DERUSDEUTSCH

Нина Лохтачёва: «Горжусь своим происхождением»!

Нина Лохтачёва: «Горжусь своим происхождением»!

Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Лауреаты Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» награждаются именными тарелями из драгоценных металлов. Автор этой уникальной награды – заслуженный художник РФ Нина Лохтачёва. Продолжая традиции немецких мастеров из Золингена, Нина Владимировна посвятила себя искусству Златоустовской гравюры на металле.

В копилке мастера композиция «Щит и меч Победы» для Музея Победы на Поклонной горе и Дарохранительница для храма Христа Спасителя. А в этом году ее семейное предприятие – мастерская декоративно-прикладного искусства «ЛиК» отмечает свое 30-летие. В интервью порталу RusDeutsch художник рассказывает о немецких корнях, творчестве, сохранении традиций и преемственности поколений.

Владимир Энгельман и Эмма Лютцов. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Владимир Энгельман и Эмма Лютцов. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

RD: Вы родились в творческой семье. Расскажите о своих корнях, о родителях. Чем они занимались?

НЛ: Моя мама, Эмма Юстусовна Лютцов, была для меня главным примером во всем. Я уже в детстве поняла: надо все делать как можно лучше, чтобы не огорчить маму, не подвести ее.

Я горжусь тем, что мама достойно выдержала совершенно жуткие испытания, которые ей выпали, и осталась светлым человеком. Я благодарна ей за то, что она сумела передать нам этот свет – жизни и творчества.

Во времена трудармии маму спасло то, что она умела говорить на литературном немецком языке. Ее приставили переводчиком к пленным немцам, которые работали краснодеревщиками. Они ее подкармливали, но это было недолго. Потом мама заболела, и ее отправили домой. Сопровождающий маму украл все документы, продукты и скрылся.

С мамой, Эммой Лютцов. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

С мамой, Эммой Лютцов. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Мама с трудом добралась в Сибирь – к своей матери и брату. Там тоже было голодно. И она поехала в Косиху, в Алтайский край, к сестре Амалии, которую от трудармии спасла врач-еврейка. Добрые люди в Косихе помогли маме устроиться на работу. Там она познакомилась с моим будущим отцом. Они были очень красивой парой. Думаю, все сложности их судьбы повлияли на мое отношение к семейному укладу, в котором я ценю уважение и взаимопонимание.

Моя мама всю жизнь рисовала. Она не смогла получить профессионального образования, но была прекрасным живописцем. Думаю, сейчас мама порадовалась бы, что художественные традиции семьи продолжаются.

С отцом, Владимиром Энгельманом. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

С отцом, Владимиром Энгельманом. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Отец, Владимир Федорович Энгельман, был очень талантливым человеком. Он умел все! Мог профессионально высвистывать любую сложную мелодию. Делал замечательную резную мебель. Кое-что и сейчас есть в нашем доме и многое – у брата Юры.

RD: Сталкивались ли вы с трудностями из-за фамилии или немецкого происхождения?

НЛ: Мы все были «под комендатурой»… Это распространялось и на взрослых, и на детей. Один раз в месяц мама брала меня за руку и вела с собой. Незнакомые люди мазали чем-то мои пальчики и делали отпечатки. Это обижало меня.

Позднее я начала находить в этом плюсы.

Благодаря своему происхождению я познакомилась с замечательными людьми, у которых было чему поучиться.

RD: Считается, что немцам присущи особые черты характера. Как они помогают Вам в жизни?

НЛ: Я всегда была очень педантична и пунктуальна и уважала эти качества в других людях. Думаю, что мне это однозначно помогало, как в работе, так и в жизни.

RD: Вы посвятили себя искусству златоустовской гравюры на металле, родоначальниками которой являются немецкие мастера из Золингена, приехавшие в Златоуст в 1815 году. Как вы открыли для себя это искусство? Расскажите немного об этой технике. В чем ее уникальность? Есть ли у вас ученики?

НЛ: Искусство гравюры на металле мы изучали еще в педучилище, когда я попала в группу первого набора на художественно-графическое отделение.

Нина Лохтачёва в юности. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Нина Лохтачёва в юности. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Более близко с гравюрой я познакомилась на заводе им. Ленина, когда начала работать там художником-оформителем, а впоследствии стала главным художником.

Работаем мы, как и другие художники, в основном карандашом и кистью, но вместо красок используем лак. На металле лаком рисуется картина, уникальная по стилю для каждого художника. Затем заготовка окунается в ванну с определенным раствором, и ваше творение обретает форму в благородном материале.

Для меня это в первую очередь творческий процесс, выражение моих чувств. Просто кто-то рисует на бумаге, я же выбрала другие инструменты для своего творчества.

Нашему предприятию «ЛиК», где я долгое время была ведущим художником, в этом году исполняется 30 лет. И за эти годы я обучила огромное количество людей. Конечно, продолжатели есть, и мне приятно видеть прекрасные работы моих учеников.

RD: В 1990 году вместе с супругом, заслуженным художником России, скульптором Александром Лохтачёвым вы создали мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (Лохтачёвы и компания), действующие как современный художественный центр. Как возникла идея совместного предприятия? Кто ваши партнеры и последователи?

С супругом, Александром Лохтачёвым. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

С супругом, Александром Лохтачёвым. Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

НЛ: Главным в моей судьбе, а затем и в судьбе нашего будущего предприятия стал Александр Иванович – мой супруг. Он –настоящий «двигатель». Рядом всегда был и остается друг и единомышленник Григорий Мануш. Времена были тяжелые, страна разваливалась на наших глазах, а жить как-то надо было. Именно Александр Иванович положил начало делу нашей жизни и дал нам с Гришей возможность реализовать себя. Было сложно, но, оглядываясь назад, я ни о чем не жалею.

Основываясь на личном опыте, мы вместе придумывали оригинальные техники украшения металла, приспосабливались к условиям того времени. Ступали, как по болоту, оставляя после себя мостки.

Теперь по нашим надежным мосткам идет уже целое поколение мастеров. Многие из них прошли школу завода и наших мастерских «ЛиК». Замечательно, что в нашей фирме работает коллектив высокопрофессиональных художников, способных держать такую планку, к которой тянутся молодые. Традиции и требования, которые живут в «ЛиКе», наши ученики тоже несут в свои фирмы.

RD: Ваши дети пошли по вашим стопам. Насколько, как вам кажется, важна преемственность поколений?

Семейное предприятие «ЛиК»: Александр, Андрей, Денис и Нина Лохтачёвы. <br> Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Семейное предприятие «ЛиК»: Александр, Андрей, Денис и Нина Лохтачёвы.
Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

НЛ: «ЛиК» – необычное предприятие. Семейное.

Работать семьей – большое счастье и ответственность. Приятно сознавать, что мы своим делом смогли увлечь и детей, они его продолжают. Теперь их задача – увлечь своих детей, наших внуков.

Я и Александр Иванович – творческая сила. Сын Андрей – генеральный директор, профессиональный руководитель с хорошим образованием. Денис – безгранично талантливый художник, способный придумывать удивительные вещи. Да и как инженер-художник, по мнению коллег, он – образец настоящего профессионализма. Супруги Дениса и Андрея также успешно работают на фирме. Совсем недавно и Наталья стала членом Союза художников. Вика – дочь Дениса и Натальи, отличный скульптор с огромным потенциалом.

RD: В этом году отмечается 75-летие Великой Победы. В 1994–1995 годах специально для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве в мастерских «ЛиК» была создана композиция «Щит и Меч» Победы. В 1995 году «ЛиК» изготовил мечи «Памяти и Благодарности» народам стран – участниц антигитлеровской коалиции (Великобритании, Франции, США и России), которые Президент РФ вручал главам государств, победивших фашизм. Расскажите об этом проекте. Что для вас было главным в работе?

НЛ: Ох, это была прекрасная авантюра! Благодаря нашим хорошим друзьям нам однажды удалось попасть на прием к Черномырдину, и мы рассказали ему о нашей технике, показали изделия, абсолютно не рассчитывая получить заказ. Но работу такой значимости мы даже представить не могли – это было практически невыполнимо на тот момент.

Только благодаря упорству нам удалось воплотить в жизнь этот без преуменьшений шедевр современного искусства! Главным во всех наших работах я всегда считала полную самоотдачу. Мы делаем либо на все сто, либо никак.

RD: В 2000 году коллективом мастерских «ЛиК» была воссоздана Дарохранительница для главного престола храма Христа Спасителя; орнаменты выполняли художники ювелирной мастерской под вашим руководством. Как вас пригласили участвовать в этом масштабном проекте? В чем была сложность для вас как для художника?

Дарохранительница. Фото из архива МСНК

Дарохранительница. Фото из архива МСНК

НЛ: Воссоздание Дарохранительницы было невероятным делом. Сложность была в том, что при работе над таким изделием испытываешь не только благоговение, но и страх. Это большая ответственность и, конечно, испытание для художника. Но нам с коллективом удалось справиться, и это, безусловно, стало одной из самых значимых работ за всю историю мастерских.

Большим ударом тогда стало то, что за работу нам не заплатили! Было очень тяжело, но мы не опустили руки, а данная работа прославила нас в те времена и продолжает это делать по сей день.

RD: Вы – создатель наградной тарели лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России». Как родилась идея этой награды?

Наградная тарель лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России». <br> Фото из архива МСНК

Наградная тарель лауреатов Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России».
Фото из архива МСНК

Я вела активную работу в Международном союзе немецкой культуры, много лет возглавляла Творческое объединение российских немцев, и, безусловно, мне хотелось сделать что-то полезное в рамках этой деятельности. Я предложила свое видение данной награды и не прогадала!

RD: В 2018 году вы сами стали победителем конкурса «Лучшие имена немцев России». Насколько важна для вас эта награда и что для вас значит быть российской немкой? В чем, на ваш взгляд, важность и значимость данного конкурса для российских немцев?

Нина Лохтачёва – лауреат конкурса «Лучшие имена немцев России – 2018». Фото из архива МСНК

Нина Лохтачёва – лауреат конкурса «Лучшие имена немцев России – 2018». Фото из архива МСНК

НЛ: В первую очередь такие конкурсы вносят огромный вклад в сохранение и развитие культуры. Я никогда не скрывала своего происхождения, а впоследствии стала им гордиться. Мне хочется, чтобы и другие люди находили силу и вдохновение, знакомясь с культурой своих предков и бережно сохраняя ее.

Приятно, когда твою профессиональную деятельность оценивают по заслугам, – это дает уверенность, что все было не напрасно.

RD: Вы стали первым художником-оружейником, получившим звание «Заслуженный художник». Что вас привлекает в создании оружия? В чем особенность и сложность таких работ для вас как для профессионала?

НЛ: Когда я начала трудиться на заводе в цехе гравюры, то сразу поняла, что это моя работа. Многое хотелось попробовать… Завод стал отличной школой. Если бы не заводской период, может, и не было бы сейчас наших мастерских.

Нина Лохтачёва с одной из своих работ – мечем «Георгий Победоносец». <br> Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Нина Лохтачёва с одной из своих работ – мечем «Георгий Победоносец».
Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

На заводе я стала первой женщиной-художником, которую включили в творческую группу. Позже это профессиональное лидерство продолжилось: я стала первой женщиной в Златоусте – членом Союза художников и первым заслуженным художником России. Чтобы покорить эти профессиональные высоты, приходилось много трудиться.

Мне всегда нравилось работать с холодным оружием. Меня привлекала сама идея: превратить обычное оружие в высокохудожественное произведение искусства, способное радовать людей и приковывать восхищенные взгляды.

RD: Как рождаются идеи? Что вдохновляет в жизни и дает стимул к творчеству?

НЛ: Смотрю на сегодняшние наши произведения и поражаюсь: неужели я могла не только присутствовать при рождении этих вещей, но и сама участвовать в процессе? Иногда даже сама себе завидую; наверное, я действительно счастливый человек. Это так важно – любить дело, которым занимаешься.

Любовь к искусству, желание создавать что-то прекрасное, искать новые творческие решения никогда не угасали во мне. Поиск идей и вдохновение не заключались в чем-то конкретном – это стало моей жизнью.

RD: Какая из ваших работ для вас самая дорогая и почему? Были ли любопытные, забавные истории, связанные с ними?

НЛ: Я никогда не выделяла любимых работ. Выкладывалась при создании всех изделий, просто какие-то стали впоследствии более значимыми.

Конечно, сейчас многое с улыбкой вспоминаем. А тогда не до смеха было. «Сырье» для своих работ выискивали буквально везде. Однажды купили обычные тазы для варенья, отрезали края, развальцевали, отполировали – так получились великолепные подносы, которые я потом украшала.

На фоне картины Эммы Юстусовны Лютцов. <br> Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

На фоне картины Эммы Юстусовны Лютцов.
Фото из семейного архива Нины Лохтачёвой

Множество наших творческих фантазий с тех пор воплотилось в жизнь. Когда проходила выставка «Стальная слава Златоуста» в краеведческом музее Челябинска, мне было любопытно посмотреть «ретроспективу» своих произведений, которые уже не ожидала увидеть. Здесь весь мой творческий путь был представлен изделиями разного периода – от панно «У колодца» до Дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве.

Я горжусь творениями наших мастеров – это настоящие памятники искусства. К ним, наряду с Дарохранительницей, безусловно, можно отнести «Щит и Меч» Победы, чашу «Федеральная», «Щит и Меч» для Президента Туркменистана, Водосвятную чашу для Морского собора в Кронштадте и множество других изделий. Эти работы принесли громкую славу «ЛиКу».


Напоминаем, что срок приема заявок на Всероссийский конкурс «Лучшие имена немцев России – 2020» продлен до 13 сентября. Конкурс традиционно проводится в пяти номинациях: в сфере искусства, науки, образования, общественной деятельности и в области спорта.

Конкурс проводится в рамках программы правительства Германии по поддержке немецкого меньшинства в РФ и при поддержке ФАДН России.

Лауреатами конкурса станут номинанты, набравшие наибольшее число голосов в одной из номинаций в ходе открытого интернет-голосования с 15 сентября по 1 ноября на обновленном сайте конкурса.

Рубрики: Авангард, ЛИНР, Мы - российские немцы!, Разное

НОВОСТИ
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ