5 июля завершилась этнографическая экспедиция в Сысольском районе Республики Коми. Участники экспедиции, руководителем которой стал Михаил Борисович Рогачев, известный историк и публицист, побывали в местах спецпоселений российских немцев, услышали много историй о судьбах, сломленных тоталитарным режимом, собрали воспоминания, документы, фото и видео материалы. На их основе будет подготовлена передвижная выставка и материал для книги памяти. Выставка будет представлена в Сыктывкаре в день памяти и скорби российских немцев 28 августа.
В местах бывших спецпоселений Коми проходят этнографические экспедиции
5 июля завершилась этнографическая экспедиция в Сысольском районе Республики Коми. Участники экспедиции, руководителем которой стал Михаил Борисович Рогачев, известный историк и публицист, побывали в местах спецпоселений российских немцев, услышали много историй о судьбах, сломленных тоталитарным режимом, собрали воспоминания, документы, фото и видео материалы. На их основе будет подготовлена передвижная выставка и материал для книги памяти. Выставка будет представлена в Сыктывкаре в день памяти и скорби российских немцев 28 августа.
Именно благодаря проведению подобных этнографических экспедиций сбор материалов по истории немцев в Коми в последние годы стал более системным. Изучение истории немцев в этом регионе – одно из приоритетных направлений деятельности автономии. Это и сбор воспоминаний ветеранов, и научно-практические конференции, это и создание фильмов о жизни отдельных людей и публикации в печати. В течение года местное отделение немецкой автономии собирало родословные семей Сысольского района, куда в период с 30-50 года XX века было репрессировано большое количество людей. И вот, наконец, настал момент, когда в с.Визинга собрались начинающие и уже опытные этнографы. Каждый день они опрашивали людей со сложной судьбой, подвергнувшихся репрессиям. И каждый из них спрашивал: «За что? Что мы сделали?»
Одним из тех, с кем удалось побеседовать, оказался Грунвальд Иванович Реер, рассказавший участникам экспедиции о своей жизни в германском плену. Все началось так: ночью к дому на коне прискакал комендант Гарлиш с плеткой и пистолетом. Чуть ли не застрелил отца. Сказал, чтобы немедленно все собирались, потому что немцы проводят эвакуацию. Семья Рееров в числе многих других семей пошли пешком в Щипетовку. Там вагоны стали бомбить советские войска. Грунвальд Григорьевич видел, как к дереву был привязан мертвый немецкий офицер. Из-за бомбежки была неразбериха, и брат Алексей смог убежать. Как потом стало известно, его приютила одна женщина. Так семья попала в город Лисманнштадт. В 1942 году он попал в немецкий лагерь «Еврейский клуб» в городе Оберлик. Из парней, которым не было еще 18, хотели сделать эсэсовцев. Но из тех, которые с ним приехали, успели отправить только одного на службу.
Прожил там он около шести месяцев. Семья работала у херра Шауберта. Бабушка и дедушка на тот момент были определены в дом престарелых. Грунвальд работал у владельца хозяйственного магазина херра Зандерса, жена которого часто болела и была бесплодна. Хозяин относился к нему как к сыну. Приходилось делать всякую работу и по дому и в магазине. Он вывозил снег на поле, работал в магазине, убирался дома. Магазин никогда не закрывался, хозяин ему сказал, что если магазин закроется, то больше никогда не откроется. Хозяин часто ему показывал богатый санаторий для господ, который находился на горе. В Германии все было очень строго, например, одним из наказаний было: провинившегося сажали на ночь в погреб с крысами и там они его заживо съедали. Господа ели очень хорошо (слой масла был намного больше слоя хлеба на завтрак, а сверху клали кусочки мармелада). В лагере кормили плохо (завтрак и ужин – чашка кофе, булочка; обед – ложка шпината, две картошины). Его младший брат ввиду маленького возраста получал на одну булочку больше, но делился половинкой с братом. Затем Грунвальд, когда родители построили херру Шауберту дом, переехал к ним.
Когда стали подходить советские войска, в 1943 году их перевезли в Чехословакию, Эгер, Карловы Вары. Мать из-за беременности осталась в Оберлике и родила мертвого сына. После войны ее увезли в Вологду. Бабушка и дедушка были сосланы в Иваново, там они позднее и встретились с внуком Алексеем, который там обучался. Полгода семья пробыла в Эгере, откуда их не выпускали никуда. Чехословакию освободили американцы. Чехи проверяли освобожденных людей на то, взяли ли они золото. А Грунвальд, засунув позолоченные часы в хлеб, намазанный маслом, прошел этот контроль. Приехали послы различных наций. Русский посол записал фамилии этих людей. Забирали их через Эльбу. Со сборного пункта всех отправляли домой. Всех, кроме лиц немецкой национальности.
Другая история была рассказана Попковой (Лох) Татьяной Александровной: «В 1930 году Васе Лох было одиннадцать лет. Он навсегда запомнил, как распродавали имущество семьи. В течение трех дней, как на аукционе, проходили торги. В 1930-ом году, объявили, что семью Лох высылают. На сборы дали один час. 25 человек, взрослых и детей, отправили на железнодорожную станцию в Покровское (ныне город Энгельс Саратовской области). Поклажу и детей везли на подводах, следом пешком шли взрослые.
В пути задохнулась шестимесячная Зельма. Родственникам не разрешили ее похоронить. Ребенка забрали. Андрей Иванович и его жена Эмма Андреевна, родители Зельмы, в дороге потеряют и старшую дочь Марту, которой было всего три года».
Почти каждая семья, в которой побывали участники экспедиции, провожала их словами: «Спасибо за то, что помните».Такие разные судьбы, разные жизни… Но всех их объединят одно горе. Одно на всех.
Автор: Инга Унгефуг
Редактор: Мария Маслина