О новом уровне общения и принятии своей телесности: поговорили с референтом Арт-лаборатории Ксенией Петренко

20 мая в Санкт-Петербурге начнет работу Арт-лаборатория по современным формам искусства. Мы поговорили с одной из ведущих мастер-классов - актрисой, режиссером, хореографом, педагогом, лауреатом десятков международных премий и наград Ксенией Петренко.

В этом году проект Арт-лаборатории станет коллаборацией театрального и хореографического направлений и познакомит с современными формами искусства представителей творческих профессий российских немцев. Мы попросили Ксению поделиться своими ожиданиями от предстоящих творческих дней в северной столице.

Ксения, очень рады, что вы согласились стать частью проекта. Вы многократно участвовали в творческих лабораториях, курсах, перформансах. Что, по вашему мнению, такая деятельность дает актерам и тем, кто только начинает свой путь?

Актерам это позволяет не замыкаться в рамках своей профессии и окружения, а выходить на новый уровень общения. Что, конечно, очень расширяет границы профессии и развивает коммуникативные навыки.

А тех, кто только вступает на эту тропу, ведь тоже что-то мотивирует прийти в проект. Возможно, интересная тема.

Главное, не волноваться, что ты не обладаешь какими-то актерскими качествами. Сосредоточившись на теме, и не заметишь, как начнешь танцевать и играть. Встреча разноплановых актеров, ограниченное количество дней, связующая тематика создают прекрасное поле для творчества.

Поделитесь, какие замыслы хотите воплотить в рамках этой Арт-лаборатории? Чему будут посвящены ваши мастер-классы?

Когда я только начала погружаться в тему Арт-лаборатории и изучать материалы — манифесты Екатерины II и историю переселения немцев в Россию — обнаружила свою сопричастность к проекту.

Мой дед родом из Волгограда, он немец. К сожалению, эта страница жизни моей семьи мне не очень известна. Но такое родство с темой заставляет меня очень искренне включиться в историю.

Конечно, жду знакомства с участниками. Хоть я и слышала о существовании большой немецкой диаспоры в Петербурге, но толком не знала, как она появилась. Теперь представился шанс разобраться в этом вопросе лучше.

В конце мы создадим образный и пластический продукт — пластическое эссе. Мы сосредоточимся на переживаниях, разговорах и обсуждении темы, сделаем хореографические пробы.

Поговорим о пути человека, который покидает свою страну с надеждой обрести счастье в другой. Про что сейчас это понятие родины и важность связи с предками? Как соединяются люди в наше время?

В вашей педагогической практике очень много приемов и инструментов для работы. Уже составили «расписание занятий»?

Для меня очень важно, какая именно группа придет. Уже несколько лет я ничего не придумываю заранее. У меня есть идеи, я их записываю, но работаю всегда без готового сценария. Я люблю взаимодействовать с конкретными людьми. Это люди из разных городов, которые не знакомы друг с другом и со мной.

И я в предвкушении нашего совместного творчества. А дальше все непременно сложится.

Все упражнения будут помогать нам объединиться. И так как многие участники в той или иной степени связаны с танцевальным направлением, мне крайне интересно, что они предложат.

Я вижу себя в роли куратора, а не строгого учителя, который говорит, как «правильно».

Очень интересно - получается, что этот проект подарит и вам некий новый опыт. Вообще есть мнение, что настоящее обучение чему-либо начинается только тогда, когда ты сам кого-то учишь. Насколько в вас откликается эта мысль?

Ой, каждый раз как будто все сначала (смеется)! Это удивительно, что в разных группах то или иное упражнение вспыхивает новым смыслом и начинает развиваться. Такое бывает очень часто, я сразу записываю себе это и отслеживаю. Мой опыт научил меня больше слушать группу и доверять ей, а не руководствоваться лишь своим внутренним голосом. Какие-то идеи могут просто не пойти в одной группе, но раскрыться в другой.

Как родилась идея вашего проекта про интуитивный танец «Тело и ты»?

Я часто работаю со студентами на разных лабораториях. Участники раньше нередко интересовались, куда еще можно прийти ко мне на классы. Постепенно таких желающих становилось все больше, и моя старшая дочь предложила идею объединить все подобные запросы в один проект. Появилось название «Тело и ты». Его классы подходят абсолютным всем, они направлены на развитие, принятие и ощущение своей телесности.

В основном, конечно, приходят девушки. Однажды, мастер-класс посетило целое поколение — дочка, мама и бабушка. Так что проект действительно объединяет и помогает «отпустить» себя и начать двигаться так, как хочет само тело. Оказывается, оно умеет говорить, надо лишь дать ему такую возможность! На Арт-лаборатории тоже будем работать с этим.

Вы часто выбираете для спектаклей и перформансов нетривиальные площадки: фабрики, вокзалы, поля, галереи и так далее. Спектакль «Ликвидация» (получил «Золотую маску» в 2009 году – прим. ред.) был показан в фабричном цехе. Что такой «отказ» от классического помещения и декораций дает спектаклю, зрителю и лично вам?

Это прекрасный вопрос! Подбором занимаюст не я лично, это делает команда «Ликвидтеатра», выбирает поля и фабрики. И подобное явление — встреча пространства и человека — как раз и существует на таких площадках. Приходя в привычную нам театральную «коробку», ты знаешь, где кто. Но когда находишься в нетрадиционном пространстве, возникает больше объема. Воздух, другие звуки, сами зрители становятся участниками.

Они поражены тем доверием, которое возникает между актером и зрителем. Между ними становится меньше недосягаемости.

Тот же спектакль «Ликвидация» получился довольно темным. Визуальный монтаж делался при помощи фонариков. Зрители находились в темном вакууме и не знали, где и когда произойдет история. И вдруг она подсвечивалась.

В такие моменты понимаешь, что жизнь — везде. Не обязательно там, куда направляют твой фокус внимания. Это лишь временная вспышка, но все эти картинки существуют вокруг тебя всегда. И это прекрасно!

Рубрики: АвангардАрт-лаборатория в Санкт-ПетербургеИнтервью