19 мая доктор исторических наук, профессор, заместитель председателя Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев (МАИКРН) Татьяна Смирнова отмечает 60-летие. Татьяна Борисовна уже долгие годы занимается проблематикой российских немцев. Накануне юбилея мы поговорили с ученым-этнографом о том, почему эта тема стала главной в ее жизни.
Татьяна Борисовна, вы антрополог и этнограф. Звучит скорее невероятно, что еще в детстве вы мечтали о такой научной стезе. Разрешите начать с несколько наивного вопроса? Кем вы мечтали быть в детстве?
Как и большинство детей, я никем конкретно не хотела быть.
Мои родители (чаще всего не дети, а именно родители хотят, чтобы их дети стали «космонавтом») хотели, чтобы я просто была счастлива, поэтому никак на меня не давили. Как и все советские дети, я много читала и ходила в массу кружков.
Когда закончила школу, у меня были одни пятерки, поэтому я подала документы в университет. Девочки, с которыми я занималась на подготовительных курсах, пошли на исторический. Поэтому я тоже пошла на исторический. За компанию.
А как вы пришли к своему научному интересу и пути?
Каждый ученый, почти на 100%, может рассказать, какую роль в его научной карьере сыграл его «научник» — научный руководитель. Моим научным руководителем, моим учителем является Николай Аркадьевич Томилов, основатель Омской школы этнографии. Именно он наставил меня на этот путь.
Почему вы решили заниматься именно темой российских немцев?
Каждый этнограф изучает культуру и историю какого-то народа. Специализируется на этнографии одного народа или группы близких народов. Например, тюркских, финно-угорских или, как в моем случае – германских, и шире – индоевропейских народов. Потому что нужны глубокие знания этнической истории, понимание происхождения культуры. На кафедре этнографии, где я проходила специализацию как студентка, а потом стала работать ассистентом, все народы к тому времени были уже «заняты», кроме немцев. Немцами никто не занимался, и мне это показалось несправедливым, потому что немцы были на втором месте по численности в Омской области после русских. В моем окружении всегда были немцы – в классе, соседи, подружки. Мой коллега по кафедре, Вадим Реммлер, который сам занимался украинцами, тоже посодействовал, дал рекомендации по первым экспедициям. Я сделала свой выбор в пользу немецкой культуры и очень благодарна судьбе за такой выбор.
Немецких корней у меня нет, хотя, находясь с детства в контакте с немцами, я не чувствовала никогда большой дистанции. Впрочем, как и с другими народами – казахами, татарами, украинцами. Понимаете, все, кто вырос в Сибири, никогда не поймут рассуждений о толерантности, о необходимости понимать и принимать другие народы и так далее. У нас это все естественно происходит, по-другому тут не получится.
Ваша диссертация была посвящена теме современных этнических процессов немцев Западной Сибири. Самый тяжелый для ученого вопрос: а можете рассказать об этой теме и ваших выводах кратко и для неосведомленного человека?
Диссертация кандидатская у меня была по современным этническим процессам. Докторская диссертация – поглубже в историю и теорию – о формировании и развитии диаспоры. Там много выводов по этим двум темам, но, если коротко и о главном, то на развитие народа за пределами этнической территории (в нашем случае – Германии), определяющее значение оказывает новая территория обитания. Новые условия, которые существуют на этой территории – климат, этническое окружение. И политика государства.
В диссертации я постаралась связать эти факторы – территорию, политику, границы. Постаралась ответить на вопрос – какие факторы влияют на народ, на его культуру. Вот, например, численность немцев сначала росла, а потом начала снижаться.
Мне надо объяснить, почему это происходит. Это если коротко.
Вы активный деятель в Самоорганизации российских немцев. Множество активистов называют вас, когда речь заходит о том, что нужно чье-то экспертное мнение, при этом отзываются о вас, не побоимся этих слов, не просто с уважением, а с большой нежностью. Можно ли сказать, что российские немцы — это уже не только научный интерес, но и часть вашей жизни?
Без сомнения, российские немцы – это часть моей жизни, это моя семья. Это очень хорошо, когда есть большая семья. Очень многим людям я благодарна. Многих искренне уважаю и люблю.
Вы являетесь заместителем председателя МАИИКРН. Расскажите немного о роли этой организации с вашей точки зрения. Какое место она занимает?
МАИИКРН сыграла очень большую роль в изучении истории и культуры российских немцев. Определяющую. Надо отдать должное ее основателям, ее сегодняшнему председателю – Аркадию Адольфовичу Герману. Именно он многие годы определяет основные направления нашей деятельности, осуществляет координацию между учеными разных стран.
Беседовала Людмила Колина.
Редакция портала RusDeutsch и Международный союз немецкой культуры в лице председателя Елизаветы Граф сердечно поздравляют Татьяну Борисовну Смирнову с юбилеем, желают успехов и новых достижений в профессиональной и общественной деятельности, крепкого здоровья, счастья и благополучия!