В преддверии Omsk Fashion Weekend: фэшн-фотограф Нелли Сатлер о насмотренности и стиле

6 и 7 июля в Омске пройдет международный конкурс моды, дизайна и материальной культуры «Omsk Fashion Weekend». Мы поговорили с одной из участниц – фэшн-фотографом Нелли Сатлер.

«Omsk Fashion Weekend» – это главное летнее модное событие Сибири, которое объединяет представителей креативных индустрий России: дизайнеров, моделей, стилистов, визажистов, фотографов, представителей СМИ, федеральных и локальных экспертов в области дизайна, моды и смежных направлений. В этом году фестиваль состоится в 4-ый раз, его девиз – «Миф города».

За два дня в Омске пройдет конкурсное дефиле лучших работ молодых дизайнеров, показ известных брендов родом из Сибири, а также открытая образовательная программа для всех, кто хочет узнать больше о моде, дизайне и фэшн-бизнесе.

Одна из участниц модного события – российская немка Нелли Сатлер, молодой фэшн-фотограф из Омска. Недавно девушка окончила Омскую школу дизайна костюма и представит свое дизайнерское изделие на отчетном показе лучших студенческих работ. Это комплект, вдохновленный историями и мифами о сильной женственности.

В преддверии «Omsk Fashion Weekend» мы побеседовали с Нелли об одежде со смыслом, визуальной эстетике и чувстве радости от работы с удовольствием.

Как одежда помогает человеку в самовыражении? Какие существуют эко-тренды в моде, и можно ли превратить вещи из секонд-хэндов в ультрамодный образ?

Чем отличается стильный человек от модного? И как профессиональная фотография помогает жить более внимательно и замечать красоту в простых вещах? Ответы ищите в нашем материале.

Нелли, расскажи, пожалуйста, чем ты занимаешься в сфере моды и дизайна одежды?

В этом году я окончила Омскую школу дизайна костюма (кафедра «Дизайн костюма» Института дизайна, экономики и сервиса Омского государственного технического университета – прим. ред.) по текстильному направлению. И за время обучения создала четыре изделия – учебные задания в университете предлагают рамки, в которых нужно мыслить, а дальше ты сам адаптируешь и реализуешь свою фантазию на тему.

Первое изделие было в области верхней одежды. Я выбрала для себя эко-направление апсайклинг: купила вторичную джинсу в секонд-хэнде, нарезала ее на лоскутки, постирала, благодаря чему получается ткань с бахромой, и преобразовала это в шубу.

Апсайклинг предполагает, что вещь повышается в ценности, например, из старых джинсов получилась новая шуба.

Я участвовала с этим изделием в конкурсе «Сибирская этника» (международный фестиваль дизайна и искусств в Омске – прим. ред.) и заняла первое место в номинации «эко-тренд».

Потом я продолжила исследовать тему апсайклинга и для следующего изделия спроектировала жилетку и брюки. В этом варианте я декорировала ткань с помощью аппарата для маникюра. Этот прием называется «травмирование» ткани, в результате у меня получился интересный рисунок. Свое следующее изделие я создавала, вдохновившись силой и мужеством женщин.

У разных народов мира существуют мифы, легенды и истории о воинственных и сильных женщинах. Я вдохновилась ими и создала мужественный образ для женщины. В нем присутствует куртка, напоминающая рыцарские доспехи, она многофункциональная, с деталями, которые отстегиваются. Многослойность в образе создает ощущение защиты. И это символ того, что в любой момент жизни сильная женщина может что-то «отстегнуть», отбросить лишнее и с легкостью продолжить свой путь.

Сам материал джинса, как будто потертый, выстиранный и грубый, в оформлении много молний. А под курткой, на контрасте, – легкое шифоновое платье, словно верхний слой защищает его.

И мое последнее изделие было спроектировано специально для съемки. Так как сейчас я больше ушла в модную фотографию, и диплом был на эту тему.

Я провела съемку, в которой использовала одно платье и одну позу, поменяв при этом 35 схем света, чтобы показать, как по-разному может выглядеть платье при разном освещении. Это поможет дизайнерам увидеть, как с помощью света в фотографии можно грамотно презентовать свои костюмы.

Ух ты! Сейчас хочется сразу за несколько тем зацепиться. Тут и экологичный тренд апсайклинга, и актуальная тема сильной феминности. Давай поговорим про эко. Расскажи, пожалуйста, подробнее, что это вообще за тренд такой – апсайклинг? Используют ли его философию известные бренды?

Да, сегодня очень актуальна тема экологии, и дизайнеры увлеклись такими направлением, как upcycling (апсайклинг) и recycling (ресайклинг).

Ресайклинг — это преображение, не повышающее ценность продукта. Ты взял джинсы в секонд-хенде и сделал из них джинсы, они никак не повысили свою ценность. А апсайклинг (от английского «up», «вверх» – прим. ред.) это когда ты преображаешь вещи и повышаешь их ценность.

Сейчас многие бренды открывают такие линейки одежды. Например, один из популярных среди молодежи итальянских брендов выпустил линейку одежды по проекту апсайклинга, они в основном преобразовывают джинсу в новые изделия.

Бренды преобразовывают деним таким образом, что он выглядит, как новый материал – по аналогии с моей джинсовой шубой, когда ты ищешь новые свойства материала, допустим, как бахрома после стирки.

Я верно понимаю, что ты сама реализуешь весь процесс создания костюма: от концепции образа до шитья ручками?

Это по-разному. Шубу с джинсами да, я сделала самостоятельно, там полный цикл создания: от концепции и дизайна до воплощения.

А с курткой я придумала идею, как она будет модифицироваться, а шить отдавала швее.

После того, как ты получаешь готовую вещь от швеи, происходит этап стайлинга: нужно продумать, как преподносить изделие.

Для этого образа я выбрала грубые ботинки, берет, немного отсылающий к милитари, и обычные очки, чтобы сделать образ более повседневным, не таким надуманным. У нас это называют бутафорским образом, когда придумал идею, но она слишком театральная.

А я ведь создаю моду не для этих сильных женщин, которыми вдохновилась, а для современных женщин города. И, например, очки делают образ более повседневным. Это изделие тоже заняло первое место в одной из номинаций фестиваля «Сибирская этника».

Здорово, какая ты умница. Поздравляю с победами! Про бутафорию ты метко сказала. Слушая тебя, я тоже подумала о том, что такие вещи интересные, философские, но насколько они применимы для городской повседневности?

Я в своей куртке постоянно хожу. Всё «носибельно». Может быть, не для всех, но для меня уместно.

Получала ли ты какую-нибудь реакцию, комплименты от окружения, когда идешь в авторской одежде?

Мне кажется, я хорошо сохранила баланс дизайнерских решений и понятной формы. Например, эта куртка не выглядит слишком дизайнерской, и чаще меня спрашивают, где я ее купила.

А ты достаешь визиточку «Сама придумала!».

Да!

Для меня это комплимент, когда спрашивают, где купила. Значит, вещь выглядит не самодельной, а как полноценный продукт. И после этого особенно приятно говорить, что сама сделала.

Я правильно услышала тебя, что сейчас ты все-таки хочешь больше сфокусироваться на модной фотографии и профессионально расти в этом направлении? Поделись, пожалуйста, как ты планируешь выстраивать свою траекторию в профессии?

Да, в основном мое портфолио – это модная фотография. Я уже со второго курса университета работаю фотографом на проектах, то есть меня приглашают под конкретную задачу.

В целом к такой работе я и стремлюсь. Я бы хотела браться за разные задачи и не быть привязанной к одному бренду, потому что обычно это похожие задачи для реализации. А мне интереснее раскрывать свой творческий потенциал по-разному.

Можно работать с брендами или компаниями, которые, возможно, не производят одежду, но их ценности тоже связаны с современной визуальной эстетикой.

Поделись, пожалуйста, как ты ощущаешь, в чем специфика именно модной фотографии?

В большинстве случаев это студийная фотография, когда фотограф работает с моделью на циклораме, то есть на белом фоне, и за счет освещения создает требующуюся атмосферу, раскрывает идею и концепцию наряда. Здесь важно чувствовать одежду, правильно показывать ее с нужных ракурсов.

Особое внимание уделяется композиции. Здесь важны именно атмосфера и изделие, а не то, как выглядит сам человек.

Например, в жанре love-story (лав-стори, жанр романтичной фотографии – прим. ред.) важно передать взаимосвязь двух людей. А в фэшн-фотографии важно передать впечатление от костюма и атмосферу.

И это всегда современные тенденции. Как в самой моде одно из важнейших условий – соблюдение актуальности, так и фотография должна отображать актуальные визуальные тренды. Именно этим мне и интересна модная фотография. Я бы сказала, что это самое близкое к искусству направление.

Тебе важно не то, чтобы человек вышел красиво, а важно за счет композиции, ракурсов, самой модели создать выразительную картинку, раскрывающую поставленные задачи. Ты делаешь акцент на средства художественного выражения.

Можно сказать, что это своего рода создание картины. В живописи ведь тоже работает композиция, цветовое решение, освещение, и важно из этих инструментов создать произведение.

Да, это, правда, напоминает живопись. Ты приходишь в студию и начинаешь делать всё с чистого листа: у тебя белая циклорама на фоне, и за счет света, ракурсов, модели ты создаешь картинку, которую видишь у себя в голове.

В целом для меня очень ресурсная и интересная тема — это освещение. Я и диплом защитила с работой о том, как освещение влияет на характер изображения.

С помощью света ты управляешь вниманием зрителя, расставляешь акценты и передаешь разные свойства материала одежды. Например, на одних фотографиях кажется, что платье шелковое, а на других как будто тончайший лен, потому что из-за фонового освещения полотно просвечивается и горит изнутри сиянием.

У тебя довольно необычная профессия! А как ты вообще нашла себя в этой сфере, откуда такой интерес?

В Омскую школу дизайна костюма я поступила по рекомендации подружки, которая училась там на курс старше, тогда я еще не фотографировала. Я просто искала творческое направление и рассматривала разные варианты для поступления, в том числе графический дизайн.

Подруга подсказала, что на специальности «дизайн костюма» дают базовую информацию об искусстве, дизайне, и есть различные мероприятия, где ты можешь реализовать свой потенциал. Например, тот же конкурс «Сибирская этника» или предстоящий фестиваль «Omsk Fashion Weekend».

А на втором курсе я довольно случайно увлеклась фотографией. Мы поехали в деревню Окунево, у меня с собой была камера-мыльница, и я в какой-то момент увлеклась съемкой: просто было очень красиво – от костров идет дым, и благодаря этому видно, как сквозь деревья пробиваются солнечные лучи. Я фотографировала всё это и чувствовала, что мне хочется камеру, чтобы и дальше можно было видеть и запечатлевать моменты жизни.

Мой парень тогда подметил: «Слушай, ты весь день ходишь и фотографируешь, может, тебе камеру купить?». Я подумала: «Да, действительно мне нужно купить камеру, а может, стать фотографом!» И после этого все закрутилось, завертелось.

Здорово, это же так ценно найти то, от чего получаешь удовольствие!

Да, первое время мне даже было сложно поверить в это, потому что вот ты живешь, не знаешь, куда тебе дальше двигаться, возникают сомнения, а в какой-то момент находишь ту сферу, в которой тебя зажигает огонь изнутри!

И чем еще меня зажигает фотография помимо того, что закрывает требования в работе?

Я заметила, что фотосъемка как будто открывает «третий глаз». Ты раньше шел по одной и той же дороге из дома в университет, а когда начал фотографировать, у тебя появляется новое видение: ты подмечаешь моменты, которые раньше не замечал и которые можно сфотографировать. И самое интересное, что это кроется в простых вещах, и ты видишь красивое в чем-то очень обыденном.

А откуда в тебе выросло желание именно творческой профессии? Возможно, творчество живет в твоей семье?

Я бы не сказала, что у меня творческая семья. Мама – программист, но она постоянно занимается каким-нибудь рукодельным творчеством: то мандалы делала, то вязала, сейчас плетет из бисера. Это ее хобби.

Я думаю, что пошла в творческую профессию главным образом потому, что в детстве любила рисовать и занималась в художественной школе. Мама подмечала, что я – обычно гиперактивный ребенок, который постоянно хотел новых впечатлений, эмоций – выходила с занятий по рисованию очень спокойная.

И в целом по жизни я всегда стремлюсь к эстетике, мне всегда было важно, чтобы вокруг было красиво – красивые люди, красивое окружение, среда. Меня это вдохновляет.

До поступления в университет я считала своим главным навыком живопись и раньше часто рисовала, поэтому и поступила на творческое направление.

Есть ли у тебя учителя, профессиональные ориентиры, у кого ты учишься и об кого совершенствуешь себя в фотографии?

Да, в прошлом году я проходила курсы на одной профессиональной платформе. Там вел преподаватель, ради которого я и приобрела курс по модной фотографии. Думаю, что после этих занятий я и увлеклась освещением. Это дало мне знание технических характеристик, благодаря которым у меня получается работать со светом дальше.

А в основном мое обучение строится на насмотренности. Я считаю, что это огромная сила во всех творческих профессиях. Если ты претендуешь на современность и актуальность, что необходимо в модной индустрии, то здесь невероятно важна насмотренность. Ты должен сформировать свое информационное поле таким образом, чтобы вдохновляться постоянно.

Не скажу, что я регулярно слежу за современными показами. Но в целом я уделяю время тому, чтобы изучить что-то новое в плане визуальных трендов и эстетики. И считаю, что мой стиль сформировался именно благодаря тому, что я отбираю из всего визуального шума то, что мне близко, и нахожу, как бы я хотела реализовать это в своем творчестве.

Интересно еще услышать твое мнение по поводу моды. Ты говорила, что понимание визуальной эстетики меняется волнами. А как ты думаешь, можно ли быть стильным человеком, но при этом не следить за модными тенденциями?

Конечно, можно!

Как раз стиль, мне кажется, это больше про насмотренность: ты можешь, не используя современные тренды, все равно выглядеть актуально. Это про какие-то внутренние ощущения и собственную эстетику. А быть модным, на мой взгляд, как раз означает не иметь внутренних ценностей, а одеваться или что-то еще делать просто в соответствии с трендами.

Например, стильный человек может взять старые винтажные вещи, которые уже неактуальны в наше время, и замиксовать их с другими изделиями, и это будет выглядеть стильно, на острие моды.

А модный человек просто возьмет полный лук (look, образ – прим. ред.) с показа. Ну да, он модный, но в этом нет собственного видения. Думаю, отличие в том, что модный человек пользуется готовыми вариантами, а стильный – предлагает свои.

Исходя из своей погруженности в фэшн-индустрию, как бы ты ответила, зачем нам нужна одежда?

Я отвечу кратко: одежда – это способ самовыражения.

Расскажи, пожалуйста, о своем участии в предстоящем фестивале «Omsk Fashion Weekend». Можешь ли ты поделиться своими ожиданиями от участия? Чем оно для тебя интересно?

Мое изделие участвует в отчетном показе лучших студенческих работ Омской школы дизайна костюма. Это как раз костюм, вдохновленный архетипом женщины-воительницы.

Я уже раньше участвовала в фестивале «Omsk Fashion Weekend» и в других мероприятиях от Омской Арт-резиденции.

Для меня это всегда мероприятие-праздник, скопление творческих людей, с которыми можно обменяться опытом и вдохновиться их творчеством.

Я очень люблю такие мероприятия. И рада, что в Омске есть Арт-резиденция, которая организует такие масштабные события. С их помощью молодые дизайнеры реализуют свой творческий потенциал и могут презентовать себя.

Фестиваль помогает продвинуть молодых дизайнеров в массы, показать их творчество на большую аудиторию.

Еще интересно затронуть тему немецкой истории в семье. Знаешь ли ты о своих немецких предках, фамилии?

Немецкие корни у меня по папиной линии. Но о наших предках мы знаем немного. Знаю, что они переселились в Сибирь при правлении Екатерины II. На данный момент у нас есть генеалогическое древо, где сохранены имена родственников, но про их историю известно мало.

Хочу завершить беседу по моей уже традиции – пожеланием. Исходя из всего, о чем мы сегодня поговорили, из твоего внутреннего состояния, что бы ты могла пожелать читателям, кто будет читать текст и познакомится с тобой?

Желаю всем реализовывать свой потенциал, в нем открываются новые личные грани, и человек обретает счастье. Важно найти, в чем твой потенциал и постепенно двигаться в сторону его воплощения, чтобы чувствовать удовлетворенность от жизни и от самореализации.

Рубрики: ИнтервьюРазное