«Лучшие имена немцев России»: начинаем знакомство с номинантами в области педагогики


Доброй традицией Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» является знакомство с номинантами и лауреатами на страницах портала RusDeutsch. Мы поговорили с номинантами ЛИНР-2024 в номинации им. Виктора Кляйна в области педагогики – преподавательницей Кунгурского государственного художественно-промышленного колледжа Светланой Гришкевич-Шмидт и преподавателем ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Игорем Диннером.

Светлана Гришкевич-Шмидт начала преподавать художественные дисциплины в Кунгурском государственном художественно-промышленном колледже в 1990 году. Она разработала три авторские программы по декоративно-прикладному искусству и подготовила более 180 специалистов, многие из которых стали членами Союза художников и преподавателями изобразительного искусства.

За годы работы Светлана разработала три авторские программы по специализации «Декоративно-прикладное искусство и народное искусство». Она подготовила и выпустила более 180 квалифицированных специалистов, многие из которых стали членами Союза художников и преподавателями изобразительного искусства в различных регионах России.

Ее студенты регулярно участвуют во всероссийских выставках и конкурсах, их работы приобретены в частные коллекции и художественные галереи. Светлана активно проводит мастер-классы для детей-инвалидов, участвует в благотворительных акциях и является членом государственной итоговой аттестационной комиссии.

Педагогическая деятельность Светланы Гришкевич-Шмидт отмечена многочисленными дипломами и благодарностями за участие в конкурсах и выставках. Светлана ведет активную выставочную деятельность, участвует в пленэрах и является лауреатом всероссийских конкурсов. Она продолжает активно работать и привлекать свою семью к сохранению традиций немецкой культуры, передавая уникальные знания молодому поколению.

Работа Светланы Гришкевич-Шмидт была отмечена в номинации «Плетение, ткачество» Всероссийского конкурса творческих работ российских немцев «Мастерство рук и сердца» в 2021 году и показывалась в рамках выставки декоративно-прикладного искусства российских немцев в Российско-немецком доме в Москве в 2022 году. Также о творчестве Светланы было рассказано на страницах традиционного календаря российских немцев на 2024 год.

Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии?

Радость удовольствия от процесса преподавания и становится успехом сложной работы учителя.

И я считаю, что самое главное – это сохранить гармонию с собой. Гармоничный и счастливый человек, наверное, имеет право общаться с молодым поколением и передавать ему не только знания, но и эмоции, что-то человеческое.

Я считаю так, если я буду в гармонии сама с собой, значит, со мной будут в гармонии и студенты, и дети.

Чем Вы гордитесь больше всего?

Я преподаватель редкой профессии – художник декоративно-прикладного искусства. Эта профессия очень редкая и уникальная.

Я горжусь тем, что более 35 лет сохраняю традиции художественного ткачества. Я перерабатываю эти традиции в своей душе и передаю их новому поколению.

Сохранность и передача знаний новому поколению вызывают у меня гордость и самоуважение, поскольку я считаю, что занимаюсь значимым, почти исторически важным делом, сохраняя такую уникальную профессию.

Есть ли в Вашей семье немецкие традиции? Или, может быть, что-то типично немецкое дома?

Если говорить о немецких традициях, я много об этом говорю, поскольку моя бабушка, Полина Георгиевна, научила меня рукоделию и художественному ткачеству. Всю жизнь я посвятила этой профессии. Она стала неотъемлемой частью моей жизни, и я воплощаю семейные традиции в своей профессии. Постоянно занимаюсь этим, участвую в различных выставках, все свои произведения посвящаю памяти бабушки, которая дала мне это умение и направление в жизни.

Это как клубок, который бросишь, и он показывает дорогу. Так же и у меня: бабушка научила меня, и я передаю это дальше.

В моей семье только сын, и он не занимается моим делом, но я передаю свою профессию и самобытность своей внучке.

Шрухи, полотна с вышивкой и надписями – это была традиция, которой меня учила бабушка. Она обучала меня немецким буквам и всегда говорила, что если мы создадим красочный букет с большими цветами на картине, то и жизнь у нас будет такой же красочной и красивой. Эти особенности традиции сохраняются, и я бережно отношусь к этим традициям. Изделия от бабушки, которые остались, хранятся у меня как наследие от немецких корней.

О чем Вы мечтали в детстве? И о чем мечтаете сейчас?

О чем я мечтала в детстве? Этот вопрос большой и многогранный, но в детстве я мечтала только о путешествиях. Мне очень хотелось увидеть что-то интересное и побывать где-то. Я смогла осуществить свою мечту, поэтому стараюсь как можно больше путешествовать, набираться новых впечатлений для творчества. Смена обстановки дает мне заряд творческой энергии, и я переосмысляю все эти впечатления зимой. Хотя летние дни коротки, но они насыщены встречами, новыми людьми и интересными наблюдениями за природой, что важно для моего творческого процесса.

Я всегда делюсь своими впечатлениями со студентами и спрашиваю их о мечтах и желаниях. Как ни странно, очень часто их мечты связаны с путешествиями. Поэтому я считаю, что мечта о путешествиях это та, которую может осуществить каждый.

Если бы Вы могли позвонить себе в детство, какой совет Вы дали бы себе-ребенку?

Я уверена, что ответ прост. Во-первых, я бы посоветовала более бережно относиться к времени, не терять его зря. Сейчас я понимаю, что можно было бы сделать гораздо больше и лучше. Во-вторых, я бы посоветовала быть увереннее в себе и смелее, поскольку большую часть жизни мне этого очень не хватало. Все мои ответы искренни, так как я представляю себя такой, какая я есть.

В принципе, я довольна своим нынешним душевным состоянием и тем, что происходит в моей жизни в возрасте 60 лет. Я рада снова участвовать в этом проекте «Лучшие имена немцев России», в котором участвую второй раз. С радостью прохожу каждую ступеньку и шаг за шагом. Спасибо большое организаторам.

Игорь Диннер родился в семье российских немцев в Омске. В 2006 году он поступил на факультет физики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Будучи студентом, он был помощником ректора по молодежной политике и организовывал выездные обучающие мероприятия для студентов. В 2012 году, окончив факультет физики, он поступил в магистратуру на экономический факультет, где начал реализацию профориентационного проекта «Академия профориентации» для школьников Омского региона.

Магистратуру Игорь окончил с предложением стать преподавателем кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами в ОмГУ. В 2018 году он защитил кандидатскую диссертацию по профориентации молодежи, анализируя ответы более 11 500 школьников. Его работа легла в основу новой системы обучения специалистов по профориентации.

В 2022 году Игорю было присвоено ученое звание доцента. Он продолжает научную деятельность, работая над докторской диссертацией по трудовым ценностям российских немцев. Преподавательскую деятельность он воспринимает как искусство, что привело его к победе в конкурсе Российского общества «Знание» и званию «Лучший лектор России» в 2020 году.

Кроме того, он реализует проект «Weekend профессий» для старшеклассников и их родителей, а также образовательный курс «Школа проектной деятельности». Эти проекты помогают молодежи развивать исследовательские и предпринимательские навыки. Также Игорь проводит тренинги для директоров школ и их управленческих команд.

С 2018 года он сотрудничает с Русско-немецким домом в Омске и выступает спикером на межрегиональных проектах. Игорь является членом нескольких экспертных советов и общественных организаций. Его деятельность направлена на развитие молодежи и взрослых, создавая современные образовательные программы. Его цель – обеспечить качественное образование и личностное развитие для всех возрастов, способствуя их профессиональному и личностному росту. Вы можете ознакомиться с интервью Игоря Диннера нашему порталу.

Как Вы считаете, что самое главное для представителя Вашей профессии?

Самым главным я считаю видеть смысл в той деятельности, которой занимаешься, в данном случае образовательной. Потому что если смысл деятельности непонятен, то и удовольствия от процесса не будет.

Вместе с этим важным для меня является передача своего личного и профессионального опыта студентам и создание условий для того, чтобы каждый из них становился лучшей версией себя. Это и является для меня глубинным смыслом.

Чем Вы гордитесь больше всего?

Самый основной предмет для гордости, если говорить про профессиональную деятельность, это победа во всероссийском конкурсе «Лига Лекторов», получение почетного звания «Лучший лектор России». Конкурс проводился российским обществом «Знание». Было огромное количество участников – 2 500 человек. Проходило всё в несколько этапов, финальный из них проходил в Москве. Победа на этом конкурсе дала еще большее понимание, что я занимаюсь своим делом, обучением детей и взрослых, по призванию.

Еще один предмет для гордости – это мои образовательные проекты для молодежи. Я реализую выездные образовательные проекты по направлениям профориентация и иностранные языки. Проекты реализуются в выездном формате с 2012 года. За это время мы смогли получить оценку на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Также, я реализую большой проект в городском формате – Школа проектной деятельности. Участниками являются школьники старших классов. В формате тренингов и групповой работы мы создаем с ребятами различные проекты – социальные, предпринимательские – и подаем их на гранты. Для многих ребят участие в данном проекте стало своеобразным социальным лифтом и позволило воплотить свою мечту в реальность.

Есть ли в Вашей семье немецкие традиции? Или, может быть, что-то типично немецкое дома?

Большой традицией в семье является подготовка к Рождеству. Одним из ярких моментов этой подготовки является выпекание печенья в сопровождении историй моего папы. Он рассказывает яркие фрагменты своего детства в немецкой деревне, в которой он вырос. Их очень много, они достаточно колоритные. У детей (внуков) возникают неизгладимые впечатления и эмоции после дедушкиных историй.

Для детей Рождество, в первую очередь, это не подарки, елка и так далее. Для них Рождество – это истории и эмоции, которые возникают в процессе готовки печенья, сделанного по рецепту моей прабабушки.

Эта традиция позволяет сохранять связь с нашими предками. Дети уже понимают и знают свое происхождение, свои немецкие корни.

О чем Вы мечтали в детстве? И о чем мечтаете сейчас?

В детстве я мечтал учить людей. Мне это очень нравилось. Особенно активно я «поучал» одноклассников и всех, с кем дружил в детстве. И вот волей судьбы это привело меня к преподаванию.

Не только к преподаванию в университете, немного шире: бизнес-тренинги, образовательные проекты и так далее. Детская мечта воплотилась в реальность.

Если бы Вы могли позвонить себе в детство, какой совет Вы дали бы себе-ребенку?

Еще больше читать. Еще больше (смеется). И быть еще более требовательным к себе.


Всероссийский конкурс «Лучшие имена немцев России» направлен на выявление и поощрение российских немцев, добившихся общепризнанных успехов в своей профессиональной деятельности, и проходит уже в 14-й раз. Организатор – Международный союз немецкой культуры. Поддержите понравившихся кандидатов в открытом онлайн-голосовании на официальном сайте конкурса!

Рубрики: ЛИНР