Лауреаты Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» награждаются именными тарелями из драгоценных металлов. Автор этой уникальной награды – заслуженный художник РФ Нина Лохтачёва. Продолжая традиции немецких мастеров из Золингена, Нина Владимировна посвятила себя искусству Златоустовской гравюры на металле.
В копилке мастера композиция «Щит и меч Победы» для Музея Победы на Поклонной горе и Дарохранительница для храма Христа Спасителя. А в этом году ее семейное предприятие – мастерская декоративно-прикладного искусства «ЛиК» отмечает свое 30-летие. В интервью порталу RusDeutsch художник рассказывает о немецких корнях, творчестве, сохранении традиций и преемственности поколений.
RD: Вы родились в творческой семье. Расскажите о своих корнях, о родителях. Чем они занимались?
НЛ: Моя мама, Эмма Юстусовна Лютцов, была для меня главным примером во всем. Я уже в детстве поняла: надо все делать как можно лучше, чтобы не огорчить маму, не подвести ее.
Я горжусь тем, что мама достойно выдержала совершенно жуткие испытания, которые ей выпали, и осталась светлым человеком. Я благодарна ей за то, что она сумела передать нам этот свет – жизни и творчества.
Во времена трудармии маму спасло то, что она умела говорить на литературном немецком языке. Ее приставили переводчиком к пленным немцам, которые работали краснодеревщиками. Они ее подкармливали, но это было недолго. Потом мама заболела, и ее отправили домой. Сопровождающий маму украл все документы, продукты и скрылся.
Мама с трудом добралась в Сибирь – к своей матери и брату. Там тоже было голодно. И она поехала в Косиху, в Алтайский край, к сестре Амалии, которую от трудармии спасла врач-еврейка. Добрые люди в Косихе помогли маме устроиться на работу. Там она познакомилась с моим будущим отцом. Они были очень красивой парой. Думаю, все сложности их судьбы повлияли на мое отношение к семейному укладу, в котором я ценю уважение и взаимопонимание.
Моя мама всю жизнь рисовала. Она не смогла получить профессионального образования, но была прекрасным живописцем. Думаю, сейчас мама порадовалась бы, что художественные традиции семьи продолжаются.
Отец, Владимир Федорович Энгельман, был очень талантливым человеком. Он умел все! Мог профессионально высвистывать любую сложную мелодию. Делал замечательную резную мебель. Кое-что и сейчас есть в нашем доме и многое – у брата Юры.
RD: Сталкивались ли вы с трудностями из-за фамилии или немецкого происхождения?
НЛ: Мы все были «под комендатурой»… Это распространялось и на взрослых, и на детей. Один раз в месяц мама брала меня за руку и вела с собой. Незнакомые люди мазали чем-то мои пальчики и делали отпечатки. Это обижало меня.
Позднее я начала находить в этом плюсы.
Благодаря своему происхождению я познакомилась с замечательными людьми, у которых было чему поучиться.
RD: Считается, что немцам присущи особые черты характера. Как они помогают Вам в жизни?
НЛ: Я всегда была очень педантична и пунктуальна и уважала эти качества в других людях. Думаю, что мне это однозначно помогало, как в работе, так и в жизни.
RD: Вы посвятили себя искусству златоустовской гравюры на металле, родоначальниками которой являются немецкие мастера из Золингена, приехавшие в Златоуст в 1815 году. Как вы открыли для себя это искусство? Расскажите немного об этой технике. В чем ее уникальность? Есть ли у вас ученики?
НЛ: Искусство гравюры на металле мы изучали еще в педучилище, когда я попала в группу первого набора на художественно-графическое отделение.
Более близко с гравюрой я познакомилась на заводе им. Ленина, когда начала работать там художником-оформителем, а впоследствии стала главным художником.
Работаем мы, как и другие художники, в основном карандашом и кистью, но вместо красок используем лак. На металле лаком рисуется картина, уникальная по стилю для каждого художника. Затем заготовка окунается в ванну с определенным раствором, и ваше творение обретает форму в благородном материале.
Для меня это в первую очередь творческий процесс, выражение моих чувств. Просто кто-то рисует на бумаге, я же выбрала другие инструменты для своего творчества.
Нашему предприятию «ЛиК», где я долгое время была ведущим художником, в этом году исполняется 30 лет. И за эти годы я обучила огромное количество людей. Конечно, продолжатели есть, и мне приятно видеть прекрасные работы моих учеников.
RD: В 1990 году вместе с супругом, заслуженным художником России, скульптором Александром Лохтачёвым вы создали мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (Лохтачёвы и компания), действующие как современный художественный центр. Как возникла идея совместного предприятия? Кто ваши партнеры и последователи?
НЛ: Главным в моей судьбе, а затем и в судьбе нашего будущего предприятия стал Александр Иванович – мой супруг. Он –настоящий «двигатель». Рядом всегда был и остается друг и единомышленник Григорий Мануш. Времена были тяжелые, страна разваливалась на наших глазах, а жить как-то надо было. Именно Александр Иванович положил начало делу нашей жизни и дал нам с Гришей возможность реализовать себя. Было сложно, но, оглядываясь назад, я ни о чем не жалею.
Основываясь на личном опыте, мы вместе придумывали оригинальные техники украшения металла, приспосабливались к условиям того времени. Ступали, как по болоту, оставляя после себя мостки.
Теперь по нашим надежным мосткам идет уже целое поколение мастеров. Многие из них прошли школу завода и наших мастерских «ЛиК». Замечательно, что в нашей фирме работает коллектив высокопрофессиональных художников, способных держать такую планку, к которой тянутся молодые. Традиции и требования, которые живут в «ЛиКе», наши ученики тоже несут в свои фирмы.
RD: Ваши дети пошли по вашим стопам. Насколько, как вам кажется, важна преемственность поколений?
Семейное предприятие «ЛиК»: Александр, Андрей, Денис и Нина Лохтачёвы.
Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой
НЛ: «ЛиК» – необычное предприятие. Семейное.
Работать семьей – большое счастье и ответственность. Приятно сознавать, что мы своим делом смогли увлечь и детей, они его продолжают. Теперь их задача – увлечь своих детей, наших внуков.
Я и Александр Иванович – творческая сила. Сын Андрей – генеральный директор, профессиональный руководитель с хорошим образованием. Денис – безгранично талантливый художник, способный придумывать удивительные вещи. Да и как инженер-художник, по мнению коллег, он – образец настоящего профессионализма. Супруги Дениса и Андрея также успешно работают на фирме. Совсем недавно и Наталья стала членом Союза художников. Вика – дочь Дениса и Натальи, отличный скульптор с огромным потенциалом.
RD: В этом году отмечается 75-летие Великой Победы. В 1994–1995 годах специально для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве в мастерских «ЛиК» была создана композиция «Щит и Меч» Победы. В 1995 году «ЛиК» изготовил мечи «Памяти и Благодарности» народам стран – участниц антигитлеровской коалиции (Великобритании, Франции, США и России), которые Президент РФ вручал главам государств, победивших фашизм. Расскажите об этом проекте. Что для вас было главным в работе?
НЛ: Ох, это была прекрасная авантюра! Благодаря нашим хорошим друзьям нам однажды удалось попасть на прием к Черномырдину, и мы рассказали ему о нашей технике, показали изделия, абсолютно не рассчитывая получить заказ. Но работу такой значимости мы даже представить не могли – это было практически невыполнимо на тот момент.
Только благодаря упорству нам удалось воплотить в жизнь этот без преуменьшений шедевр современного искусства! Главным во всех наших работах я всегда считала полную самоотдачу. Мы делаем либо на все сто, либо никак.
RD: В 2000 году коллективом мастерских «ЛиК» была воссоздана Дарохранительница для главного престола храма Христа Спасителя; орнаменты выполняли художники ювелирной мастерской под вашим руководством. Как вас пригласили участвовать в этом масштабном проекте? В чем была сложность для вас как для художника?
НЛ: Воссоздание Дарохранительницы было невероятным делом. Сложность была в том, что при работе над таким изделием испытываешь не только благоговение, но и страх. Это большая ответственность и, конечно, испытание для художника. Но нам с коллективом удалось справиться, и это, безусловно, стало одной из самых значимых работ за всю историю мастерских.
Большим ударом тогда стало то, что за работу нам не заплатили! Было очень тяжело, но мы не опустили руки, а данная работа прославила нас в те времена и продолжает это делать по сей день.
RD: Вы – создатель наградной тарели лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России». Как родилась идея этой награды?
Наградная тарель лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России».
Фото из архива МСНК
Я вела активную работу в Международном союзе немецкой культуры, много лет возглавляла Творческое объединение российских немцев, и, безусловно, мне хотелось сделать что-то полезное в рамках этой деятельности. Я предложила свое видение данной награды и не прогадала!
RD: В 2018 году вы сами стали победителем конкурса «Лучшие имена немцев России». Насколько важна для вас эта награда и что для вас значит быть российской немкой? В чем, на ваш взгляд, важность и значимость данного конкурса для российских немцев?
НЛ: В первую очередь такие конкурсы вносят огромный вклад в сохранение и развитие культуры. Я никогда не скрывала своего происхождения, а впоследствии стала им гордиться. Мне хочется, чтобы и другие люди находили силу и вдохновение, знакомясь с культурой своих предков и бережно сохраняя ее.
Приятно, когда твою профессиональную деятельность оценивают по заслугам, – это дает уверенность, что все было не напрасно.
RD: Вы стали первым художником-оружейником, получившим звание «Заслуженный художник». Что вас привлекает в создании оружия? В чем особенность и сложность таких работ для вас как для профессионала?
НЛ: Когда я начала трудиться на заводе в цехе гравюры, то сразу поняла, что это моя работа. Многое хотелось попробовать… Завод стал отличной школой. Если бы не заводской период, может, и не было бы сейчас наших мастерских.
Нина Лохтачёва с одной из своих работ – мечем «Георгий Победоносец».
Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой
На заводе я стала первой женщиной-художником, которую включили в творческую группу. Позже это профессиональное лидерство продолжилось: я стала первой женщиной в Златоусте – членом Союза художников и первым заслуженным художником России. Чтобы покорить эти профессиональные высоты, приходилось много трудиться.
Мне всегда нравилось работать с холодным оружием. Меня привлекала сама идея: превратить обычное оружие в высокохудожественное произведение искусства, способное радовать людей и приковывать восхищенные взгляды.
RD: Как рождаются идеи? Что вдохновляет в жизни и дает стимул к творчеству?
НЛ: Смотрю на сегодняшние наши произведения и поражаюсь: неужели я могла не только присутствовать при рождении этих вещей, но и сама участвовать в процессе? Иногда даже сама себе завидую; наверное, я действительно счастливый человек. Это так важно – любить дело, которым занимаешься.
Любовь к искусству, желание создавать что-то прекрасное, искать новые творческие решения никогда не угасали во мне. Поиск идей и вдохновение не заключались в чем-то конкретном – это стало моей жизнью.
RD: Какая из ваших работ для вас самая дорогая и почему? Были ли любопытные, забавные истории, связанные с ними?
НЛ: Я никогда не выделяла любимых работ. Выкладывалась при создании всех изделий, просто какие-то стали впоследствии более значимыми.
Конечно, сейчас многое с улыбкой вспоминаем. А тогда не до смеха было. «Сырье» для своих работ выискивали буквально везде. Однажды купили обычные тазы для варенья, отрезали края, развальцевали, отполировали – так получились великолепные подносы, которые я потом украшала.
Множество наших творческих фантазий с тех пор воплотилось в жизнь. Когда проходила выставка «Стальная слава Златоуста» в краеведческом музее Челябинска, мне было любопытно посмотреть «ретроспективу» своих произведений, которые уже не ожидала увидеть. Здесь весь мой творческий путь был представлен изделиями разного периода – от панно «У колодца» до Дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве.
Я горжусь творениями наших мастеров – это настоящие памятники искусства. К ним, наряду с Дарохранительницей, безусловно, можно отнести «Щит и Меч» Победы, чашу «Федеральная», «Щит и Меч» для Президента Туркменистана, Водосвятную чашу для Морского собора в Кронштадте и множество других изделий. Эти работы принесли громкую славу «ЛиКу».
Напоминаем, что срок приема заявок на Всероссийский конкурс «Лучшие имена немцев России – 2020» продлен до 13 сентября. Конкурс традиционно проводится в пяти номинациях: в сфере искусства, науки, образования, общественной деятельности и в области спорта.
Конкурс проводится в рамках программы правительства Германии по поддержке немецкого меньшинства в РФ и при поддержке ФАДН России.
Лауреатами конкурса станут номинанты, набравшие наибольшее число голосов в одной из номинаций в ходе открытого интернет-голосования с 15 сентября по 1 ноября на обновленном сайте конкурса.