие в науке — это результат упорного труда, поддержки мужа и семьи. Это и стало фундаментом.
Мой супруг всегда говорил: «Делай то, что считаешь нужным», и это давало мне силу. Конечно, это были трудности, но любовь к науке приводит к преодолению всего.
Защита докторской диссертации И.В. Черказьяновой. Санкт-Петербургский Институт истории РАН, 3 марта 2009 г.
Фото: Из личного архива
Что вас вдохновляет в вашей работе?
Меня вдохновляет сам процесс поиска и открытия нового.
Наука — это возможность не только изучить, но и поделиться результатами, увидеть, как ваш труд находит отклик. Я счастлива, что моя работа помогает сохранять и учитывать культурное наследие, а также вдохновляет других на изучение истории.
Как вы пришли в МАИИКРН и как она зарождалась?
Все началось в 1994 году, когда Генрих Мартенс, Альфред Айсфельд и Игорь Плеве инициировали первую конференцию. К сожалению, я не смогла на нее попасть из-за экзаменов в аспирантуру , но была знакома с организаторами. На той конференции собрались люди, которые уже занимались этой тематикой, и именно тогда появилась идея создать МАИИКРН. Официально она была организована в сентябре 1995 года, а конференция прошла в январе 1996 года. С тех пор я активно участвую в ее жизни. Позже стала редактором бюллетеня «Российские немцы».
Вручение премии Немецкого культурного форума Восточной Европы в области культуры им. Георга Дехио за монографию «Ленинградские немцы. Судьба военных поколений. 1941—1955»
Фото: Из личного архива
Какие формы работы в МАИИКРН наиболее важны?
На первом месте всегда стояли конференции. Они были не только площадкой для докладов, но и для общения учёных, где поднимались вопросы, идеи и планы. Из-за организационных и финансовых трудностей мы не всегда могли сотрудничать с коллегами из других стран. Однако и сегодня удается взаимодействовать.
Вы долгое время были редактором бюллетеня. Как можете охарактеризовать эту работу?
Редакторская работа невероятно сложная, но очень ценная. Она предоставила доступ к огромному объёму информации, благодаря чему можно было видеть всю карту через её авторов и темы. Благодаря этой позиции я получила обширный обзор нашей деятельности, который позволил лучше понять МАИИКРН. Когда стало понятно, что форма бюллетеня изжила себя, мы перешли к выпуску ежегодника, который существует уже почти 10 лет. Это стало важнейшей частью нашей работы.
Какие вызовы стоят сегодня перед МАИИКРН?
Перед нами стоит задача сделать наш журнал более статусным, поскольку современное научное сообщество требует публикации в высокорейтинговых изданиях. Мы работаем над этим, но это долгий процесс. Кроме того, важна молодёжь, потому что без неё у нас не будет будущего.
Какие советы вы могли бы дать молодым исследователям?
Я всегда говорю: будь верен своему делу. Выберите тему, которая вас вдохновляет, и следуйте за ней, даже если это не будет приносить доход. Пусть для работы будут другие занятия, но свое направление исследуйте серьезно и глубоко. Не бросайте тему ради сиюминутной выгоды. Такая преданность делу станет вашим стержнем и поможет вам вырасти как личности и исследователю.