Великолепный век российской истории: юный режиссер фильма о Екатерине II Андрей Арчаков в беседе с RusDeutsch

19 ноября в рамках «Недели кино российских немцев – 2022» будет показан короткометражный фильм «Екатерина II. Закат Великой»: о последних месяцах жизни российской императрицы, омраченных мучительным выбором о престолонаследии – и мыслями о наследии как таковом. Юный режиссер картины Андрей Арчаков рассказал в интервью RusDeutsch о том, что вдохновило его взяться за такую непростую тему.

Как нельзя кстати в этой истории давно вошедшее в нашу речь немецкое слово «вундеркинд»: Андрей Арчаков снял свою первую картину, которая вышла в большой прокат, в которой снялись профессиональные актеры и музыку к которой написал автор композиций к документальному сериалу «Романовы» Борис Кукоба, в 13 лет. Фильм «Екатерина II. Закат Великой» вошел в программу «Недели кино российских немцев – 2022». Показ в Российско-немецком доме в Москве состоится 19 ноября в 18-00. В преддверии показа RusDeutsch побеседовал с молодым талантом – о его режиссерском дебюте, любимых фильмах, профессии актера дубляжа и в целом о магии кино.

Нельзя не начать с этого вопроса: кем вы мечтали стать в детстве? Неужели всегда режиссером?

Я с самого детства хотел заниматься именно творческими профессиями, в основном мечтал стать актером кино. Но профессия эта довольно трудная, нечасто попадаются роли, которые тебе интересны. При этом актер при работе не создает сам полностью персонажа. У режиссера уже есть какое-то представление о герое, и он говорит актеру, как и кого играть.

А меня всегда тянуло именно создавать истории, персонажей, сюжеты.

В какой-то момент я понял, что хочу быть режиссером и сценаристом – создавать кино и, возможно, самому играть какие-либо интересные роли.

Расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея снять фильм о Екатерине Великой. Почему у вас вызвала интерес именно ее личность в российской истории?

В 11 лет я очень увлекся историческим турецким сериалом «Великолепный век. Империя Кёсем». Он настолько вдохновил меня, что я заинтересовался историей Турции, а позже, с подачи родителей, и историей России. Узнав, сколько в российской истории интересных сюжетов и персонажей, я захотел воплотить многие из них в кино, создать сериалы и фильмы, подобные «Великолепному веку», чтобы они также вдохновляли людей на изучение истории, как меня вдохновил этот сериал. И в первую очередь, конечно, мне запала в душу история Екатерины Великой.

Это невероятно интересная и масштабная личность не только в истории России, но и вообще, в мировой.

Прочитав о Екатерине множество свидетельств ее современников, как она работала, как общалась с людьми, какие переживания были в ее жизни, я безмерно зауважал ее и очень захотел создать кино именно про нее.

Не менее удивительна, чем сама картина «Екатерина II. Закат Великой», история ее создания. Поделитесь, пожалуйста, как вам удалось так впечатлить своей идеей основателя Natura Siberica Андрея Трубникова?

После того, как я решил создать кино про Екатерину, я стал потихоньку придумывать, что именно показать. Однако я думал, что смогу осуществить свою задумку, только когда вырасту, закончу школу, сдам кучу экзаменов, отучусь в университете на режиссера, наберусь опыта, работая в дешевых проектах, и уже только тогда смогу снять сериал про Екатерину II. Но судьба дала возможность мне начать раньше.

В 13 лет я увидел кастинг в телепередачу «Миллион на мечту», где можно было выиграть миллион рублей на осуществление своей мечты. Я понял, что это шанс снять пусть не сериал и не полнометражный фильм, но, возможно, хороший короткий метр. Я пришел на телепередачу, рассказал, что миллион мне нужен на съемки короткого метра о последних годах жизни Екатерины Великой. Один из членов жюри, создатель Natura Siberica Андрей Трубников, решил лично через свою компанию оказать моему фильму поддержку в размере одного миллиона рублей. Андрею Трубникову было интересно, как историю русской императрицы увидит и воплотит на экране совсем юный, тринадцатилетний мальчик.

Возможно я еще выиграл бы миллион рублей на самой телепередаче, и их было бы два, но через неделю в России ввели карантин и съемки телепередачи заморозили.

А когда ограничения убрали, я уже снял фильм, и второй миллион мне не был нужен.

В основе фильма не популярная у сценаристов история о том, как юная немецкая принцесса приехала в незнакомую и чужую Россию и полюбила ее культуру и язык, а история тяжелого выбора Екатерины о престолонаследии, последний год ее правления. Почему вы решили посвятить фильм именно этому периоду правления императрицы?

О становлении матушки-императрицы сняли очень много замечательных фильмов и сериалов. И когда я захотел создать кино о ее жизни, готовилось к съемкам еще штуки две. Эта тема уже очень заезженная. К тому же меня всегда привлекал именно последний период жизни великих исторических личностей. Они уже совершили большую часть своих великих дел и теперь могут увидеть и оценить результат своих трудов.

Через их седые волоски можно показать много интересных историй, какие-либо воспоминания, тяжесть старых ошибок и так далее.

Все это очень интересно. И, конечно, очень интересно показать саму смерть. Почему людям всегда интересно смотреть отрывки со смертями персонажей из каких-либо фильмов?

Потому что у каждой истории есть свои начало, середина и конец, и конец зависит от того, что произошло в начале и середине, напрямую связан с поступками и мыслями в предыдущих актах. То же относится и к человеческой жизни.

Конец людей связан с тем, как они прожили свою жизнь, как действовали, какие у них были устремления. Каждый их поступок вел именно к такому концу, поступи они иначе – и конец был бы другой.

Не сомневаюсь, что это уже набивший оскомину вопрос для вас, и тем не менее: каково это – в 13 лет руководить командой взрослых профессионалов? Как вам удалось выстроить работу на съемочной площадке?

Судьба свела меня с замечательными людьми, которые искренне захотели помочь в создании фильма. Попадались и такие люди, которые увидели в этой ситуации возможность нажиться, и пытались обмануть меня, но все такие люди рано или поздно отвалились, и остались искренние, светлые люди, которым комфортно было работать со мной, несмотря на мой возраст. И с которыми хорошо работалось мне.

В вашей фильмографии более трех десятков работ актера озвучки. Причем далеко не только в фильмах и мультфильмах, рассчитанных на детей, но и в серьезных зарубежных криминальных драмах. Профессию актера озвучки в киноиндустрии несправедливо обходят вниманием. Расскажите о своем опыте. Как вы подходите к этой непростой работе и что она вам дает?

Работа актера дубляжа – это прямо моя стихия. Она легко мне дается. В детстве я мечтал стать актером кино, потому что у них интересная профессия, они снимаются в интересных декорациях, становятся знаменитыми и так далее. Но, поснимавшись на вторых ролях и понаблюдав за взрослыми артистами, понял, что профессия эта действительно сложная: на морозе нужно играть так, словно это жаркий летний день, вставать рано-рано утром и ехать на площадку, запоминать тонны текста, и роли не всегда попадаются интересные.

То ли дело актер дубляжа – уютная студия, чаек, лепота.

Конечно, я и как обычный актер всегда буду рад сниматься. Но я рад, что основной моей профессией является именно дубляж.

Каждому режиссеру задают этот вопрос, и мы, конечно, не можем не задать его вам: какой ваш любимый фильм? Если не можете ограничиться одной картиной, то как будет выглядеть ваш Топ-3?

Любимые фильмы у меня постоянно меняются. Что вдохновляет в определенный момент, то я и считаю любимым. Сейчас могу составить такой топ-3. Во-первых, «Гладиатор». Очень запомнился главный антагонист фильма, Коммод – очень интересно показан и раскрыт персонаж, некоторые идеи из этого использую при написании сценария моего следующего фильма. Во-вторых, «Еще одна из рода Болейн». Там просто отличная работа с главной героиней. То, как она меняется на протяжении фильма, то, как без слов, а одним только освещением они создают определенное настроение и нагнетают обстановку, то, как они излагают сюжет, как им удается сократить такую большую историю, – всем этим я стараюсь руководствоваться при написании сценария к своему следующему фильму. У нас даже немного схожие сюжеты, персонажи похожие. И, наконец, трилогия «Властелин колец». Меня вообще очень вдохновляет мир Толкиена, всегда чувствовал особое вдохновение.

Намекните, о чем будет ваш следующий фильм?

Следующий фильм об очень интересном персонаже российской истории. О ком именно, пока что не рассказываю.

Рубрики: ИнтервьюНеделя кино российских немцев