Выставка «Построено немцами» открылась в Москве

30 августа в Российско-Немецком Доме в Москве состоялось открытие выставки «Построено немцами», посвященной архитектуре зданий, связанных с личностями российских немцев в разных городах России. Экспозиция стала итогом Арт-лаборатории по художественному искусству.

В проекте принимали участие художники из Казани, Москвы, Екатеринбурга, Калининграда, Тулы, Новосибирска, Тюмени, Ачинска и Челябинска. Они привезли картины немецких зданий своих родных городов. А собравшись в Москве в рамках проекта Арт-лаборатория, сделали эскизы московских зданий.

Сопровождала художников гид-экскурсовод, автор путеводителя «Моя маленькая Москва: знаменитые немцы в российской столице» и составитель маршрутов по Москве проекта «Городские истории о немцах России» Наталья Леонова. Именно с экскурсии и лекции Натальи Леоновой началось погружение художников в тематику готовящейся выставки. «Сложилось так, что в наших путеводителях после Первой мировой войны и особенной после Второй мировой войны умалчивали авторство немецких архитекторов», – говорит экскурсовод.

Если было известно, что здание построил немецкий архитектор, то могли просто не писать его фамилию. А, если здание построили русский и немецкий архитекторы, то писали имя только русского.

Я всегда говорю: фотография – это здорово. Но, если раньше это был долгий процесс, и фотография очень сильно ценилась, то сейчас мы все «научились» фотографировать щелкаем все подряд. А вот передать атмосферу города с помощью изобразительный средств – это совсем иное. Это то, что будут смотреть и вспоминать. Я просто поражаюсь вам, дорогие художники, как вы за два дня смогли показать Москву».

Участники Арт-лаборатории рассказали о своих работах и поделились впечатлениями о проекте.

Людмила Зымалева (Зиммель)

«Я сразу поняла, что буду рисовать те места, которые для меня имеют большое значение. Одна из моих работ – здание, архитектора Романа Клейна, в котором до революции находился Институт злокачественных опухолей, а сейчас – Институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е. И. Марциновского. Это здание находится рядом с моим домом. Я знаю его с детства и очень люблю.

Вторая картина – здание Трубкоопстроя на Плющихе. Дом построен немецким архитектором в 20-х годах. Это был один из первых проектов домов общего проживания с коммунальными помещениями на первом этаже.

Третья картина – это здания физфака МПГУ, которое построил немецкий архитектор Отто фон Дессин. Но, конечно, в Москве есть очень много разнообразных «немецких» мест, которые я тоже знаю и люблю.

Марк Шуб

«На одной из работ, которая выполнена в технике акриловой живописи, я изобразил электрозавод. Это комплекс заводских зданий, строительство которого началось в начале XX века, перед Первой мировой войной. Это краснокирпичные неоготические здания. Я работал на этом заводе и ходил по этим дворам. Уже после революции на этот завод приглашали немецких специалистов, которые в 20-е годы привозили оборудование. Казалось бы, промышленное здание, но как великолепно построено! На этом заводе я проработал несколько лет и попытался передать то, что я ощущал, когда там находился.

На одной их картин в рамках лаборатории изображены казенные винные склады. Так в российской империи называли ликероводочные заводы. Это тоже комплекс промышленных зданий необыкновенной красоты, созданных архитектором Александром Робом».

Участие в проекте принесло мне вдохновение. Это чувство, которое заводит, у тебя появляется энергия. Для меня очень важно изучение немецкого наследия в русской культуре. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей узнали о вкладе немцев в русскую культуру, науку, искусство, военное дело, и я вижу в этом свою миссию.

Юрий Гинтнер

«Я сам из Сибири, из города Ачинска Красноярского края. У нас в регионе очень мало объектов, связанных с немцами. Единственная работа, связанная с Красноярском – это органный зал, который был построен в 1906 году.

Проект значит для очень много. Мы, художники, как артисты – без зрителей не можем. Это наш воздух, то, что нас вдохновляет и направляет на дальнейшую работу. Мы рады встречаться. Ведь зачастую мы сидим в закрытой мастерской.

Художники редко общаются. Когда мы встречаемся то испытываем радость общения, делимся опытом. Мы можем быть разными по своей манере письма, опыту или чувственным восприятиям, но нас всех объединяет творчество и любовь к прекрасному».

Роман Яшин (Хартман)

«В качестве сюжета для одной из картин я выбрал здание Педагогического института, так как придерживаюсь классического традиционализма в живописи и вижу преемственность собственной школы. В такой же классической технике я рисовал и музей-усадьбу «Царицыно».

Я очень рад снова работать в нашей творческой команде. У всех нас похожие истории, которые мы не рассказываем в рабочих коллективах.

Это очень мощная спайка. Буквально с первой встречи мы срастаемся, и нам хочется дальше встречаться и творить. Это очень мотивирует».

По мнению куратора выставки Ланы Герасимовой, важность проекта в его просвещении. «Мы узнаем не только немцах Поволжья, но и всей России.

Проект замечателен тем, что это процесс воссоединения разных поколений, когда люди творят, делятся своим опытом и узнают что-то сами. Остается наследие, и мы его создаем сейчас.

Сначала я видела портфолио художников, выполненные в разных техниках, и было очень интересно, что получится. Выставку объединила общая цель. Было видно, как один художник, более молодой, учился у другого, как они вместе помогали друг другу. И мы все это можем увидеть на выставке».


Выставка открыта до 12 декабря

Проект осуществляется при поддержке ФАДН России из средств Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.

Рубрики: МероприятияПо немецким местамРоссийско-Немецкий Дом в Москве