«Воспитывая детей, часто вспоминаю, как нас с братом воспитывали родители»: сын Нины Лохтачёвой Денис Лохтачёв в интервью памяти своей матери


В этом году ушла из жизни заслуженный художник РФ, одна из основателей мастерской «ЛиК» в Златоусте, первая в России женщина-оружейник, лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России – 2018» в сфере искусства имени Анны Герман – Нина Владимировна Лохтачёва (Лютцов). В беседе с RusDeutsch ее сын, генеральный директор «ЛиК» Денис Лохтачёв, рассказал о маме, о значении наследия и памяти рода, а также о сложностях, с которыми сталкиваются семейные предприятия.

10 сентября в Таврическом зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно» в Москве в двенадцатый раз состоялась торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России». Каждому из победителей в пяти основных и одной особой номинациях была вручена именная тарель из латуни с гальваническим золочением и резцовой гравировкой. Авторские награды, не имеющие аналогов в мире, создаются в Мастерской декоративно-прикладного искусства «ЛиК» в Златоусте, соосновательницей которой являлась заслуженный художник Российской Федерации и член Союза художников России Нина Владимировна Лохтачёва.

Сегодня произведения мастерской «ЛиК» выставлены в интерьерах Храма Христа Спасителя в Москве, Морского собора в Кронштадте, хранятся в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и собраниях других музейных комплексов в России и за рубежом, а также в частных коллекциях.

Нина Лохтачёва также являлось активным участников общественной жизни российских немцев, поэтому вместе с семьей уход Нины Владимировны тяжело переживало все социальное движение российских немцев, в том числе Творческое объединение российских немцев (ТОРН), пост председателя которого Нина Лохтачёва занимала с 2010 по 2018 годы. Кроме того, она была членом Совета Международного союза немецкой культуры и Совета Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, а также написала и издала книгу, исследующую историю рода Лютцов.

В интервью памяти художницы мы поговорили с ее сыном и продолжателем ее семейного дела, генеральным директором «ЛиК» Денисом Лохтачёвым. Мы спросили Дениса Александровича о том, какие убеждения Нина Владимировна передала своим детям и внукам, какой след она оставила в истории и искусстве, какую роль в жизни современного человека играет этническая идентичность и каково это – воспитываться в семье творческой интеллигенции и возглавлять семейное предприятие.

Расскажите, каково это – расти в творческой семье?

Конечно, когда рос, даже не задумывался о том, что можно расти как-то по-другому. У творческих семей советского периода была одна общая черта – хроническая нехватка денег. Так что мы с братом росли неизбалованными. Зато родители всегда замечали различные наши творческие порывы и как могли их поддерживали. Очень нравилось приходить к отцу в скульптурную мастерскую.

Я хотел пойти учиться на токаря, чтобы не жить так бедно, как родители. Но был отправлен учиться на учителя труда и черчения. По распределению проработал один год в сельской школе, потом в 1990 году пришлось перебираться обратно в Златоуст, где отец как раз начал организовывать мастерскую.

У вас семейное предприятие. Наверное, иногда вести общее дело из-за очень личных и близких отношений непросто. Расскажите, как вам удавалось разделять рабочее и личное? Какие советы вы могли бы дать тем, кто начинает семейные предприятия?

В 1990 году все начало разваливаться и вариантов для работы было немного. Так и начали трудиться вместе с отцом и мамой, которая тоже была вынуждена уйти с работы на заводе. С этого момента началось мое творческое и ремесленное развитие.

Общаться с родителями приходилось порой круглосуточно, а прежде никогда, даже в детстве, не было столько коммуникации. Временами было сложно, раз пятнадцать я писал отцу заявление на увольнение. Но постепенно мы все же притерлись, научились разграничивать личное и производственное.

Родители воспитали во мне чувство ответственности за коллектив. Хоть и не сразу, но появилось желание во что бы то ни стало продолжать начатое дело.

В мастерской постоянно приходилось общаться с творческими людьми, я с интересом смотрел, как мама и отец обучают новых мастеров. По сути, я получал персональное высшее художественное образование от них, а они в это же время создавали свой собственный, узнаваемый и особенный стиль.

Совет тем, кто трудится семьей – приходя домой, прекращайте все разговоры о работе, а на работе никогда не обсуждайте домашние вопросы.

Вы являетесь генеральным директором «ЛиК». Каково это – руководить своими родными, которые еще и кроме того – люди из творческой среды?

Руководить родными на самом деле не сложно, ведь они сами выбрали меня руководителем.

И не все мои родные связаны с творчеством. Главное здесь, чтобы каждый четко выполнял свои обязанности, только при необходимости дублируя функции другого. Хотя, конечно, в творчестве бывает сносит от исходных задач в сторону.

Ваша мама создала книгу об истории вашей семьи. Безусловно, далеко не в каждой семье истории рода предавалось такое сакральное значение и ее восстановлению уделялось столько времени и сил. Что это значит для вас? Как это вас сформировало?

Я очень рад, что мама взялась за этот труд. Даже я сам узнал из этой книги много интересного для себя. Порой устные рассказы о предках забываются или искажаются в памяти, но теперь есть эта книга, которая может передаваться внукам, правнукам и так далее, сохраняя для них память нашего рода.

Какие советы вашей мамы с вами по жизни? Может, что-то из ее личного опыта, чему вы и сегодня следуете?

С детства мама приучала нас терпению, не врать, не ныть, не сдаваться перед трудностями, решать вопросы, не откладывая их в долгий ящик.

Не бояться браться за «грязную» работу, своим примером заставлять других делать хорошо, и многому другому. Когда воспитываю своих детей, то часто вспоминаю о том, как нас с братом воспитывали родители.

Часто в творческой работе использую ее методы решения художественных вопросов.

Что такого из того, что вам дала ваша мама, вы обязательно передадите или привьете вашим детям?

Самое главное из всего – это привить детям трудолюбие, настойчивость в достижении целей. Так как никто не знает, какие вопросы им придется решать в будущем и чем им придется заниматься.

Что для вас значит быть российским немцем в современном мире? Какую роль этническая идентичность играет в вашей жизни?

У меня не только немецкие корни от мамы, но и финские, и украинские, и русские от отца.

Однако иногда в работе, в отношении к жизни, особенно с возрастом, значительным образом проявляются именно немецкие черты.

Порой я что-нибудь сделаю, а друзья мне говорят: «Ты немец, что ли?»

Аккуратность, собранность и скрупулезность – это то, что очень помогает в жизни.

В одном из интервью для RusDeutsch ваша мама говорила, что ей удалось показать своим детям, что семейное дело – это большое счастье. Как вы считаете, а вам заинтересовать своих детей общим делом удалось?

Семейное дело – это действительно большое счастье.

Очень хочется быть достойным продолжателем дела, начатого родителями, и передать его своим детям.

Пока с нами работает только сын брата – Александр. Мои дочери разъехались, а сын еще учится в школе. Но я думаю, что из моих четверых детей со временем хотя бы кто-то станет продолжателем нашего дела. Поживем – увидим.

Рубрики: ИнтервьюЛИНР