«Творческая академия российских немцев» подвела итоги


В этом году «Творческая академия российских немцев», которая проходила с 24 по 27 сентября, впервые попробовала для себя экспериментальный онлайн-формат. За четыре дня лекций и мастер-классов ведущих хореографов, музыкантов и режиссеров талантливые люди из числа российских немцев не только познакомились с актуальными тенденциями в современном искусстве, но и получили возможность применить полученные знания на практике.

Перед каждым занятием для «академиков» проводилась этно-зарядка на немецком языке. Своим впечатлениями о работе «Академии» и мыслями о дальнейшем развитии этого направления делятся организаторы, участники и кураторы проекта.

Какие задачи стоят перед Творческой Академией в ближайшем будущем, как развиваться проекту в дальнейшем, какие проблемы необходимо решать, учитывая новые жизненные реалии и главное – как сохранить культурные традиции российских немцев и в то же время придать им современные формы. Эти вопросы стали центральным в первый день работы «Академии».

«Творческая Академия российских немцев зарождалась как проект Немецкого молодежного объединения. Идея была в том, чтобы представить культурное направление в более современной и привлекательной форме», – говорит Первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс.

В тот момент мы не знали, долго ли будет жить этот проект. А он продолжает существовать и развиваться. Прошло 10 лет, и мы оказались в новой для себя ситуации. Теперь мы говорим через экран.

И наша задача узнать, что мы потеряли и что приобрели в новых для себя условиях и что мы можем представить на фестивале в 2021 году. Необходимо понимание того, как мы дальше будем строить работу и продвигать культуру российских немцев, как национальные традиции облечь в современные формы». По мнению Ольги Константиновны, необходимо, чтобы культура российских немцев была неразрывно связана с языком. Поэтому, когда мы говорим об уличных танцах или немецких песнях, лучше употреблять не привычные англоязычные термины, а немецкие слова – Straßentänze и Liedermacher.

Арнольд Райник, руководитель Творческого объединения российских немцев считает, что необходимо поддержать деятелей культуры для развития их потенциала.

Мы, как творческие люди, мало способны к объединению, не можем «шагать строем». Поэтому нам нужен менеджер, который будет объединять и структурировать нашу деятельность в соответствии с общими целями и задачами.

По мнению Райника, нужно также поддерживать культурную идентичность внутри сообщества. «Мы должны ощущать неразрывную связь времени, привлекать молодежь к изучению нашего фольклора. Это наше богатство».

В этом году в «Творческой академии» приняли участие 20 человек из Москвы, Калининграда, Кемерово, Тюмени, Орска, Томска, Старого Оскола, Тольятти, Шадринска, Ижевска, Новосибирска, Калуги и Костромы.

О том, насколько успешным стал непривычный удаленный формат, чего удалось достигнуть и над чем нужно еще поработать, а также каким видится будущее «Академии» говорят организаторы, руководители направлений и участники проекта.

Юлия Эрнст, проект-менеджер отдела «Авангард»:

«Проект в экспериментальном онлайн формате прошел успешно, участники Академии презентовали результаты своей работы – танец, песню, замыслы и идеи. Участниками Академии были российские немцы из числа творческой молодежи, как профессионалы с очень высоким уровнем подготовки, так и любители, занимающиеся творчеством в свободное время. Но все участники показали высокую мотивацию к получению новых знаний и развитию уже имеющихся компетенций.

Онлайн-формат, конечно, очень сложен для реализации именно творческих проектов. В том смысле, что не случается магия личного общения наставника с участником, которая очень важная для творческой деятельности и совместного достижения результата. Однако мы старались максимально включить участников в творческий процесс, происходящий онлайн: спикеры вели трансляцию из собственных студий, театров; они постоянно активизировали участников вопросами и заданиями. Мы привлекли только тех спикеров-профессионалов, которые уже имели успешный опыт подобного онлайн взаимодействия. Сложности, были, прежде всего, технического характера, а также, поскольку в Академии приняли участии представители молодежи из разных регионов России, на посещаемость иногда сказывалась разница во времени. Удобство онлайн формата – это возможность записать лекции и мастер-классы и прослушать их в любое удобное время. А также записать презентации и творческие номера участников Академии для развития их дальнейшей творческой деятельности».

Академия может развиваться в качестве комбинированного проекта, одновременно в формате оффлайн – уже традиционном и онлайн. Онлайн мы можем приглашать различных интересных спикеров, которые иногда не имеют возможность приехать на проект, поскольку, например, находятся за рубежом, но отвечают целям Творческой академии и будут интересны нашим участникам.

Светлана Ханжина – художественный руководитель и режиссёр театральной мастерской «ТеМа» (куратор направления «Театр»):

«Мы решили, что для всех участников это будет классный формат всем будет здорово и интересно. Но по обратной связи формат подошел не для всех. Это формат добровольный и не у всех достаточно мотивации получать собственные знания. Были участники, которые принимали участие во всех занятиях. А были те, кому это, возможно неинтересно и не очень нужно. Поэтому, на мой взгляд, смена формата повлияла на посещаемость и итоговый результат».

Полина Захарова – директор театра «Мимикрия», организатор всероссийских и международных фестивалей (куратор направления «Хореография»)

«В направлении «Хореография», к сожалению, зарегистрировалось не так много участников, как хотелось бы. И не все смогли заниматься полноценно все четыре дня. Но зато работа получилась почти что индивидуальной. Шесть активных участников из разных городов имели возможность плодотворно поработать с крутыми педагогами и представителями современного танца в России. Это уникальный опыт. Я наблюдала как прорастают идеи ребят после каждого занятия и лекции и радовалась, когда видела, что они тут и сейчас используют новые знания, техники, стили и опыт.

Онлайн-формат оказался очень удобным! Ведь таким образом можно собрать одновременно людей из разных городов и стран! Минусов много. Это и качество связи участников, и всегда могут возникнуть проблемы технические с устройствами, и разные часовые пояса. Но вместе с тем, это возможность совместить важный проект со своей работой или учебой, оставаясь дома. Мы как могли создавали на общих сборах атмосферу за счет проведения игр и интерактивов, используя все технические возможности зума! И это было здорово, мы смотрели в прямом эфире как пели и танцевали и испытывали эмоции не меньше чем вживую, как мне кажется. Один из важных плюсов – любое событие онлайн легко записать и сохранить!

Творческая академия открыта для всех российских немцев, которые хотят научиться чему-то новому. И несмотря на разный уровень участников, каждый получает новые знания и инструменты для работы.

Возможно в будущем может быть разделение программ для любителей, профессионалов, новичков, вольных слушателей. Но принцип академии должен остаться – это выход на практический результат, как и получилось в этот раз: были разработаны замыслы реальных спектаклей, созданы хореографические соло на разные темы и написаны песни в разных жанрах.

То, что я видела, слышала и успела изучить, у меня вызывает уважение. Молодые люди не просто учат язык, а создают на нем творческие работы, обращаются к творчеству немецких композиторов, художников, балетмейстеров. А главное – чтят память предков и делают все, чтобы укреплять связи между Россией и Германией».

Мария Ахлупкина (участница направления «Театр»):

«Начиная с 2011 года, я стараюсь не пропускать Проекты «Авангарда». Каждый проект по-своему уникален и неповторим. Изначально меня испугал тот момент, что проект будет проводиться в формате онлайн. В первый день мне, действительно, не хватало энергии и самой атмосферы, которую мы ждем из года в год, собираясь на проектах. Потом я стала втягиваться в процесс и принимать активное участие. Я не пропустила ни одной лекции и соблюдала дедлайн. И тут пришло понимание того, что даже, когда ты находишься по ту сторону экрана, происходит тот самый процесс, в результате которого творческая молодежь сохраняет свою этническую идентичность, затрагивает культуру, историю и традиции российских немцев. Ребята предлагали интересные проекты, затрагивали проблемные темы, которые не оставят равнодушными потомков российских немцев и привлекут внимание социума и общественности.

Социальный театр, о котором мы говорили все дни проекта – отличная форма для реализации всех замыслов. Хочется пожелать всем удачи, для воплощения этих проектов в реальность.

И, конечно же, слова бесконечно благодарности референтами, которые пополнили нашу копилочку знаниями и поделились бесценным опытом в данном направлении! И не смотря на сложную ситуацию в стране и в мире в целом хочется встретится на новом проекте авангард! И продолжать реализовывать проекты и нести нашу историю и традиции в массу! Ведь мы – российские немцы! И мы этим гордимся!»

Нина Генкель (участница направления «Хореография»):

«Проект прошел отлично. Впечатление остались незабываемые, я не ожидала, что столько информации могу за такой короткий срок получить и в конечном итоге еще осуществить.

Для меня лично был онлайн-формат очень удобным. Единственный минус, что нельзя тех людей, с кем знакомишься и работаешь пару дней изначально в реальной жизни узнать, увидеть в живую.

Я очень много информации получила по теме хореография и я сразу же в итоговом проекте творческой академии немного из новой информации применила.

Академия усовершенствуется с каждым разом, неодинаковые темы, а каждый раз новое, более современные, модное, так же берется из немецкой культуры многое, как в нашем случае, язык и народный танец, культура и история».

Наталья Василенко (участница направления «Хореография»):

«Проект прошел замечательно, впечатления все на высокой эмоциональной ноте.

Главный плюс формата-онлайн, он позволяет сохранят многие ресурсы. Молодежь должна была попробовать такое новшество, которое диктует нам сегодняшний день. Теперь мы будем выбирать, в каком формате нам проводить мероприятия и встречи. Все педагоги смогли «зажечь», несмотря на общение через экран.

Я веду танцевальный клуб по немецким танцам и теперь я не боюсь онлайн-формата, как это было в апреле. Мастер-классы были максимально полезны. Всего четыре дня, а информации как будто, ты училась несколько месяцев. Для меня было главным научиться тому, как создать танец за кроткий срок, и теперь я смогу это применить в своей работе.

Главным итогом в направлении «Хореография» было создании соло. Я раньше не делала этого. Тема российских немцев для меня очень близка. Это коснулось моей семьи и сейчас я руководитель организации российских немцев в Костроме, поэтому я решила делать соло на эту тему, возможно если не творческая академия, то не получилось того, что я создала за это короткое время. Пришло вдохновение! А наши кураторы помогли создать это в танце. Творческой Академии я желаю творить дальше, собирать творческих людей и помогать осуществлять им свои замыслы. Российские немцы могут сохранять свою этническую культуру через искусство. И в этом нам помогает Творческая академия!».


Проект осуществляется из средств Программы поддержки российских немцев в Российской Федерации.

Рубрики: АвангардМероприятияМы - российские немцы!