Маргарита Матова: «История рода Крахтов меня захватила целиком»

5 марта в Российско-Немецком Доме в Москве при поддержке Международного союза немецкой культуры прошел творческий вечер, посвященный истории династии Крахтов. Его главным событием стала презентация дилогии – «Скульптор Константин Крахт (1868-1919) и Эпоха. Взгляд столетие спустя» и «Альбом произведений скульптора К. Крахта (1868-1919)».

В интервью порталу RusDeutsch автор издания, Маргарита Матова, рассказывает о ставшей знаменитой в России семье Крахтов, с которой породнилась, выйдя замуж за представителя пятого поколения российской ветви Крахтов, доктора медицинских наук, профессора спортивной медицины – Владимира Владимировича Матова.

История началась с того, что после образования Российской Федерации в начале 90-х годов «приоткрылся», именно «приоткрылся», как теперь ясно, доступ к государственным архивам. Вот тогда-то мы с моим мужем решили изучить и возродить историю его рода Крахтов. Материалы собирались буквально по крупицам, поскольку документов в семейном архиве было совсем мало, а в старинных фотоальбомах не было никаких сведений (ни дат, ни имен запечатленных там людей). Тут-то и пригодилась помощь живших тогда старших поколений Крахтов. Мой муж вспоминал рассказы своей матери Елены Крахт-Рыбинской и других членов семьи, и прекрасно изложил эти семейные предания и легенды в своей первой книге, положившей начало нашей «Саге о Крахтах» в 1995 году.

Работа в архивах оказалась чрезвычайно интересной и полностью меня поглотила. Это было замечательное время! К тому периоду моей жизни я уже давно работала старшим научным сотрудником в академическом институте, была кандидатом психологических наук и имела много научных публикаций. Однако мне пришлось окунуться в историю, но не в ту, которую мы учили в школе советского периода, и в поиске, в его открытиях, нашла огромное удовлетворение.

Каждая находка была настоящим счастьем! Пришлось изучать историю и России, и Германии, а это было совсем не просто! Я даже изучала, не владея немецким языком, документы Евангелическо-лютеранской церкви, где были зарегистрированы родившиеся и умершие лютеране.

Первую книгу из «Саги о Крахтах» мы готовили вместе, но после ухода из жизни моего мужа, с которым мы прожили 60 лет, я продолжила нашу работу одна, так как поняла, что кроме меня некому продолжать начатое дело. Если не я, то кто?

Предки российских Крахтов приехали из Германской империи, из Великого герцогства Мекленбург-Шверина, которое после войны с Наполеоном оказалось в бедственном положении. Как писали тогда, «кроме песка ничего в Мекленбург-Шверине не осталось». Теперь Шверин – это благоухающий курорт, красивый старинный город, который обязательно следует посетить.

Первое поколение немецких переселенцев Крахтов не стало принимать российское подданство и менять свои немецкие имена на русские. Но второе поколение, родившееся в России, в том числе и отец скульптора Константина Крахта, уже носили русские имена. Они совсем не скрывали своего происхождения, а наоборот, им гордились, владели несколькими языками, немецким, французским и русским, ставшим для них родным.

Отец Константина Крахта, Федор Федорович Крахт за выслугу лет и отличие по службе был произведен в действительные статские советники, сделал прекрасную карьеру: на него как «на члена Московской судебной палаты многие годы возлагались обязанности производства следствий по государственным преступлениям». Он был награжден самыми высшими наградами Российской империи, что давало право и на потомственное дворянство. А дядя скульптора – Владимир Федорович Крахт был основателем и первым директором Брянского металлургического завода. Он вместе с другими акционерами создал завод, который впоследствии стал вторым по мощности после Путиловского завода в Санкт-Петербурге.

Уйдя в отставку, отец и дядя К. Крахта уезжают в приобретенную на торгах у Татищевых в начале 1890-х разоренную усадьбу Токарёво в Смоленской губернии. Там они создают красивейшую семейную резиденцию Крахтов. Это было трехэтажное здание с колоннами, о котором писали известные издания того времени.

В главном доме и его флигелях выросло не одно поколение Крахтов, в том числе мама моего мужа, ее брат и сестра. Там бывали Борис Пастернак и совсем юная Марина Цветаева, другие яркие представители «Серебряного века», знаменитый модельер Н. П. Ламанова и многие известные люди из окружения старшего, а потом и следующих поколений рода Крахтов.

После революции 1917 года имение было национализировано вместе со всем имуществом и находящимися в мастерской К. Крахта, в Главном доме и в саду перед ним, скульптурами.

Личность Константина Крахта чрезвычайно интересна. Он был очень интеллигентным, разносторонне образованным человеком, по воспоминаниям его младшего сына, немногословным, и даже, несколько замкнутым, но, вместе с тем, и очень эмоциональным.

Меня привлекали его потрясающая целеустремленность и внутренняя сила. Очень хотелось распознать его облик, понять каким он был человеком и что его вело по жизни. Мои книги о нем – это своего рода расследование.

В них представлен его психологический портрет, реконструированный мною на основании воспоминаний его современников и найденных биографических фактов. Он мне был интересен как психологу. Ведь Константин Крахт начинал свою карьеру как юрист, служил в различных юридических компаниях и был адвокатом, потом работал в Московской судебной палате. Но творчество, ваяние, стало для него превыше всего. Он был удивительным человеком и притягивал к себе интереснейших людей, прежде всего, из мира искусства и культуры. Он стал не только великолепным скульптором, но и преподавателем теории скульптуры.

У нас осталось творческое наследие Владимира Николаевича Матова – члена Союза писателей СССР, отца моего мужа. Сохранились его повести, написанные в начале ХХ века после революционных событий. Есть его завещание с правом публикации его неизданных книг. Можно попробовать…

Вынашиваю также замысел продолжить и «Сагу о Крахтах», написать о звездной семье Сергея Федоровича Крахта, доктора медицины, профессора Императорского Московского университета (старшем брате скульптора К. Крахта).

Он был женат на знаменитой актрисе Малого театра, ставшей Народной артисткой СССР Е. Д. Турчаниновой (в замужестве Крахт), в браке у них родилась дочь Маргарита Крахт. Многое об этой семье уже найдено мною в РГАЛИ и в ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, есть фотографии и документы из семейного архива. Как все успеть?!

История и судьба любого рода интересна и ценна сама по себе. Человек должен знать откуда он родом.

Мы с моим мужем с упоением многие годы возрождали прошлое, лики эпох в которых жили, работали и созидали представители большой семьи российских немцев. В результате удалось возродить из небытия достойный род немецких переселенцев, ставший теперь и моим. Надеюсь, что наши сын и внучка присоединятся к этой работе.

Обе мои книги дилогии о К. Крахте, о которых шла речь выше, стали лауреатами Всероссийских конкурсов грантов «Российские немцы в авангарде будущего» в 2019-м и в 2020-м году. Эти издания осуществлялись из средств Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.

Константин Федорович Крахт оставил яркий след в культуре России. Хотелось бы, чтобы о нем и его старинном роде знали и помнили и в стране его происхождения –Германии. Теперь должна исполниться наша мечта, чтобы отблеск К. Крахта и его замечательных сородичей, оставленный в России и отраженный на русском, а теперь и на немецком языках, стал достоянием обеих наших стран. Чтобы и в Германии могли гордиться этими достойными, талантливыми и созидательными людьми.

****

В завершение хочу выразить благодарность Международному союзу немецкой культуры за колоссальную работу, которая проводится для сохранения и развития многовековых отношений двух наших держав. Символично, что наши книги вышли в свет именно в Год Германии в России, который проводится в 2020-2021 годах с целью укрепления и расширения Российско-Германского сотрудничества в сфере культуры.

Рубрики: АвангардКнижная полкаКонкурсы, гранты, олимпиадыМероприятияМы - российские немцы!Российско-Немецкий Дом в Москве