Под звуки баяна и фортепиано. Семейное интервью с Фридрихом и Святославом Липсами


В 2016 году Фридрих Липс стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России», а в этом году он и его сын, Святослав, будут выступать на торжественной церемонии вручения ЛИНР — 2023. О любви к музыке с детства, участии в конкурсе и семейных традициях — в их совместном интервью на портале RusDeutsch.

Фридрих Робертович Липс (род. 1948, Еманжелинск) — российский баянист немецкого происхождения, народный артист Российской Федерации. Липс является одним из самых известных и авторитетных музыкантов России, получивший также широкое международное признание. В 1967 году он окончил Магнитогорское музыкальное училище, а в 1972 году Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. В 1967 году стал лауреатом Всероссийского конкурса учащихся музыкальных училищ, а в 1969 году - лауреатом международного конкурса в Клингентале (Германия).

Фридрих Липс выступал в крупнейших концертных залах мира: Сантори-холл в Токио, Линкольн-центр в Нью-Йорк, Джон Кеннеди-центр в Вашингтоне, Концертгебау в Амстердаме. Участвовал в совместных концертах со многими выдающимися музыкантами, в числе которых Геннадий Рождественский, Владимир Спиваков, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Валерий Гергиев и многие другими.

Фридрих Липс активно занимается и педагогической деятельность. С 1971 года преподает в ГМПИ – РАМ им. Гнесиных, с 1989 – профессор, с 1996 – заведующий кафедрой народных инструментов, с 2004 – заведующий кафедрой баяна и аккордеона факультета народных инструментов РАМ им. Гнесиных. Среди воспитанников класса профессора Липса более 60 лауреатов международных и национальных конкурсов.

Автор трех книг: «Искусство игры на баяне», «Об искусстве баянной транскрипции», «Кажется, это было вчера…». Книги и статьи изданы в России и за рубежом в переводе на немецкий и английский языки. Среди серий сборников под редакцией Ф. Р. Липса выделяется «Антология литературы для баяна» в 10 частях, изданная в издательстве «Музыка».

Фридрих Робертович, вся ваша деятельность — это доказательство того, что баян — это не только традиционный спутник застолий и частушек. При этом баян — это один из самых узнаваемых русских музыкальных инструментов. Привычный для Вас вопрос, наверное, но тем не менее. Как так получилось, что Вы, российский немец, выбрали именно этот инструмент?

По многим причинам. Если утверждать, что баян — русский инструмент, это правда, но не до конца. Он также и татарский народный, и украинский, и башкирский, и финский, и французский. Во многих странах играют на баяне, только они говорят, что это аккордеон. У меня в семье так сложилось, что отец был снят с фронта в августе 1941 года, его перебросили в трудармию в город Еманжелинск работать шахтером. С детства он очень любил музыку и это я в себя впитал.

Помню с раннего детства, что у нас было много музыкальных инструментов: баян, мандолина, гитара, труба, виолончель, отец сам сделал цимбалы. Вот как может быть такое пиршество музыкальных инструментов в шахтерской семье? И он, конечно, на всех играл, но как любитель, слух у него был музыкальный. Из всех инструментов мне, как малышу, оказался ближе баян, в пять лет я повторил за ним мелодию.

Фридрих Робертович, Вы лауреат конкурса «Лучшие имена немцев России» 2016 года в номинации в области искусства им. Анны Герман. Нельзя не начать наш разговор с этого вопроса как Вы узнали о конкурсе и что побудило Вас подать заявку?

Я заявку не подавал (смеется). Меня включили в этот список без моего ведома. Честно говоря, я и не знал о таком движении российских немцев. Точнее, что оно такого масштаба, что настолько российские немцы объединены. Мне позвонили, сказали, что моя кандидатура участвует в конкурсе. Позднее узнал о победе в области искусства. Это было безумно приятно и неожиданно.

Фридрих Робертович, какой совет Вы дали бы представителям искусства, которые размышляют о подаче заявки на ЛИНР?

Тем, кто сейчас подает заявку надо соразмерить, дал ли ты что-то культуре. Если человек ощущает, что его заслуги и вклад весомы, то можно подавать. Отчасти, это и хорошо, что вместо меня отправили заявку, потому что я бы долго еще сомневался.

После того, как меня номинировали, я сам предложил кандидатуру Александра Фриша. Мы из Еманжелинска оба, практически на одной улице живем. Он стал замечательным цирковым артистом, клоуном. Его Юрий Никулин обожал. Помню, рекомендовал его, и он тоже победил в конкурсе, разделив первое место с Татьяной Пилецкой.

Святослав Фридрихович, Вы пошли по стопам отца, выбрав музыку как свой профессиональный путь. Расскажете об этом? Как деятельность отца повлияла на Вас и Ваш выбор?

Выбор за меня в детстве сделали родители. Они отвели меня к замечательному педагогу Анне Артоболевской. Я у нее брал первые уроки по фортепиано. В первое время со мной занимался отец. Развивал музыкальный слух, давал задание угадывать нотки и так далее. После я поступил в ЦМШ (Центральная музыкальная школа при Московской консерватории). Это и определило мой дальнейший путь.

Учился там до 4-го класса, после поступил в класс к знаменитому педагогу к профессору Московской государственной консерватории Льву Николаевичу Наумову, у которого проучился в общей сложности 17 лет. Поступил к нему в консерваторию, закончил аспирантуру. в этом плане мне очень повезло с педагогами.

Как повлияло, что я рос в музыкальной семье? Во-первых, я видел, что отец работает со многими композиторами, отечественными и зарубежными. У нас очень многие известные музыканты и композиторы бывали дома. Видел, как отец занимается пропагандой новой музыки, и это сильно на меня повлияло. Мой творческий путь неразрывно связан с исполнением современной музыки.

Святослав Фридрихович, какое вообще значение имеют традиции в Вашей семье? Есть ли какие-то немецкие традиции, которые сохранились и передаются?

Особенных традиций у нас в семье нет. Папа у нас любит отмечать католическое Рождество. Сестра с мамой печет немецкие пироги и готовит самые разные блюда.

Вы уже сами отец. Что из того, чему Вас научил Ваш отец или что он Вам передал, Вы стараетесь применять или развивать в отношениях со своим ребенком?

Это сложный вопрос. Отец мне привил тотальный порядок, пунктуальность. Эти черты я стараюсь передавать своему сыну.

Почему вы выбрали другой музыкальный инструмент?

Отец, скорее всего, мечтал, чтобы я стал баянистом, и он мог передать все свои знания мне. Но, как уже говорил, они отвели меня на пробные уроки к Анне Артоболевской, выдающемуся детскому педагогу. Именно это и повлияло, что я начал заниматься на фортепиано, и вся дальнейшая судьба была связана с этим.


Награждение победителей состоится 16 сентября в Москве. Больше информации на официальном сайте конкурса.

Рубрики: ИнтервьюЛИНР