Память сердца говорит…

История нашего многонационального государства немыслима без истории ее народов. История российских немцев — составная часть русской истории.

80 лет назад, 28 августа 1941 года, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О переселении немцев, проживающих в регионах Поволжья». Подавляющее большинство немцев, как известно, было обвинено в поголовном предательстве и депортировано в Сибирь, Казахстан, в Алтайский край, в Среднюю Азию. Немцы Украины, Кавказа, Ленинграда были также депортированы.

Последствия Указа были чудовищны: больше у советских, а ныне российских немцев, не осталось своей малой Родины, т.к. в 1941 году была навсегда ликвидирована Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья (АССР НП), образованная после Октябрьской революции. Народ, незаслуженно обвиненный в пособничестве фашизму, был в одночасье лишен всего: не только крова, могил предков, всего имущества, но и простых человеческих прав на изучение родного языка, сохранение своей культуры, право на получение достойного образования. Это были люди, долгое время жившие без паспорта. Люди без прав, не знавшие, за что им выпала такая участь.

В «предатели родины» были записаны и старики, и еще не родившиеся к началу войны дети. Женщины и дети, старые и молодые загонялись в телячьи вагоны, в трюмы барж. Невозможно посчитать, сколько умерло от голода, холода, болезней по пути на новые места проживания. Так, с 28 августа 1941 года, 80 лет назад, начался путь страданий и унижений советских немцев. Долгие годы лагерей, запретов, ограничений. Единственная вина у этих людей их национальность.

В справках о реабилитации через несколько десятков так и напишут: «репрессирован по национальному признаку» или «признан социально опасным по национальному признаку». Большинство из репрессированных уже не вернулись в родные места, не увидели цветущие сады, ухоженные дома, не посетили могилы отцов и дедов.

Следующим мучительным этапом для немцев была их чудовищная эксплуатация в составе так называемой «трудовой армии». С января 1942 года начинается призыв через военкоматы депортированных немцев-мужчин с 17 до 50 лет в «трудармию», затем в рабочие колонны стали отправлять мужчин 15–55 лет, эта же участь выпала женщинам-немкам в возрасте от 16 до 45 лет, кроме беременных и имевших детей до трехлетнего возраста.

Более 316 тысяч советских немцев было мобилизовано в трудовые колонны за время войны. На территорию Свердловской области было депортировано более 150 тысяч советских немцев и создано несколько лагерей: Ивдельлаг, Богословлаг, Тагиллаг и другие, в которых немцы валили лес, добывали уголь, строили плотины, заводы и города, железные дороги. Мобилизованные в трудовую армию попадали в разряд заключенных. Части НКВД, охранявшие уголовников в тюрьмах и концлагерях, призваны были обеспечить порядок также среди трудармейцев, к которым относились просто бесчеловечно. От советских немцев, лишенных всех прав, требовалось безропотное подчинение судьбе и неимоверный труд.

Наш город свидетель подвига трудармейцев, ведь здесь находился Богословлаг. Трудились советские немцы вместе с представителями других национальностей на строительстве Богословского алюминиевого завода, теплоэлектроцентрали, города.

Одним из тяжелейших объектов была плотина, она унесла наибольшее количество жизней. Несмотря на нечеловеческие условия, плохое питание, отсутствие мест для обогрева, болезни, издевательства, трудармейцы Богословлага работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!»

Каждая немецкая семья испытала на себе ужас трудармии и спецпоселения. Не избежали этой участи и мои родственники. Мой отец Баус Альберт Яковлевич был выселен со своими родителями и братьями из Республики немцев Поволжья в Красноярский край (в архивной справке написано: эшелон № 819, назначение Красноярск), где находился в трудармии и на спецпоселении, а затем прибыл на Урал. Моя мама Елена Генриховна была на спецпоселении в Архангельской области. Мой дядя Баус Филипп Яковлевич был в трудармии в Богословлаге.

Репрессированные советские немцы «состояли под надзором спецкомендатуры», как написано в справке о реабилитации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года со всех немцев, которые были на спецпоселении, были сняты предусмотренные этим режимом ограничения после 15 лет унижений и репрессий. Немцы получили возможность переселиться в другие места.

За годы войны погибла треть немецкого народа Советского Союза. Лишь в 1991 году была узаконена полная реабилитация репрессированных. Никто так и не смог предъявить советским немцам факт их сотрудничества с фашистами.

Все меньше живых свидетелей того страшного времени, когда в считанные дни было депортировано все немецкое население республики Поволжья. Отрадно, что в нашем городе стараются сохранить память о том времени. Прикоснуться к истории советских и российских немцев можно в Краснотурьинском краеведческом музее, где в настоящий момент организована экспозиция «Богословлаг-остров ГУЛАГА».

Весной была оформлена выставка, посвященная 105-летию со дня рождения Александра Генриховича Франка, бывшего трудармейца, заслуженного врача РФ, Почетного гражданина Краснотурьинска. Затем была выставка, посвященная Фридриху Фридриховичу Иогану, которому за заслуги перед городом присвоено звание Почетного гражданина. Этот человек внес большой вклад в культурную жизнь нашего города, в частности, в развитие циркового искусства. На стендах музея есть информация о жизни первого председателя немецкого общества «Возрождение» Александра Генриховича Эйзенаха и Ивана Филипповича Вайса, который продолжил начатое дело и долгие годы возглавлял немецкое общество. Александр Эйзенах и Иван Вайс были инициаторами создания памятника трудармейцам Богословлага на плотине городского пруда. Иван Филиппович автор Книги Памяти, куда внесены 3462 фамилии трудармейцев Богословлага. Их можно также прочитать на памятных плитах мемориала на плотине городского пруда, который был открыт в 1995 году. Ежегодно 28 августа здесь проходят мероприятия в память об ушедших трудармейцах. Сюда приезжают гости из других городов России, а также из Германии.

У трудармейцев Богословлага нет могил в прямом понимании этого слова. Но я помню, как в детстве в поселке недалеко от города (его называли 42-й квартал) на полянах мы видели много заостренных деревянных столбиков на холмиках. Никто из нас не подозревал, что это памятные знаки на братских могилах трудармейцев.

Ведь именно сюда, на 42-й квартал, свозили на подводах умерших трудармейцев, а на холмиках ставили столбики. Столбики постепенно сгнивали, их убирали. В конце концов, не осталось ни одного, а холмики постепенно сравнялись. Сколько их было, никто не знает. В то время не принято было рассказывать подробности того тяжелого времени.

Российские немцы прошли трагический путь. Но то, что они сделали для России, достойно уважения. 28 августа не только день скорби по ушедшим, но и день памяти о тех, кто, несмотря на нечеловеческие страдания, не озлобился, а продолжал трудиться на благо Родины. Каждый народ уникален, неповторим в своей истории, культуре, традициях. Российским немцам необходимо и дальше передавать последующим поколениям свой язык, национальную культуру, сохранять память о страницах истории своего народа.

По данным информационного портала RusDeutsch, раздел «История немцев России».

Рубрики: 80-я годовщина депортацииРазное