Сегодня Эмиль Лихнер – не только талантливый исполнитель, но и музыкант, чье творчество выходит за рамки привычного. В интервью мы поговорили о его первых шагах в музыке, выборе между сольной карьерой и работой концертмейстера, культурных впечатлениях от гастролей, а также о планах, вдохновении и музыке, которая становится мостом между странами и эпохами.
Эмиль Лихнер – талантливый пианист Омской филармонии. Его музыкальная история началась в Омске, в стенах Детской школы искусств № 4, где юный пианист впервые прикоснулся к клавишам, даже не подозревая, какой путь ему предстоит. Уже в восемь лет – первый сольный концерт, затем – переезд в Москву, учеба в легендарной Центральной музыкальной школе при Консерватории имени Чайковского, выступления на престижных конкурсах. В его игре чувствуется глубина, техничность и особая чуткость к музыке – возможно, отчасти благодаря немецким корням, связь с которыми он сохраняет.
Расскажите о ваших первых шагах в музыке. Как вы пришли к фортепиано? Кто или что вдохновило вас выбрать этот путь?
Моя мама всегда любила классическую музыку, поэтому при каждой возможности покупала пластинки и ставила мне. Коллекция была разнообразная: от старинной музыки, зарубежной и русской классики, симфоний, балетов до музыки советских композиторов, рок-опер, различных групп 1970-80-х годов.
У дедушки и бабушки в квартире стояло фортепиано. Кстати, дедушка замечательно играл на нем, а также на гитаре и гармони. Часто на семейных вечерах исполнял различные песни под собственный аккомпанемент. Благодаря такому окружению я увлекся миром звуков и начал тянуться к фортепиано, когда клавиши были еще на уровне моих глаз.
Родители вовремя это заметили и отвели меня на прослушивание в музыкальную школу. После поступления фортепиано переехало в нашу квартиру, а я начал старательно осваивать тонкости музыкального искусства.
Вы учились в Москве, но вернулись в Омск. Почему приняли такое решение? Как родной город повлиял на ваше становление как музыканта?
Омск, вместе с моей музыкальной школой – Детской школой искусств №4 – и моим педагогом Лилией Борисовной Пахотиной дали мне путевку в музыкальную жизнь. После того, как я стал лауреатом конкурса Центральной музыкальной школы, мне предложили внеконкурсное поступление в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, которую я могу смело назвать одной из лучших в мире. В Москве я прожил половину своей сознательной жизни, а в Омск вернулся по семейным обстоятельствам, но ничуть об этом не жалею.
Вы работали концертмейстером, а теперь выступаете сольно. Какое амплуа вам ближе – аккомпаниатора или солиста? В чем особенности каждого?
Следует сказать, что я на протяжении всего творческого пути выступал как сольно, так и играл в камерных ансамблях и аккомпанировал. Только на разных этапах количество времени, уделяемое этим направлениям фортепианного искусства, отличалось.
Ближе мне всегда было, конечно, сольное исполнительство. Только в нем можно абсолютно свободно и независимо ни от кого выражать свои мысли и чувства.
Искусство же концертмейстера – это больше про хорошее понимание особенностей инструмента солиста, всецелую поддержку и чувство ансамбля.
Как вы готовитесь к выступлениям? Есть ли у вас особые принципы работы над программой?
Работа над концертным репертуаром занимает много времени. Даже в моменты прогулок или встреч с друзьями я зачастую мысленно продолжаю размышлять над аппликатурой, фразировкой, проигрываю в голове части произведений. Порой от такой работы в уме намного больше пользы, чем от занятий непосредственно за инструментом.
Вы участвовали в мастер-классах в Германии и гастролировали в Японии. Какие культурные различия в восприятии музыки вы заметили? Были ли неожиданные реакции публики?
Музыка – это универсальный язык, который понимает каждый. Она стирает все границы и погружает человека в особую атмосферу.
Во время публичного исполнения я всегда стараюсь достичь эмоциональной связи со слушателями, чтобы они «поймали мою волну». Неважно – Япония ли это, Германия, Россия или любая другая страна.
Ваши программы включают произведения Рахманинова и европейских композиторов. Как вы выбираете репертуар? Есть ли у вас любимые эпохи или стили?
У меня обширный репертуар – от Доменико Скарлатти и Иоганна Себастьяна Баха до Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. На выбор произведений для каждого конкретного концерта влияет много факторов. Но, как правило, стремлюсь к логической, эмоциональной и стилистической полноте и завершенности. Если говорить о любимых эпохах, то на данном этапе мне наиболее близок романтизм XIX и начала XX века. Также очень люблю импрессионизм, причем не только в музыке.
Что для вас значит звание стипендиата Правительства России? Как эта поддержка влияет на ваши творческие планы?
Очень почетно стать стипендиатом Правительства России. Я стараюсь всё вкладывать в собственное развитие как музыканта – постоянно покупаю печатные ноты в хороших изданиях, хожу на концерты классической музыки. И эта мера поддержки приблизила меня немного к исполнению моей мечты – покупке нового рояля. Ведь хороший инструмент, который всегда в доступе для занятий, очень способствует профессиональному росту.
Вы бывали в Германии. Было ли там что-то, что особенно вас тронуло или удивило как человека с немецкими корнями?
Посещение Германии навсегда оставит особый след в моей памяти, ведь это была моя первая заграничная поездка. Я был подростком. Всё тогда казалось совершенно необыкновенным и другим. Архитектура, кухня, повсюду малопонятная мне речь и вывески. Совершенно отличающийся от российского уклад жизни. К сожалению, не получилось посетить так много мест, как хотелось.
Если в вашей семье сохранились немецкие традиции, расскажите о них. Может быть, музыкальные предпочтения, праздники, язык?
Моя бабушка по отцовской линии была немкой.
В семье много говорили на немецком языке. До школы папа практически не знал русский. Когда мы приезжали в гости, то часто я мог услышать разные поговорки и присказки на немецком.
Сейчас я с семьей отмечаю немецкое Рождество, несмотря на то, что моя мама православная.
Хотели бы вы включить в свои программы произведения немецких композиторов или современных авторов - российских немцев?
В моих программах очень часто звучат произведения немецких композиторов, таких как Бах, Бетховен, Шуман, Шуберт. Этой весной исполняли с коллегами, замечательными музыкантами и солистами Омского академического симфонического оркестра, фортепианный квинтет Альфреда Шнитке.
Кто ваши главные музыкальные кумиры? Кого из исполнителей вы цените?
«Не сотвори себе кумира». Мне близки фортепианные интерпретации Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера. Среди дирижеров – Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян. Очень люблю вокальную камерную музыку в исполнении Дитриха Фишера-Дискау.
Какие проекты вы мечтаете реализовать в будущем? Может быть, сотрудничество с оркестром или авторская программа?
У меня много планов и текущих задач. Конечно, всегда нужно стремиться выступать с сольными концертами в различных концертных залах разных городов и стран, выступать с разными оркестрами. Это обогащает тебя и дает возможность поделиться своим опытом с другими.
А мы с радостью сообщаем вам, что осенью на площадке Российско-немецкого дома в Москве планируется сольный концерт Эмиля Лихнера. Следите за новостями в VK и Telegram, а также на нашем портале!