«Бабушка шарит»: Маргарита Лянге стала звездой в TikTok


Радиоведущая, Президент Гильдии межэтнической журналистики и лауреат конкурса «Лучшие имена немцев России» Маргарита Лянге с успехом осваивает молодежные форматы. В интервью порталу RusDeutsch Маргарита Арвитовна раскрывает секрет, как завоевать сердца подростков.

TikTok медиапроекта «Национальный акцент» существует меньше года, но уже добился феноменального успеха. Познавательные и юмористические ролики о народах России на сегодняшний день имеют около 100 миллионов просмотров и 450 тысяч подписчиков.

RD: Как родилась идея создания канала «Национального акцента» в TikTok? Почему Вы стали вести этот аккаунт?

МЛ: Когда я в прошлом году увидела совершенно фантастические показатели TikTok, то подумала, что эта соцсеть – прекрасная возможность познакомить людей с историей народов России. Я увидела, что здесь есть наша потенциальная аудитория, а эта тема широко не представлена.

В тот момент нам казалось, что аудиторию можно заинтересовать, сняв в тиктоковском ключе ролики из разных точек страны, куда сложно добраться обычному человеку. Однако у этих видео было очень мало просмотров. Мы стали анализировать, почему это произошло, и решили, что у нашего аккаунта должно быть «лицо».

То, что я стану тикток-блогером, мне даже присниться не могло. Но нужно было достичь результата. Поэтому я откинула все свои сомнения и «села в кадр».

Если посмотреть мои первые сюжеты, то они были все еще сделаны по канонам классической журналистики. Мы снимали фантастические вещи. Я плыла на катере в открытом океане, а за моей спиной прыгали тюлени, рассказывала местные легенды о вулканах, сидя рядом с огненной лавой.

Эти видео в ТикТок зашли лучше, но ожидаемого результата это не принесло – всего несколько тысяч просмотров. Тогда мы решили совершенно поменять подачу материала, суть которого осталась прежней. Оказалось, что, если ты правильно формулируешь идею и попадаешь в тему, необязательно лететь на вулкан, достаточно просто уютно устроиться в кресле в студии в Москве – и это дает миллионы просмотров.

Многим подросткам, которые находятся на этой платформе, очень интересна история народов России. Ведь они практически ничего об этом не знают.

И, если посмотреть комментарии, то многие из них из серии: «как жалко, что Вы не моя учительница истории», «будьте нашей учительницей географии», «наконец я понял, что рассказывали нам на уроке и почему». Пишут в основном подростки, которым не хватает нормального человеческого разговора, без наставлений, высокомерности и менторского тона.

RD: Насколько сложно и как удается уложиться в короткий формат Тиктока?

МЛ: Уложиться очень сложно. Материалы для роликов мы обсуждаем в команде с молодыми 20-летними ребятами. Я не навязываю свое мнение, а предлагаю и смотрю на реакцию. И если в первое время было много недопониманий, то сейчас я стала лучше чувствовать, что подходит, а что – нет. Тикток – это новый вид коммуникации. Именно поэтому я этим занимаюсь. Это другая аудитория, для которой нужен другой язык. И думаю, что люди, обладающие определенными знаниями, должны попробовать освоить этот формат. Я этому учусь.

RD: Откуда Вы черпаете информацию для контента?

МЛ: Я очень много лет занимаюсь темой народов России, поэтому вся информация у меня в голове. Иногда бывает так, что сценарии мы пишем одни, а снимаем совершенно другие ролики. Истории рождаются и благодаря каким-то предметам, которые есть у меня дома. Я пришла в TikTok, чтобы рассказать о том, какая интересная и многонациональная у нас страна.

Был смешной случай. Я недавно вернулась из командировки, где выступала на конференции. Ко мне подошла директор краеведческого музея в Урюпинске и сказала: «Я Вас знаю». Я думала, что она имеет в виду портал или радиопрограммы. Оказалось, ей рассказал обо мне ее 14-летний сын, который подписан на мой Тикток.

И я поняла, что вот она, моя аудитория – подросток из Урюпинска, который смотрит ролики о народах России, ему интересно, и он это рекомендует маме и своим знакомым. Я этим очень горда, поскольку очень мало кому удается заполучить внимание молодежной аудитории – она очень закрыта.

Мне жаловались многие серьезные люди, что когда пытаются найти диалог с молодыми людьми и подростками, то не помогают ни возраст, ни регалии. Тебе могут сказать все что угодно, если ты не заинтересовал. Поэтому каждый раз нужно доказывать, что ты достоин того, чтобы тебя слушали. И каждым своим роликом я доказываю, что старшему поколению есть что сказать.

RD: Как Вы находите темы, привлекательные для молодежи?

МЛ: В одном из комментариев меня попросили рассказать о героях видеоигры Dota 2. Я внимательно посмотрела на этих героев и обнаружила, что один из них – знахарь – с очень четкими руническими символами на одежде, и символы эти очень похожи на вышивку чувашей и марийцев. Я показала эти знаки пользователям и сказала, что, скорее всего, «парень из Поволжья». Что тут началось! За несколько часов тысячи просмотров, лайков и комментариев. А некоторые пользователи в комментариях писали «пойду узнаю, кто такие чуваши и марийцы». И это тоже способ привлечь внимание к истории народов России.

RD: У Вас есть несколько роликов, посвященных российским немцам. Что для Вас, как для российской немки, важно рассказать о своем народе?

МЛ: Мне очень интересно, как происходило взаимопроникновение культур у наших российских немцев. Что они дали, как этнос, и что взяли у других народов. Конечно, приходится сдерживаться, потому что каких-то вещей про российских немцев я больше знаю. Но мы на канале стараемся уделять всем народам одинаковое внимание.

RD: Где Вы находите костюмы для сюжетов?

МЛ: Костюмы все мои. Пока что это все что есть у меня в гардеробе. Что-то было подарено представителями разных народов. Последним приобретением стала папаха, которую я привезла из Осетии. Теперь будет в чем рассказывать о народах Кавказа.

RD: На сегодняшний день у Вашего канала 450 тысяч подписчиков и около 100 миллионов просмотров. В чем, на Ваш взгляд, секрет такой популярности?

МЛ: Возможно в искренности. Я никого не учу. Я искренне хочу поделиться тем восторгом, который у меня вызывает культура народов России. Для Тиктока я – возрастной человек.

Сначала некоторые комментарии меня удивляли, а сейчас я просто улыбаюсь и радуюсь. Например, были такие комментарии: «Жги, бабка!». Я отвечаю: «Жгу, внучок!». Или, если речь идет о видеоиграх, мне пишут: «А бабка шарит».

И это нужно тоже нормально и с юмором воспринимать. Я сама пришла на эту платформу и не обижаюсь. Считаю, что это, наоборот, комплимент. Если тебе есть, что сказать людям и самому интересна эта тема, то аудитория всегда откликается.


Портал RusDeutsch желает Маргарите Арвитовне творческих побед, вдохновения и ярких идей для новых видеосюжетов. Чтобы посмотреть ролики Маргариты Лянге, подписывайтесь на Тикток медиапроекта «Национальный акцент».

Рубрики: Разное